Снятие ареста со счетов Нацфонда – не рано ли радуемся?
Поддержать

Снятие ареста со счетов Нацфонда – не рано ли радуемся?

Накануне окружной суд Амстердама удовлетворил ходатайство Национального банка РК о снятии ареста с активов Национального фонда, находящихся на кастодиальном хранении в Bank of New York Mellon.

Суд согласился с позицией, что активы Национального фонда неприкосновенны.   Аналогичный предварительный арест был наложен бельгийскими судебными органами. Работа по его обжалованию продолжается.  5 января окружной суд Амстердама оставил без изменений прежнее решение от 14 сентября 2017 года об аресте акций Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» общей стоимостью $5,2 млрд в голландской компании KMG Kashagan B. V. Ограничение было наложено в рамках обеспечения иска по исполнению решения по делу Анатолия Стати, Габриэля Стати, Ascom Group SA и Terra Raf Trans Trading Ltd. против Казахстана.

Казалось бы, эпопея с деньгами Нацфонда благополучно разрешилась и можно пить Боржоми. Но, в этом случае, как раз рано.

Во-первых, у западных стран появилась мощная возможность держать деловые и правительственные круги Казахстана в постоянном напряжении

Во-вторых, суд признал неприкосновенными только деньги Нацфонда, которые предназначены для будущих поколений, однако это не значит, что во исполнение обеспечения иска Стати против Казахстана на Западе не смогут заморозить другие счета и активы, принадлежащие Казахстану. Можно вспомнить знаменитую историю со швейцарской фирмой  Noga SA, которая вела спор с Россией и то, как долго это длилось.

Депутат мажилиса Азат Перуашев уже поздравил всех казахстанцев, что все обошлось малой кровью, правда, опять же рано радоваться.

«Из этой ситуации мы должны вывести необходимые уроки. Средства Нацфонда нужно вкладывать не только за рубеж. Понятно, что они должны быть диверсифицированы. Ни один грамотный менеджер не будет рисковать всеми средствами Нацфонда, вкладывать в одно дело. Но какая-то часть этих средств, учитывая их инвестиционное предназначение, должна инвестироваться в нашу национальную экономику. Это деньги, которые должны работать на нас. Иначе получается парадоксальная ситуация: правительство за рубежом платит по ним проценты, в то же время наши средства размещаются в тех же странах, откуда приходят эти деньги», — сказал Азат Перуашев.

Из этой истории Казахстан действительно должен извлечь уроки, и они просты: иностранных инвесторов «кидать» нельзя и вообще, инвесторы — это «священная корова», по крайней мере, если в Астане хотят, чтобы в республику продолжали вкладывать деньги.

Несмотря на то, что правительство трубит об интересе иностранных инвесторов к Казахстану, в реальности в последнее время многие серьезные игроки стали уходить из экономики РК. Так, буквально в октябре 2017 года американская энергетическая корпорация AES Corporation, за 20 лет работы вложившая в экономику Казахстана $400 млн., ушла с энергорынка. 

«Я видел работу AES, которую они провели в Восточном Казахстане. Они, можно сказать, восстановили энергосектор», — подчеркнул CEO Energy Media Тимур Турсунов.

Не договорились с Минэнерго и ушли.

Покинули в недавнем прошлом Казахстан южнокорейский консорциум КС Kazakh B.V., норвежская Statoil, Toyota , ConocoPhillips также отказались от участия в казахстанских проектах. А это были весьма серьезные инвесторы в казахстанскую экономику.

Конечно, эти уходы не в последнюю очередь связаны с последними кризисными явлениями в казахстанской экономике, многие западные специалисты часто называют ситуацию токсичной, а к мнению экспертов на Западе принято прислушиваться

Падение в рейтинге конкурентоспособности также сделало свое дело.

Понятно, что сырьевой сектор страны открыт для вложений, да и желающих немало: иностранные компании готовы мириться со всеми издержками, так как ощущают доходность и перспективность вложений в казахстанскую нефть. Но если руководство страны реально хочет диверсифицировать экономику, то очевидно, что инвесторов нужно привлекать именно в несырьевые сектора. А сюда они как раз идти не хотят, да и боятся. Об этом свидетельствуют все объективные оценки.

Серьезное препятствие для прихода долгосрочных инвесторов в несырьевые проекты отмечает известный британский эксперт Марта Брилл Олкотт, которая отмечает, что в казахстанском бизнесе, несмотря на существующий запрет совмещения государственной должности с крупным бизнесом, доминируют высокопоставленные чиновники, так называемые «агашки», которые решают вопросы с иностранными инвесторами в духе лихих 90-х.

Известный экономист Галим Хусаинов в свое время в соцсетях отмечал, почему иностранцы не будут вкладывать в долгую в Казахстан, если только не в сырьевые проекты.

«Никто не пойдет в Казахстан, даже если им 50% инвестиций возвращать. Общался в Швейцарии с местными специалистами. Спросил, что вы знаете о Казахстане. Сначала он мне задал вопрос: ты знаешь, кто является президентом Швейцарии? Я ответил, что не знаю. Он говорит, и я не знаю. После этого выделил, во-первых, как риск — политическая неопределенность, второе, говорит, что в Казахстане очень высокий уровень коррупции, и даже сказал, где-то 140 место в рейтинге, хуже только в Украине. Объясняется это очень просто — нет у нас системной борьбы с коррупцией. Когда, одних сажают на 10-15 лет, а других за такие же преступления дают условный срок и выпускают на волю. Все это проблемы не только системы борьбы с коррупцией, внутренним сознанием населения, культурой, но и с судебной системой, которая сама коррумпирована на столько, что ей не доверяют даже местные предприниматели. У нас в судах, как на базаре, кто больше дал, тот и победил. Далее разговорился с иностранцем, он говорит, у нас в государственные органы идут только люди, которые никуда не смогли устроиться, быть госслужащим не престижно и не выгодно, все хотят работать в частном секторе. В Казахстане же, все рвутся в государственные органы и власть, ибо у всех это связано с достатком и возможностями. Думаю, у каждого из нас имеются такие примеры, и пока о нас будут думать как о «папуасах» никто там просто так не придет, только если государство гарантирует возврат 100% инвестиций, или возврат будет гарантирован в течение двух-трех лет», — делился своим мнением Галим Хусаинов

История с Анатолием Стати еще больше может отпугнуть инвесторов от Казахстана

Так или иначе, инвестиции иностранцев серьезно улучшили экономическую ситуацию в Казахстане и, по сути, вытащили республику из оков кризиса в 90-ые. И если государство готово в угоду аппетитов отдельных агашек рисковать репутацией страны, ее международным имиджем перед инвесторами, то необходимо быть готовыми, что аресты счетов будут продолжаться, а отношение к Казахстану продолжит оставаться настороженным и скептическим.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.