воскресенье, 08 декабря 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Что думают рядовые украинцы о заявлении Токаева по Крыму? Конец «Олимпа»? День приговоров Стрельба в аэропорту Нур-Султана Топ-менеджер задержан по подозрению в хищении 20 миллионов Токаев сделал еще одно заявление по Украине В Казахстане наблюдается рост платежных карточек МИД Украины вызвал посла Казахстана Трампу грозит импичмент Сколько будет стоить нефть в следующем году? Алиев распустил парламент. Следующие выборы в феврале Чем займется новое Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Токаев прибыл в Германию В Чечне потратят миллионы на медали в честь Кадырова Старшей дочери экс-президента продлили срок Минобразования и науки будет бороться с плагиатом В Вашингтоне обсудили региональную стабильность и права человека в Казахстане МИД Украины отреагировало на заявление Токаева по Крыму. Старый «конь» лучше или трудно с финансами? Токаев о Крыме: это не аннексия Казахстану вернут землю Реимова опять взяли под стражу Стройки не будет Хорошо живут ООН потребовала от Израиля покинуть Голаны

Нацбанк расширяет свои полномочия

С 1 января в Казахстане был введен риск-ориентированный надзор в банковском секторе, а уже с 1 июля в стране начнет действовать новая система валютного регулирования и контроля за финансовыми операциями. Общий вывод экспертов однозначен – регулятор получает все больше полномочий и хочет активно контролировать все операции на финансовом рынке.

Они считают, что расширение полномочий Нацбанка, с одной стороны, благо - теперь с регулятора можно будет спросить за состояние конкретных банков, и он не сможет сослаться на отсутствие полномочий по контролю. С другой стороны, чрезмерное расширение возможностей регулятора может привести к манипуляциям с его стороны и поощрении одних банков и намеренной ликвидации других. 

В комментарии Ассоциации финансистов Казахстана подчеркивается, что основной задачей риск-ориентированного подхода является выявление и предотвращение рисков и недостатков в целях раннего вмешательства и принятия своевременных надзорных действий для обеспечения их финансовой устойчивости и недопущения увеличения рисков. Риск-ориентированный надзор вводит механизм мотивированного суждения, таким образом, финрегулятор сможет проверять топ-менеджмент банков.

Как отмечают в Нацбанке, в ходе надзорного процесса регулятор сможет изучать всю деятельность финансовой организации на соблюдение требований законодательства РК. Внедряется инструмент принудительной реструктуризации обязательств неплатежеспособных банков, которые находятся в критическом состоянии. Считается, что это позволит крупным кредиторам и негарантированным депозиторам вернуть капитал либо часть капитала по восстановлению его способности, либо репутации самого банка.

Также в этом году вступит еще одно изменение, инициированное Нацбанком, а именно - новая система валютного контроля. Уже летом она начнет внедряться.

«Основной задачей законопроекта является расширение охвата статистического мониторинга валютных операций и сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. При этом законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима», – отметил заместитель председателя Национального банка РК Олег Смоляков.

Основные изменения валютного регулирования таковы: признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов; расширение охвата валютных операций трансграничного характера; усиление валютного контроля по операциям, направленным на вывод капитала; уточнение порядка обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных между резидентами валютных операций.

О том, к чему могут привести все эти изменения, Exclusive.kz поговорил с экспертами

Илья Ванин, GR-директор инвестиционной компании "Альпари":

Риск-ориентированный надзор и применение регулятором мотивированного суждения при осуществлении своих функций могут быть весьма полезны, но, как и в любой другой ситуации, здесь есть и обратная сторона. Для применения таких инструментов уровень организации работы и развития механизмов регулирования должен быть достаточно зрелым.

В противном случае это может привести к негативным последствиям для рынка, в том числе к росту коррупционной составляющей, а также неопределенности для бизнеса, так как, помимо установленных законодательством правил игры, появляется еще одна степень свободы, прогнозировать которую не просто, и, естественно, это вызывает опасения у бизнеса. Следует ожидать, что даже весьма аккуратное применение данных мер может привести к процессам консолидации на финансовом рынке, так как более крупным компаниям будет проще адаптироваться и соответствовать новым условиям.

Для снижения данных рисков профессиональному сообществу следует более активно участвовать в формировании нормативной базы, регламентирующей применение риск-ориентированного надзора и мотивированного суждения, чтобы при их использовании в надзорных целях учитывалась и позиция профессионального сообщества, а принятие решений осуществлялось коллегиально.

Алексей Коренев, аналитик ГК "Финам":

Ужесточение надзора за кредитными учреждениями и финорганизациями со стороны Банка Казахстана имеет, скорей всего, своей целью предотвращение нарушений банковского законодательства, улучшение ситуации с кредитными портфелями банков, снижением риска роста просроченной задолженности, а также общим контролем над возможными нарушениями в части антикоррупционных мероприятий.

При этом следует понимать, что абсолютный контроль за банками в принципе невозможен, и практика России, равно как и других государств, это подтверждает. Речь может идти об усилении контроля в той или иной степени.

Данные меры, как правило, неоднозначно воспринимаются финансовым сообществом, так как, несмотря на общую позитивную направленность, несут в себе и определённые трудности для участников рынка. Как в части увеличивающегося документооборота, так и в части ужесточения требований к банковской отечности и целому ряду нормативов.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

Контроль за филиалами иностранных банковских структур - нормальная традиционная практика во многих странах, несмотря на то, что формально эти банковские структуры и имеют, по сути, статус учреждения-резидента, но их основные акционеры и интересанты всё же находятся за рубежом.

Важно отслеживать, чтобы деятельность "дочек" иностранных банковских структур была сосредоточена именно внутри страны, а не приводила к неконтролируемому вывозу капитала за рубеж. А если какие-то из заинтересованных на сегодня иностранных финорганизаций в результате такой практики контроля от процесса и «отвалятся» - например, потому что их цели немного иные - то в этом нет ничего страшного.

Допуск иностранных финорганизаций нужен, прежде всего, как формальная возможность, прописанная в законодательстве для продолжения работы с ВТО. Однако сами финансовые иностранные организации должны быть заинтересованы в выходе на рынок Казахстана больше, чем казахстанский регулятор, открывая для них на определённых условиях собственно эту дверь. Кроме того, это первая итерация, и если опыт не вполне удастся, то в дальнейшем условия всегда можно смягчить, но пока такое сито - то, что надо.

иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33