Россия – наследница Чингисхана?
Поддержать

Россия – наследница Чингисхана?

Как дизайнеры, ветеринары и агрономы регулируют воздушное движение в Казахстане. Генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров адресовал показательно-тревожное письмо президенту страны.

Глава надзорного органа информировал Нурсултана Назарбаева «О состоянии законности в авиационной сфере». Из текста становится очевидно, почему летать в Казахстане дорого, неудобно и, что особенно напрягает, уже далеко не так безопасно.

Письмо генпрокурора – итог проверки Комитета гражданской авиации и подведомственных организаций по обеспечению качества, доступности авиауслуг, а также безопасности полетов.

Если говорить о материальной стороне, то эта проверка «показала, что за 2017-2018 годы в Казахстане произошло резкое удорожание стоимости авиабилетов на 30%». Кажется, о бесконечной зависимости нефтяного Казахстана от цен на авиатопливо известно даже тем, кто ни разу не летал на самолете, а таких в стране подавляющее большинство.   

Генпрокурор пишет, что «дороговизна обусловлена двумя факторами: импортозависимостью от российского авиакеросина (65%) и наличием множества посредников, перепродающих топливо авиакомпаниям на 20-30% дороже цены НПЗ».

И, если «в ведущих аэропортах Лондона, Москвы, Дубай, Гонконга, Франкфурта тонна авиакеросина не достигает $700», то «расходы на авиатопливо в аэропортах Астаны и Алматы за одну тонну составляют около $1000».

Плюс сегодня, как следует из информации, по факту «кабальные условия лизинга воздушных судов», а «затраты на них составляют 17% себестоимости авиабилетов». Общее положение таково, что Казахстан арендует 68% самолетов пассажирских авиалиний – 52 из 76. «К примеру, Qazaq Air арендует три судна и платит каждый месяц по $200 тысяч за лайнер, которые после окончания пятилетнего срока будут возвращены зарубежному владельцу».

Свой личный финансовый вклад вносят и воздушные гавани страны, так как 11% цены авиабилетов – высокие тарифы на аэропортовые услуги. Итоги проверки прокуроров – за последние два года владельцы 16 аэропортов из 20 повысили их стоимость – сразу от 80% до 200%.

Вот одна из причин, почему за «последние три года от перелетов в Казахстан отказались 10 ведущих мировых перевозчиков – голландский KLM (после 25-летней работы в РК), BRITISH AIRWAYS, AUASTRIAN AIRLINES, CHINA SOUTHERN, CZHECH AIRLINES, ASIANA AIRLINES и другие, четыре – сократили частоту полетов – AIR CHINA, WIZZAIR, TURKISHAIRLINES, АЭРОФЛОТ», пишет Кайрат Кожамжаров.

Те, кто еще не помахали крылом, вынуждены выбирать дешевый ночной тариф казахстанских аэропортов, что означает «неудобства для наших граждан и транзитных пассажиров, влечет их отток в соседние страны СНГ с более низкими ценами на международные рейсы». Получается, что цена перелета из Алматы в Москву на 30 тысяч тенге дороже перелета из Ташкента в Москву.

И самое показательное «слабое звено» казахстанского авиахозяйства – системные нарушения в вопросах безопасности. По статистике ГП РК, в 2017-2018 годы произошло 108 авиасобытий, 5 катастроф, где погибло 11 человек.

Общие выводы – «уполномоченный орган вопреки требованиям Закона «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» не ведет надлежащий учет и проверку технического состояния воздушных судов малой авиации. Выявлены 200 незарегистрированных самолетов, 300 – с просроченными сертификатами летной годности в сферах санавиации, сельского хозяйства и туризма. Незамедлительно приостановлена деятельность трех авиакомпаний и эксплуатация 17 судов».

Человеческий фактор – это, когда к сертификации самолетов допускаются специалисты без должной квалификации. По информации генпрокуратуры, из 20 государственных авиаинспекторов лишь «один имеет допуск к оценке состояния иностранных судов, составляющих 90% отечественного авиапарка.

Кайрат Кожамжаров пишет, что «РГП «Казаэронавигация» использует технически неисправное радиолокационное оборудование. За два года в Астане, Алматы и Шымкенте зарегистрировано 200 случаев его поломки, в том числе 97 – в столичном аэропорте».

Вместо обновления технической базы, по словам генпрокурора, руководство предприятия «в 2017 году закупило 38 квартир в Астане на полтора миллиарда тенге. С 2016 года из-за неподготовленной площадки для установки на складах простаивает новое оборудование на один миллиард тенге».

Если говорить о диспетчерах, то некомплект составляет 13% или 95 вакансий. Все та же «Казаэронавигация» за два года «из 54 выпускников единственной в стране Академии гражданской авиации приняло на работу только десять, а «на их четырехгодичную подготовку государство вложило 81 миллион тенге». В то же время, выясняется, что госпредприятие не поскупилось на обучение 230 непрофильных специалистов навыкам в авиадиспетчера в Болгарии, Литве, Румынии и Франции, истратив два миллиарда тенге.

«В результате люди с образованием менеджеров, дизайнеров, ветеринаров, агрономов получили сертификаты диспетчеров авиации через год обучения и допущены к регулированию воздушным движением», – говорит генеральный прокурор.

Здесь же «отличилась» и Академии гражданской авиации, где надзорный орган обнаружил хищение миллиарда тенге «путем организации фиктивных краткосрочных курсов обучения своих студентов за рубежом». Сейчас идет досудебное расследование.

«В целом, приведенные нарушения – следствие снижения контроля со стороны Комитета гражданской авиации и формирования цен на авиауслуги по международным направлениям самими авиакомпаниями и аэропортами без государственного вмешательства, – заключил генеральный прокурор. –  В странах ОЭСР – Швейцарии, Франции, Великобритании, Германии, Турции тарифы монополистов утверждаются государством».

Вот только кто в Казахстане, где и без того давно процветает госкапитализм будет реально бороться с этими монополистами?

 иллюстрации из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.