среда, 14 апреля 2021
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
Председатель ОБСЕ встретилась не только с президентом, но и с представителями гражданского общества Навальный пожаловался, что ему не дают читать Коран Активы казахстанских банков выросли до 32 трлн тенге Минздрав «потерял» предложения по повышению  прозрачности системы здравоохранения Во сколько обошлась "Туркестанская Венеция"? Путин распорядился отметить победу над Золотой Ордой Алиев требует Ереван ответить, откуда Армения получила "Искандер-М" Нефтяники отказываются от вакцинации, боясь потерять надбавки Индия одобрила «Спутник V» Казахстан: ВВП слегка растет Россия разместила на границе с Украиной и в Крыму свыше 80 000 военных Власти готовы платить за оружие до 300 тысяч В Беларуси прекращено вещание Euronews Без ПЦР-справки на борт не пустят Ограничить депутатство двумя сроками предлагает помощник мажилисмена Зеленский запросил переговоры с Путиным. Песков сделал заявление Кыргызстан предложил создать единый электроэнергетический рынок для членов ЕАЭС Политзаключенный Асет Абишев: «Отчет НПМ о моем посещении – лживый» В Алматы протестующие собирают ночевать у здания агентства по финнадзору Прокуратура Алматы начала проверку скорой помощи Узбекистан безвозмездно построит школу в Карабахе Бедных стало больше, а элита все богатеет Команда Навального получила премию за фильм «Дворец для Путина» Жители села в ЗКО пошли наперекор акимату и добились своего Акиматы выдавали пастбища с нарушениями земельного законодательства РК

Что систематически не так в нашем авиахозяйстве?

Как дизайнеры, ветеринары и агрономы регулируют воздушное движение в Казахстане. Генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров адресовал показательно-тревожное письмо президенту страны.

Глава надзорного органа информировал Нурсултана Назарбаева «О состоянии законности в авиационной сфере». Из текста становится очевидно, почему летать в Казахстане дорого, неудобно и, что особенно напрягает, уже далеко не так безопасно.

Письмо генпрокурора – итог проверки Комитета гражданской авиации и подведомственных организаций по обеспечению качества, доступности авиауслуг, а также безопасности полетов.

Если говорить о материальной стороне, то эта проверка «показала, что за 2017-2018 годы в Казахстане произошло резкое удорожание стоимости авиабилетов на 30%». Кажется, о бесконечной зависимости нефтяного Казахстана от цен на авиатопливо известно даже тем, кто ни разу не летал на самолете, а таких в стране подавляющее большинство.   

Генпрокурор пишет, что «дороговизна обусловлена двумя факторами: импортозависимостью от российского авиакеросина (65%) и наличием множества посредников, перепродающих топливо авиакомпаниям на 20-30% дороже цены НПЗ».

И, если «в ведущих аэропортах Лондона, Москвы, Дубай, Гонконга, Франкфурта тонна авиакеросина не достигает $700», то «расходы на авиатопливо в аэропортах Астаны и Алматы за одну тонну составляют около $1000».

Плюс сегодня, как следует из информации, по факту «кабальные условия лизинга воздушных судов», а «затраты на них составляют 17% себестоимости авиабилетов». Общее положение таково, что Казахстан арендует 68% самолетов пассажирских авиалиний – 52 из 76. «К примеру, Qazaq Air арендует три судна и платит каждый месяц по $200 тысяч за лайнер, которые после окончания пятилетнего срока будут возвращены зарубежному владельцу».

Свой личный финансовый вклад вносят и воздушные гавани страны, так как 11% цены авиабилетов – высокие тарифы на аэропортовые услуги. Итоги проверки прокуроров – за последние два года владельцы 16 аэропортов из 20 повысили их стоимость – сразу от 80% до 200%.

Вот одна из причин, почему за «последние три года от перелетов в Казахстан отказались 10 ведущих мировых перевозчиков – голландский KLM (после 25-летней работы в РК), BRITISH AIRWAYS, AUASTRIAN AIRLINES, CHINA SOUTHERN, CZHECH AIRLINES, ASIANA AIRLINES и другие, четыре – сократили частоту полетов – AIR CHINA, WIZZAIR, TURKISHAIRLINES, АЭРОФЛОТ», пишет Кайрат Кожамжаров.

Те, кто еще не помахали крылом, вынуждены выбирать дешевый ночной тариф казахстанских аэропортов, что означает «неудобства для наших граждан и транзитных пассажиров, влечет их отток в соседние страны СНГ с более низкими ценами на международные рейсы». Получается, что цена перелета из Алматы в Москву на 30 тысяч тенге дороже перелета из Ташкента в Москву.

И самое показательное «слабое звено» казахстанского авиахозяйства – системные нарушения в вопросах безопасности. По статистике ГП РК, в 2017-2018 годы произошло 108 авиасобытий, 5 катастроф, где погибло 11 человек.

Общие выводы – «уполномоченный орган вопреки требованиям Закона «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» не ведет надлежащий учет и проверку технического состояния воздушных судов малой авиации. Выявлены 200 незарегистрированных самолетов, 300 – с просроченными сертификатами летной годности в сферах санавиации, сельского хозяйства и туризма. Незамедлительно приостановлена деятельность трех авиакомпаний и эксплуатация 17 судов».

Человеческий фактор – это, когда к сертификации самолетов допускаются специалисты без должной квалификации. По информации генпрокуратуры, из 20 государственных авиаинспекторов лишь «один имеет допуск к оценке состояния иностранных судов, составляющих 90% отечественного авиапарка.

Кайрат Кожамжаров пишет, что «РГП «Казаэронавигация» использует технически неисправное радиолокационное оборудование. За два года в Астане, Алматы и Шымкенте зарегистрировано 200 случаев его поломки, в том числе 97 – в столичном аэропорте».

Вместо обновления технической базы, по словам генпрокурора, руководство предприятия «в 2017 году закупило 38 квартир в Астане на полтора миллиарда тенге. С 2016 года из-за неподготовленной площадки для установки на складах простаивает новое оборудование на один миллиард тенге».

Если говорить о диспетчерах, то некомплект составляет 13% или 95 вакансий. Все та же «Казаэронавигация» за два года «из 54 выпускников единственной в стране Академии гражданской авиации приняло на работу только десять, а «на их четырехгодичную подготовку государство вложило 81 миллион тенге». В то же время, выясняется, что госпредприятие не поскупилось на обучение 230 непрофильных специалистов навыкам в авиадиспетчера в Болгарии, Литве, Румынии и Франции, истратив два миллиарда тенге.

«В результате люди с образованием менеджеров, дизайнеров, ветеринаров, агрономов получили сертификаты диспетчеров авиации через год обучения и допущены к регулированию воздушным движением», – говорит генеральный прокурор.

Здесь же «отличилась» и Академии гражданской авиации, где надзорный орган обнаружил хищение миллиарда тенге «путем организации фиктивных краткосрочных курсов обучения своих студентов за рубежом». Сейчас идет досудебное расследование.

«В целом, приведенные нарушения – следствие снижения контроля со стороны Комитета гражданской авиации и формирования цен на авиауслуги по международным направлениям самими авиакомпаниями и аэропортами без государственного вмешательства, – заключил генеральный прокурор. –  В странах ОЭСР – Швейцарии, Франции, Великобритании, Германии, Турции тарифы монополистов утверждаются государством».

Вот только кто в Казахстане, где и без того давно процветает госкапитализм будет реально бороться с этими монополистами?

 иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33