Генпрокуратура не нашла признаков монополизации экспорта казахстанской нефти и газа
Поддержать

Генпрокуратура не нашла признаков монополизации экспорта казахстанской нефти и газа

«Признаки монополизации экспорта казахстанской нефти и нарушений при экспорте газа из Казахстана не обнаружены. Такой ответ дала Генеральная прокуратура страны на депутатский запрос мажилисмена Павла Казанцева» сообщает пресс-служба Мажилиса.

Поводом для проверки по депутатскому запросу Казанцева стал ряд публикаций в западных СМИ и соцсетях об имеющих место коррупционных нарушениях вокруг экспорта нефти и газа из Казахстана через монополизацию каналов сбыта, незаконности сделок с нефтегазовыми активами и уклонение от уплаты налогов.

«На протяжении последних 10 лет в западных СМИ, а также в местной прессе муссируются время от времени материалы, которые бросают тень как на систему государственного управления, так и на всю нефтегазовую отрасль страны» — говорится в сообщении.

На основании обращения депутатов генпрокуратурой страны совместно с министерствами энергетики и финансов была проведена проверка деятельности «КазМунайГаза».

«Согласно результатам проверки Генеральной прокуратурой Казахстана установлено, что сведения, содержащиеся в данных публикациях, не соответствуют действительности» — говорится в сообщении Мажилиса.

«Не нашла подтверждения информация о занижении экспортных цен на газ, а также использовании компаний-посредников и коррупционных схем для отмывания доходов в сфере экспорта газа из Казахстана компанией «КазРосГаз». В ходе изучения материалов, прокуратура пришла к выводу о том, что подобные заявления складываются из-за непонимания ситуации в отрасли в целом. Свыше 90% экспортируемого из Казахстана природного газа в рамках межправительственного соглашения с Россией в равнозначном объеме возмещается казахстанской стороне через механизм встречных поставок. Единственным и прямым контрагентом в таких сделках выступает ПАО «Газпром» — отмечает пресс-служба нижней палаты Парламента.

Также не нашла подтверждение информация и об использовании швейцарским нефтетрейдером Vitol административного ресурса для монополизации контроля и захвата «львиной доли» в экспорте нефти из Казахстана.

«Факты, полученные Генпрокуратурой Казахстана, говорят о том, что доля нефтетрейдера Vitol в экспорте нефти из нашей страны за последние 10 лет не превышает 10%, в связи с чем говорить о ее «львиной доле» не приходится. Что касается казахстанской доли нефти в месторождениях Тенгиз и Кашаган, процедура закупа которой также стала объектом критики западных журналистов в связи с получением Vitol «привилегированного доступа» к ней, то обстоятельства выглядят несколько иначе, чем в публикациях. Согласно официальным документам, нефтетрейдер Vitol в ходе конкурсных процедур победил в тендере «КазМунайГаза» по предоставлению аванса в счёт будущих поставок нефти, включая казахстанскую долю в месторождениях Кашаган и Тенгиз, за счет предложения наиболее выгодных для КМГ условий» — говорится в сообщении.

Генпрокуратура пришла к выводу, что данная сделка соответствовала законодательству нашей страны, широко применяется в международной практике и была использована в период падения мировых цен на нефть как альтернатива для решения проблемы долговой нагрузки национальной компании «КазМунайГаз».

Проверка Генпрокуратуры страны также не выявила фактов занижения цен на нефть, экспортируемую из Казахстана.

Генпрокуратурой Казахстана также были проанализированы давние обвинения в незаконных сделках по купле-продаже нефтегазовых активов страны.

В 2010-2013 гг. прокуратурой Швейцарии было проведено расследование обстоятельств продажи ряда казахстанских нефтегазовых активов (продажа государственного пакета акций «СНПС-Актобемунайгаз», приватизация компаний «КазСтройСервис» и Kazakhstan Petrochemical Industries, купля-продажа акций компании «Мангистаумунайгаз») и причастности к этому Тимура Кулибаева.

Всестороннее изучение материалов не выявило каких-либо нарушений и было прекращено еще в конце 2013 года.

Группа компаний Тимура Кулибаева за 2015-2019 годы выплатила 1,07 трлн тенге налогов. По этому показателю она занимает 4 место в стране, если сложить налоговые отчисления от всех компаний группы. Ее опережают лишь ТОО «Тенгизшевройл», группа компаний «Самрук-Казына» (со всеми дочерними компаниями) и консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (с учетом структурных подразделений).

«Более того, Тимур Кулибаев является крупнейшим налогоплательщиком среди физических лиц в стране с показателем за тот же период в 12,2 млрд тенге» — указывается в сообщении.

фото из открытых источников

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.