четверг, 17 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Экс-главу Союза фермеров Казахстана осудили за изнасилование Божко: «мне что-то добавить очень сложно» 93% компаний Казахстана сталкиваются с киберугрозами Банки рефинансировали займы на сумму около 215 млрд. тенге Эрдоган против перемирия с сирийскими курдами Токаев о будущем Казахстана Конфуз с российским гимном Майлыбаева раньше срока не выпустят В Казахстане обсудят зарплаты с китайцами Назарбаеву дали новый орден Казахи из Китая просят политубежища в Казахстане Кто в стране самый заядлый шопоголик? Ануар Нурпеисов: «если я не могу выбрать президента, я могу выбрать страну, в которой я хочу жить» Таджикская власть признала оппозиционеров террористами Константина Сыроежкина лишили казахстанского гражданства На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии Что сказал Тайжан на встрече с Токаевым? Две трети машин в Казахстане старше 10 лет Тайфун «Хагибис» в Японии: 45 погибших, сотни раненых и миллионы эвакуированных Помощь малому бизнесу за год сократилась на четверть Еще одна жертва Арыси 70 процентов таджиков живут за счет денег из-за границы Премьер – президентам пример Бишимбаев вышел на свободу

Рейтинг вероятных сценариев транзита верховной власти в Казахстане

СМЕНА 2.-2

Анализ ситуации развивающейся за последний год вокруг ведущих групп влияния и отдельных высокопоставленных персон Казахстана, а также ее отражение в различных СМИ, позволяет выявить признаки латентных процессов подготовки данных субъектов к будущему транзиту (переходу) верховной власти в Казахстане.

Активное муссирование в марте этого года в некоторых СМИ слухов о резком ухудшении здоровья Президента РК Нурсултана Назарбаева в связи с его краткосрочным пребыванием в Израиле, а также появление провокационного текста открытого письма к нему 150 представителей национальной интеллигенции и общественных деятелей с призывом выдвинуть в свои преемники акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, представляются лишь малой частью того, что выходит в рамках данных процессов на поверхность.

Определенный накал вносит практически аналогичная ситуация в соседнем Узбекистане, где перспективы преемственности президентской власти неясны точно также, как и в Казахстане, а слухи о тяжелой болезни президента этой страны Ислама Каримова создают резонанс чуть ли не на всем постсоветском пространстве.

В этих условиях в казахстанском обществе очень сильно растет запрос на обеспечение будущего транзита (перехода) власти в цивилизованном русле и, более того, гарантий незыблемости текущего официального политического курса с акцентом на политическую стабильность, межэтническое согласие и т.д. Собственный запрос имеет и властвующая элита, заинтересованная сохранить свой статус-кво и получить в этой связи четкие «правила игры», которые не смогут нарушить следующий глава государства и его окружение. Но положительный или отрицательный исход всего этого во многом будет зависеть о того, каким образом следующий руководитель страны либо, что тоже не исключено, правящая группа придет к власти.

С учетом всего этого исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в мае этого года экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно вероятных сценариев транзита (перехода) верховной власти в Казахстане в обозримом будущем.

Настоящее исследование, во-первых, является логическим продолжением представленного в апреле Рейтинга вероятных преемников Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева (см. http://agencyrating.kz/rating-preemnik2013/). Во-вторых, оно было проведено с учетом вариантов политического развития в контексте будущей смены верховной власти в Казахстане, которые представлены в изданной под эгидой Альянса аналитических организаций в марте этого года книге «Сумеречная зона или «ловушки» переходного периода».

СМЕНА 3-3

При этом авторы настоящего исследования расширили соответствующие сценарии, доведя их количество до 22-х. К тому же для их оценки были учтены такие важные критерии, как приемлемость для общества и властвующей элиты, а также уровень реалистичности.

В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 46 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике. Для оценки рассматриваемых сценариев была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

Общие результаты

Вероятные сценарии транзита (перехода) верховной власти в Казахстане

Приемлемость для общества

Приемлемость для властвующей элиты

Реалистичность

Итоговая оценка

I. Сценарии, предполагающие личное участие действующего Президента РК

1

Добровольное оставление Президентом РК своего поста при сохранении фактического руководства страной в статусе Лидера нации

5,13

5

4,55

4,89

2

Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа членов своей семьи и невмешательством в процесс руководства страной

3,28

3,44

2,95

3,22

3

Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа высокопоставленных чиновников и невмешательством в процесс руководства страной

4,59

4,03

3,03

3,88

4

Инициированная Президентом РК трансформация президентской системы правления в парламентскую, предполагающую выход на первые роли парламента и премьер-министра

5

4,38

3,85

4,41

5

Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с обеспечением их проведения на свободной основе и последующей победой альтернативного кандидата

4,9

2,9

1,64

3,15

6

Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с выдвижением кандидатуры своего преемника и обеспечением его победы на выборах

4,83

3,98

3,4

4,07

7

Передача Президентом РК под давлением членов своей семьи полномочий главы государства кому-либо из них

2,13

2,64

2,51

2,43

8

Передача Президентом РК под давлением высокопоставленных чиновников полномочий главы государства кому-либо из них

2,41

3,08

2,59

2,69

9

Отстранение Президента РК от занимаемой должности представителями властвующей элиты в результате «дворцового» переворота

1,85

2,85

2,58

2,43

10

Свержение Президента РК в результате «цветной революции» с последующим приходом к власти оппозиционных сил

1,88

1,85

1,83

1,85

II. Сценарии, предполагающие ситуации в соответствие с п. 1 ст. 47 и п. 1 ст. 48 Конституции РК 

11

Переход полномочий главы государства к председателю Сената Парламента РК

3,93

3,48

3,4

3,6

12

Переход полномочий главы государства к председателю Мажилиса Парламента РК

3,28

3,03

2,51

2,94

13

Переход полномочий главы государства к премьер-министру РК

3,69

3,49

3,18

3,45

14

Выдвижение ведущими группами влияния во властвующей элите компромиссной фигуры на пост главы государства вне конституционного порядка

3,54

4,5

3,25

3,76

15

Создание ведущими группами влияния временного внеконституционного органа власти в качестве коллективного преемника

2,82

3,74

2,87

3,14

16

Альянс определенных групп влияния с частью оппозиции и создание на этой основе временного коалиционного правительства

3,1

2,87

1,85

2,61

17

Заключение всеми ведущими политическими силами страны соглашения (пакта) и создание на этой основе временного коалиционного правительства

3,59

3,21

1,9

2,9

18

«Война всех против всех» с фактическим разделом Казахстана на территории, контролируемые различными группами влияния

1,44

2,49

3,11

2,35

19

Захват власти в стране одной или несколькими группами влияния вооруженным путем

1,3

1,93

2,21

1,81

20

Захват власти в стране силами объединенной оппозиции вооруженным путем

1,51

1,51

1,26

1,43

21

Захват власти в стране исламистскими силами вооруженным путем

1,23

1,33

1,63

1,4

22

Внешнее вмешательство во внутренние дела Казахстана и создание на этой основе марионеточного режима, подконтрольного соответствующим внешним силам

1,45

2,11

3,21

2,26

 

Таким образом, лидирующие позиции в данном рейтинге заняли следующие вероятные сценарии будущего транзита (перехода) верховной власти в Казахстане:

  • Добровольное оставление Президентом РК своего поста при сохранении фактического руководства страной в статусе Лидера нации (4,89 баллов)

  • Инициированная Президентом РК трансформация президентской системы правления в парламентскую, предполагающую выход на первые роли парламента и премьер-министра (4,41 балл)

  • Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с выдвижением кандидатуры своего преемника и обеспечением его победы на выборах (4,07 баллов).

Важно отметить, что все они входят в группу сценариев, которые предполагают личное участие в их реализации действующего Президента страны Н.А. Назарбаева. Учитывая, что именно он на сегодняшний день является центром принятия ключевых политических решений и обеспечивает баланс внутри властвующей элиты, то решение вопроса о преемственности верховной власти в стране представляется успешным только в том случае, если оно будет исходить непосредственно от Главы государства.

В число аутсайдеров рейтинга попали:

  • Захват власти в стране одной или несколькими группами влияния вооруженным путем (1,81 балл)

  • Захват власти в стране силами объединенной оппозиции вооруженным путем (1,43 балла)

  • Захват власти в стране исламистскими силами вооруженным путем (1,4 баллов).

Очевидно, что речь здесь идет о тех сценариях, которые, во-первых, исходят из неучастия действующего Главы государства, осуществляясь тем самым либо при его преемниках, либо в условиях фактического безвластия. Во-вторых, предполагают вооруженный захват верховной власти в Казахстане в постназарбаевский период.

Рейтинг сценариев, предполагающих личное участие действующего Президента РК

Вероятные сценарии транзита (перехода) верховной власти в Казахстане

Рейтинговый показатель

1

Добровольное оставление Президентом РК своего поста при сохранении фактического руководства страной в статусе Лидера нации

4,89

2

Инициированная Президентом РК трансформация президентской системы правления в парламентскую, предполагающую выход на первые роли парламента и премьер-министра

4,41

3

Отказ Президентом РК от участия в очередных президентских выборах с выдвижением кандидатуры своего преемника и обеспечением его победы на выборах

4,07

4

Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа высокопоставленных чиновников и невмешательством в процесс руководства страной

3,88

5

Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа членов своей семьи и невмешательством в процесс руководства страной

3,22

6

Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с обеспечением их проведения на свободной основе и последующей победой альтернативного кандидата

3,15

7

Передача Президентом РК под давлением высокопоставленных чиновников полномочий главы государства кому-либо из них

2,69

8

Передача Президентом РК под давлением членов своей семьи полномочий главы государства кому-либо из них

2,43

9

Отстранение Президента РК от занимаемой должности представителями властвующей элиты в результате «дворцового» переворота

2,43

10

Свержение Президента РК в результате «цветной революции» с последующим приходом к власти оппозиционных сил

1,85

 

Очевидно, что возможный уход Н.А. Назарбаева с поста Президента РК, но при сохранении им своего руководящего положения в статусе Лидера нации, лидирует по всем оценочным критериям. Иначе говоря, данный сценарий, согласно оценкам респондентов, представляется наиболее приемлемым как для общества (5,13 баллов), так и властвующей элиты (5 баллов), и реалистичным (4,55 баллов).

M

Что касается сценария возможной трансформации существующей системы президентского правления в парламентскую, то он в тройке лидеров представляется достаточно вероятным. Тот факт, что данный вариант транзита власти представляется вполне приемлемым для общества (5 баллов), способен придать ему максимальную легитимность. К тому же он занимает вторую позицию по уровню приемлемости для властвующей элиты (4,38 баллов). В пользу данного сценария свидетельствует существенная активизация на партийном поле Казахстана, которая наблюдается в последние месяцы. Речь идет о создании новой партии «Бирлик» (единство) на базе «Адилет» и «Руханият», а также фактической дерадикализации ОСДП. Высока вероятность, что слухи о досрочных парламентских выборах в ближайшее время подтвердиться и в парламент войдут люди обеспечивающие интересы действующих ключевых групп влияния. Модель трехпартийного парламента уже апробирована в действии. Формальным поводом для роспуска Мажилиса может стать факт поддержки его членов серии антинародных инициатив, которые выдвинуло правительство, в том числе повышение пенсионного возраста и, как следствие вето главы государства (один из вариантов). Высока вероятность, что в новый Мажилис не пройдут народные коммунисты и особенно ДПК «Ак Жол». Последние так и не смогли определиться со своей нишей, а все время работали исключительно на пиар лидера партии Азата Перуашева. Возможные парламентские выборы в перспективе могут стать базой для претворения в жизнь реформы по переходу к парламентско-президентской форме правления.Определенную политическую стабильность в стране способен обеспечить также сценарий, предполагающий определение Президентом РК с кандидатурой своего преемника и обеспечение его прихода к руководству республикой выборным путем. Вместе с тем он менее предпочтителен для властвующей элиты (3,98 баллов), чем предыдущие сценарии. Это обстоятельство, скорее всего, объясняется стремлением ведущих групп влияния и отдельных влиятельных персон самим определять подходящего именно для них претендента на пост следующего Президента РК. Возможно, что именно этот фактор во многом делает данный сценарий менее реалистичным (3,4 баллов) в отличие от предыдущих.

Нижние позиции в рассматриваемой группе сценариев заняли:

  • Передача Президентом РК под давлением высокопоставленных чиновников полномочий главы государства кому-либо из них (2,69 баллов)

  • Передача Президентом РК под давлением членов своей семьи полномочий главы государства кому-либо из них (2,43 балла)

  • Отстранение Президента РК от занимаемой должности представителями властвующей элиты в результате «дворцового» переворота (2,43 балла)

  • Свержение Президента РК в результате «цветной революции» с последующим приходом к власти оппозиционных сил (1,85 баллов).

При этом последний из этих сценариев является здесь наименее реализуемым (1,83 балла). Тем самым респонденты не видят каких-либо предпосылок для совершения в обозримом будущем казахстанского варианта так называемой «цветной революции».

В то же время в данной четверке вероятных сценариев транзита верховой власти наиболее реалистичным выступает «мягкий» переворот, связанный с возможной передачей Главой государством своих полномочий под давлением подчиненных ему высокопоставленных чиновников одному из них (2,59 баллов). Учитывая плохо скрываемые властные амбиции ряда соответствующих персон при усилении ими своих позиций в стране, с одной стороны, и наблюдаемую в последнее время тенденцию некоторого ослабления вертикали государственной власти в связи с невыполнением конкретных поручений Президента РК его подчиненными, с другой стороны, такие ожидания представляются вполне обоснованными. Тем более что рассматриваемый сценарий лидирует в четверке по уровню приемлемости для властвующей элиты (3,08 баллов).

Рейтинг сценариев, предполагающих ситуации в соответствие с п. 1 ст. 47 и п. 1 ст. 48 Конституции РК В данном случае речь идет о гипотетических вариантах перехода верховной власти в Казахстане в случаях либо досрочного освобождения действующего Президента РК от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни, либо его безвременной кончины.  

Вероятные сценарии транзита (перехода) верховной власти в Казахстане

Рейтинговый показатель

1

Выдвижение ведущими группами влияния во властвующей элите компромиссной фигуры на пост главы государства вне конституционного порядка

3,76

2

Переход полномочий главы государства к председателю Сената Парламента РК

3,6

3

Переход полномочий главы государства к премьер-министру РК

3,45

4

Создание ведущими группами влияния временного внеконституционного органа власти в качестве коллективного преемника

3,14

5

Переход полномочий главы государства к председателю Мажилиса Парламента РК

2,94

6

Заключение всеми ведущими политическими силами страны соглашения (пакта) и создание на этой основе временного коалиционного правительства

2,9

7

Альянс определенных групп влияния с частью оппозиции и создание на этой основе временного коалиционного правительства

2,61

8

«Война всех против всех» с фактическим разделом Казахстана на территории, контролируемые различными группами влияния

2,35

9

Внешнее вмешательство во внутренние дела Казахстана и создание на этой основе марионеточного режима, подконтрольного соответствующим внешним силам

2,26

10

Захват власти в стране одной или несколькими группами влияния вооруженным путем

1,81

11

Захват власти в стране силами объединенной оппозиции вооруженным путем

1,43

12

Захват власти в стране исламистскими силами вооруженным путем

1,4

Как видим, при вероятных форс-мажорных обстоятельствах на первые позиции в данной группе сценариев вышло выдвижение ведущими группами влияния компромиссной фигуры на пост главы государства вне установленного Конституцией РК порядка преемственности президентской власти (3,76 баллов). Данное обстоятельство обусловлено самым высоким уровнем приемлемости такого развития событий для властвующей элиты (4,5 баллов) среди рассматриваемых сценариев транзита верховной власти.

Второе место здесь занял переход полномочий главы государства к председателю Сената Парламента РК (независимо от персоны, которая будет занимать эту должность на момент транзита власти – прим.), как это и предусмотрено при рассматриваемых случаях п. 1 ст. 48 Конституции РК. Однако, лидируя в данной группе сценариев по уровню своей реализуемости (3,4 балла), такой переход власти находится на четвертом месте по степени приемлемости властвующей элитой (3,48 баллов).

Примечательно, что возможный переход президентских полномочий к премьер-министру опережает на две позиции аналогичный вариант развития ситуации в отношении председателя Мажилиса Парламента РК (независимо от персон, которые будут занимать эти должности на момент транзита власти – прим.). Хотя по Конституции последний находится на втором месте по правомочности принятия на себя полномочий главы государства.

Данное обстоятельство отражает реальное положение дел в политической системе Казахстана, связанное с доминирующим положением правительства республики в отношении законодательного органа. К тому же властвующая элита, по оценкам респондентов, более склонна к наделению полномочий главы государства премьера (3,49 баллов), чем спикера Мажилиса (3,03 балла). Соответственно этому выглядит и уровень реалистичности перехода верховной власти в пользу каждого из них: 3,18 и 2,51 баллов.

Выход же на нижние позиции в рассматриваемой группе вероятных сценариев транзита верховной власти тех, которые предполагают ее вооруженный захват различными политическими субъектами, позволяют ожидать достижения властвующей элитой определенного консенсуса по данному вопросу и, как следствие, недопущения крайних вариантов его решения. К тому же респонденты, судя по всему, сомневаются в возможностях соответствующих радикально настроенных сил решить этот вопрос в свою пользу даже в постназарбаевский период. Особенно это касается радикальных исламистов, которые, несмотря на совершенные ими в 2010-2012 гг. многочисленные акции экстремистского характера, не имеют возможностей для выступления в ближайшей перспективе в качестве серьезной политической силы.

Общие выводы По всем параметрам самым оптимальным и реалистичным сценарием транзита (перехода) верховной власти в Казахстане в обозримом будущем представляется осуществление этого процесса лично действующим Президентом РК Н.А. Назарбаевым с сохранением им своего главенствующего положения в стране в качестве Лидера нации.

Выгодность реализации в перспективе именно этого сценария обусловлена тем, что он позволит снизить остроту внутриэлитного противостояния и связанные с этим риски для стабильного развития Казахстана, а также обеспечить преемственность официального политического курса. Независимо от того, в чью пользу будет произведена передача полномочий руководителя государства, все это будет происходить под личным контролем Лидера нации. При поддержке последнего и сохранении им арбитража во властвующей элите также постепенно произойдет и укрепление позиций его потенциального преемника.

Определенный запрос в обществе и во властвующей элите имеет также альтернативный вариант перехода власти, ориентированный на кардинальные преобразования политико-властной системы страны. При этом представляется, что при общем контроле за ситуацией со стороны Лидера нации будут уравнены позиции президента и парламента. В таком случае последний из них способен стать органом, аккумулирующим интересы ключевых групп влияния через представленные в нем и подконтрольные данным группам политические партии. Президент же становится устраивающей всех фигурой с ограниченным кругом полномочий. С другой стороны, это позволяет ему поддерживать уже установленные правила игры и, следовательно, внутриэлитную стабильность.

При этом нельзя исключать, что по мере усиления позиций будущего президента он инициирует возвращение к прежнему уровню централизации власти. То есть, сосредоточит полноту власти в своих руках. Формальным основанием для этого шага может послужить неэффективность работы законодательного органа и рост недовольства им среди населения.

Исследование также выявило минимальные возможности членов семьи действующего Главы государства повлиять на решение вопроса с переходом верховной власти в стране в свою пользу. В рейтинге соответствующих сценариев мягкий и жесткий варианты такого перехода заняли пятую (3,22 балла) и седьмую (2,43 балла) позиции соответственно. В первом случае для общества и властвующей элиты, по мнению респондентов, более предпочтительно выдвижение Президентом в качестве потенциального преемника кого-либо из высокопоставленных чиновников (4,59 и 4,03 баллов соответственно), нежели из числа своих близких родственников (3,28 и 3,44 баллов соответственно).

Следует отметить, что все это подтверждает обоснованность выводов, сделанных в Рейтинге вероятных преемников Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева относительно, во-первых, неспособности ближайших родственников Главы государства претендовать в силу ряда факторов на его пост. Во-вторых, востребованности обществом и самой элитой в интересах обеспечения транзита (перехода) верховной власти в будущем в цивилизованном руслеопределенных представителей ближайшего окружения Президента РК, занимающих ключевые позиции в госаппарате.

При всех наблюдаемых в настоящее время и вероятных в обозримом будущем рисков для стабильного развития и безопасности казахстанского общества и государства респонденты, однако, не видят каких-либо серьезных предпосылок, позволяющих ожидать осуществление процесса перехода верховной власти радикальным путем – в результате «дворцового» переворота или «цветной революции». Соответствующие оценки свидетельствуют в пользу действующего Главы государства с его авторитетом среди властвующей элиты и всего населения республики.

Что касается гипотетических сценариев транзита власти, реализация которых будет происходить без участия действующего Президента РК, то респонденты ожидают в соответствующих случаях достижение ведущими группами влияния внутри властвующей элиты определенного консенсуса. В свою очередь, это будет способствовать либо выдвижению ими на пост главы государства устраивающей их персоны, либо принятию вступления на него лица, который будет занимать на данный момент времени должность председателя Сената Парламента РК.

Обращает на себя внимание, что при соответствующих форс-мажорных обстоятельствах респонденты считают менее вероятными сценарии транзита верховной власти, предполагающие создание временного коалиционного правительства с участием представителей как властвующей элиты, так и других политических сил, включая оппозицию. Среди данных сценариев они заняли шестую (2,9 баллов) и седьмую (2,61 балл) позиции.

Такие оценки демонстрируют явное доминирование властвующей элиты среди других участников политической жизни Казахстана, а также низкий политический потенциал оппозиционных сил. При том, что первая из них разделена на соперничающие между собой группы влияния, она все же имеет больше возможностей для сплочения хотя бы под воздействием инстинкта самосохранения, чем действующая оппозиция.

В целом, практически все проранжированные по результатам настоящего исследования сценарии будущего транзита (перехода) верховной власти в Казахстане рассматриваются сегодня как вероятные (гипотетические). Но в любом случае в настоящих условиях развития Казахстана выбор того или иного из них является прерогативой властвующей элиты. А уровень успешности реализации соответствующего сценария будет зависеть от способности составляющих ее групп влияния найти компромисс между собой.

Вместе с тем, нельзя не учитывать откровенно критическое состояние, в котором по ряду моментов сегодня находятся данные группы, включая высокий уровень их разобщенности и противостояния друг с другом. В связи с этим имеются серьезные риски того, что в постназарбаевский период им будет сложно обеспечить преемственность верховной власти и, что еще более важно, официального политического курса в стране. Одним из этих рисков представляется ожидаемое недопущение общества к участию в процессе перехода власти и, как следствие, снижению легитимности его результатов.

С учетом всего этого именно Президент РК – Лидер нации Н.А. Назарбаев, который является сегодня фактически единственным гарантом поддержания стабильного развития республики, способен обеспечить консолидацию общества и властвующей элиты в интересах будущей преемственности верховной власти и официального политического курса. Следовательно, избежать крайних вариантов транзита власти в будущем можно только посредством взятия Главой государства всей полноты ответственности за положительное решение данного вопроса на себя и последующего принятия под его руководством тех или иных мер в этом направлении.

Оставить комментарий

Рейтинг

Страницы:1 2 3