четверг, 26 ноября 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
Еще одни деревья срубили в Алматы, на сей раз отличилась KFC Неизвестный на автомобиле протаранил ворота резиденции Ангелы Меркель Пандемия коронавируса вызвал скачок инвестиций в сферу технологий ФСБ России задержала члена ИГ, готовившего теракт в Москве Депутаты Мажилиса интересуются прививкой от ковида Канада потребовала освободить журналистов в Беларуси Массовое отключение электроэнергии в Казахстане – «подарок» Узбекистана В Узбекистане закупили более 5 тысяч портретов президента В рейтинге по уровню продовольственной безопасности Казахстан входит в топ-50 IATA оценила потери авиакомпаний на фоне пандемии коронавируса Тарифы на комуслуги в 2021 году не вырастут Украина планирует получить более 8 млн доз вакцины от коронавируса в рамках программы COVAX Свыше 3 трлн тенге выделят на ежегодную индексацию соцвыплат В СКО сняли карантин по птичьему гриппу Камбэк Дариги Назарбаевой Израиль нанес ракетные удары по Сирии Назарбаев считает, что «нам удалось избежать негативного развития ситуации» Саакашвили предупредил Украину о надвигающейся экономической катастрофе Число жертв взрыва в кафе Нур-Султана увеличилось Узбекистан закупил по одной вакцине от COVID-19 на каждого узбекистанца Сара Назарбаева призвала казахстанцев жить по совести Алматинцы требуют отставки Сагинтаева В Южной Корее усилили карантинные ограничения на фоне третьей волны коронавируса Подростка осудили на 3 года лишения свободы за связь с 15-летней девушкой Беларусь закупит у России самолеты и вертолеты

Что говорят экономисты о пакете мер по поддержке бизнеса?

Правительство опубликовало пакет срочных мер по поддержке бизнеса и обеспечения стабильности на рынке труда, которое включает повышение  доступности финансирования, предоставление гарантий, налоговые стимулы, снижение проверок бизнеса и обеспечение занятости.

В частности, до 1 трлн тенге будут расширены кредитование и перечень приоритетных товаров по программе «Экономика простых вещей», по госпрограмме «ДКБ-2025» верхний порог кредита будет увеличен и сняты отраслевые ограничения, упростится механизм выдачи гарантий при кредитовании бизнеса.

Крупные объекты торговли, кинотеатры, театры, выставки, спортивные объекты будут освобождены от налога на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком на один год, приостановится начисление пени на один квартал, срок налоговой отчетности за III квартал будет перенесен.

Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном режиме, будут освобождены от налогов.

Отечественный бизнес будет пользоваться льготными мерами поддержки существующих госпрограмм (Дорожная карта бизнеса-2025, «Еңбек», ГПИИР-2025, «Экономика простых вещей» и др.) на унифицированных условиях (6%) без дополнительной финансовой нагрузки.

Будут внедрены новый механизм кредитования в сфере АПК, а также дополнительные налоговые стимулы — освобождение от НДС на импорт биологических активов АПК, включающих крупный рогатый скот и племенных цыплят, а также освобождение от уплаты налога на земли сельхозназначения почти 7 тыс. аграриев.

Будет выделено 300 млрд тг на реализацию Дорожной карты занятости, предусматривающей ремонт инфраструктурных, социальных объектов и дорог местного значения с привлечением к данной работе казахстанских граждан.

Банки не будут начислять штрафы и пени при просрочке платежей, возникших у заемщиков при введении чрезвычайного положения.

«Всем банкам необходимо предоставить отсрочку представителям бизнеса, у которых произошло ухудшение финансового положения», — сказал глава правительства Аскар Мамин.

«В целом, новые меры по поддержке предпринимательства и отечественного производства создадут более 200 тысяч новых рабочих мест», — уверен премьер-министр.

Жарас Ахметов

Известный экономист в интервью ratel.kz отметил, что, по его мнению, льготы получат далеко не все. А потери тех, кому предназначены льготы, можно предполагать, значительно превысят те налоговые послабления, которые им перепадут.

«Что касается унификации ставок и, вообще, расширения финансирования в рамках государственных программ развития, предлагаю вспомнить, как их оценивает глава государства. На совещании по инновационно-индустриальному развитию, проведенному в Караганде 23 августа прошлого года, Касым-Жомарт ТОКАЕВ отметил, что при том, при всем, выделенные на поддержку отечественных производителей 600 млрд тенге целевой ликвидности не достигли адресата из-за бюрократических проблем. "Как мне доложили, по состоянию на 16 августа, одобрено всего 148 проектов на сумму 62,3 млрд тенге", – сказал президент.

И мы были вправе ожидать, что на заседании правительства серьезно и обстоятельно обсудят меры по развитию конкуренции в стране. Понятно, что не все в силах кабмина, есть необходимость и в изменениях в законодательстве, и исправлении правоприменительной практики. Но у правительства есть право выдвигать соответствующие инициативы.

Понятно, что такие меры не дадут мгновенной отдачи, но они откроют новые возможности, особенно перед микро и малым бизнесом.

Если же говорить о самых неотложных мерах, то почему бы государству не взять на себя часть издержек в виде платежей за электроэнергию и коммунальные услуги при помощи субсидий? Это позволило бы хотя бы отчасти сдержать рост расходов.

Что касается доходов бизнеса, то необходимо увеличить объемы государственных закупок, в том числе так называемых социально значимых товаров, затем выводя их на рынок по фиксированным ценам.

Конечно, это антирыночно, но чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных, но все-таки временных мер. И если осуществлять их открыто, под общественным надзором, то можно добиться от их реализации определенных успехов.

Мурат Темирханов

Экономист в интервью forbes.kz отметил, что государственные антикризисные экономические меры должны быть разделены на два направления:

- Меры поддержки для бизнеса и населения, чей доход пострадал из-за карантинных и прочих мер, связанных коронавирусом. Это единовременные меры, связанные с особенностями кризиса.

- Меры поддержки всего населения и роста экономики Казахстана в целом в связи с негативным влиянием падения цен на нефть. Эти меры должны проводиться в рамках стандартной контрциклической фискальной политики, которой до сих пор нет в Казахстане.

Также важно проверять, будут ли антикризисные экономические меры улучшать или ухудшать конкуренцию и рыночные механизмы в экономике в целом или в отдельной отрасли. Если мера ухудшает ситуацию, она должна быть отвергнута.

К сожалению, предложенные меры не были разделены на эти направления. В результате главные задачи размыты и трудны для понимания.

Также неправильно поставлена цель по реализации проектов – «обеспечение максимальной занятости». Прежде всего финансировать надо инфраструктурные проекты, которые дают мультипликативный эффект на всю экономику и способствуют расширению и эффективности частного бизнеса. Падение цен на нефть – это стандартный стрессовый сценарий для Казахстана. Правительство должно было лишь вытащить стандартный план действий в таких случаях.

Ошибкой, по мнению Темирханова, был резкий рост базовой ставки Нацбанком 10 марта с 9,25% до 12,00% и сохранение этой ставки 16 марта. №Базовую ставку нужно немедленно вернуть на старый уровень – 9,00% (рост базовой ставки с 9,00% до 9,25% в сентябре 2019 был ошибкой). Без этого все остальные антикризисные меры будут плохо работать» - уверен он.

«Для возврата доверия к национальной валюте и монетарной политике Нацбанка нужно внедрить официальную политику управляемого плавающего курса тенге, согласно которой курс тенге будет привязан к корзине с индексом цены на нефть и ключевых для Казахстана иностранных валют (доллар США и российский рубль). При этом в корзине нефть должна играть главную роль. Без этого все остальные антикризисные меры также будут плохо работать» - считает экономист.

 

фото с сайта SFK.KZ и Руслана Пряникова

Оставить комментарий

События дня

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33