Султанов пригласил к себе резервистов
Поддержать

Султанов пригласил к себе резервистов

Оспанов Канат

Все больше экспертов считают, что Казахстану необходимо Агентство по стратегическому планированию как некий прообраз Госплана. Как бы там ни было, ясно одно – стране необходима новая  экономическая модель.

Существующая модель экономики Казахстана себя исчерпала. Это стало очевидным после кризиса нефтяных цен в 2014 году. Бесперспективность сырьевой экономики признается и в Казахстане, и в России, чьи экономические модели схожи. В Казахстане принималось много различных государственных программ по преодолению сырьевого характера экономики, но по сути они не дали серьезного результата.

Главной причиной неуспешности государственных программ является либеральная модель экономической политики как в Казахстане, так и в России, основанная на принципе  невмешательства государства в экономическое развитие страны.

В либеральной модели от государства требуется лишь создание макроэкономических условий и условий для свободной торговли. Однако история многократно доказала, что либеральная модель выгодна лишь для стран-лидеров в мировой экономике (однако в последние годы даже США начинают отказываться от либеральных подходов и переходят к политике экономического национализма). Для стран, отставших в своем развитии, либеральная модель не дает шансов для экономического развития и достижения экономического суверенитета.

Международный опыт доказывает, что экономически развитые страны стали развитыми благодаря сочетанию государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций, а не благодаря применению принципов свободной торговли. Именно этим объясняется успех экономических моделей послевоенной Японии, Южной Кореи, Тайваня, которые отличает умелое применение государственного планирования экономики в условиях частной экономики. Япония первой применила модель корпоративного государства, так называемую модель Japan Incorporated. По ее стопам последовали Южная Корея, Тайвань, а в последние десятилетия и КНР.

В этих странах государство полностью определяло стратегические направления экономического развития. Можно сказать, что во второй половине XX века только восточноазиатские экономики оказались более конкурентоспособными в сравнении с западными экономиками. Их успех объясняется тем фундаментальным фактом, что капитализму принципиально требуются стратегическая координация и управление.

Программы индустриализации, принимавшиеся в Казахстане, предусматривали только точечную поддержку отдельных предприятий. Однако индустриальная экономика означает очень развитое разделение труда, т.е. подразумевает создание сложных производственных цепочек – цепочек добавленной стоимости (ЦДС). Поэтому государственная поддержка только отдельных звеньев ЦДС не может дать конечного результата. В настоящее время частные предприятия самостоятельно создать сложные ЦДС не смогут по ряду объективных причин.

Действующие программы поддержки МСБ предусматривают лишь финансовую поддержку субъектов МСБ. Однако в условиях неопределенности сбыта и отсутствия поставщиков сырья и комплектующих невозможно ожидать развития самого главного — промышленного МСБ. В развитых странах крупные корпорации составляют «скелет» экономики, а промышленный МСБ, работающий на крупные корпорации, соответственно, — «мясо» экономики.

Пример Японии

Япония является первым и наиболее ярким примером индустриализации в Азии в послевоенный период. Ведущим ведомством, осуществлявшим индустриализацию страны, являлось Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). С самого начала своей деятельности МВТП начало реализацию концепции «приоритетных производств». Основная идея этой концепции состояла в следующем: необходимо дать толчок развитию определенных отраслей, которые помогут постепенно вывести всю экономику из послевоенной разрухи.

В 1950-е годы МВТП провозгласило цель повышения эффективности и технического уровня японских промышленных предприятий путем концентрации усилий на нескольких направлениях. Во-первых, на повышении качества используемых сырья и материалов. Во-вторых, на обновлении производственного аппарата. В-третьих, на модернизации всей системы управления предприятиями. Был определен круг отраслей и производств, на которые должны распространяться меры государственной поддержки и стимулирования. Всего было выделено 32 приоритетных производства, в том числе угледобыча, производство чугуна, стали и проката, рафинирование и прокат цветных металлов, производство химических удобрений, каустической соды и красителей, энергетического оборудования, оборудования электросвязи, металлорежущих станков, автомобилестроение, нефтеочистка, судостроение и т.д.

Для того, чтобы побудить частные компании приоритетных отраслей развиваться в желательных с точки зрения государства направлениях, был применен широкий комплекс стимулирующих мер. Во-первых, приоритетное финансирование предприятий выделенных производств по линии государственных финансовых институтов (в форме предоставления льготных кредитов по линии Банка развития Японии и Экспортно-импортного банка, а также субсидий из государственного бюджета). Во-вторых, льготное налогообложение предприятий с целью стимулирования инвестиций в оборудование и экспорта за счет расширения их собственной базы накопления. В-третьих, частные банки получали остро необходимые им кредиты Банка Японии при условии, что они в первую очередь будут кредитовать предприятия приоритетных отраслей и производств.

Таким образом, в 1950-е и 1960-е гг., решающий период индустриализации страны, государство в лице МВТП выступило фактически в роли Госплана. Оно определяло стратегию и принимало программы развития промышленности, сначала напрямую, а затем с помощью косвенных методов способствуя перераспределению ресурсов (сырья, технологий, финансов) между отраслями в соответствии с выстроенными им приоритетами и с помощью разных инструментов побуждая частные предприятия развиваться в русле намеченных направлений.

Что делать?

Отказаться от либеральных подходов и перейти к модели государственного планирования индустриальных ЦДС в Казахстане.

Государственное планирование отечественных ЦДС не означает, что звеньями ЦДС должны являться государственные компании. Речь не идет о наращивании государственных активов в экономике. Наоборот, абсолютное большинство либо полностью все звенья ЦДС должны быть субъектами частного предпринимательства. Роль государства заключается прежде всего в координации работы частных компаний в рамках приоритетных для страны ЦДС. Во-вторых, государство должно применить весь арсенал имеющихся у него средств для поддержки компаний – участников ЦДС (налоговые льготы, льготные кредиты, промышленные субсидии).

Частные компании таким образом будут заинтересованы в участии в ЦДС. Но их главный интерес будет в другом: в рамках производственных планов ЦДС частные предприятия получат долгосрочные контракты на поставку своей продукции. Это позволит им привлекать инвестиции и кредиты. Другой выигрыш заключается в том, что они будут четко знать своих поставщиков.

В рамках планирования деятельности ЦДС будут устанавливаться индикативные цены на поставляемую продукцию. В этих условиях частные предприятия будут стимулированы на снижение издержек для увеличения своей прибыли. А это означает увеличение эффективности работы всей ЦДС.

Государственное планирование ЦДС не означает также, что данное планирование должно осуществляться только государством. Частный бизнес должен быть полностью вовлечен в работу по планированию ЦДС. Фактически речь идет о государственно-частном планировании ЦДС.

На первом этапе участники ЦДС будут ориентированы в основном на поставки внутри страны. При достижении высокой производительности участники ЦДС смогут выходить на экспортные рынки, также получая поддержку государства. 

Для получения практического опыта планирования ЦДС, а также получения быстрейшего эффекта для экономики Казахстана необходима разработка и реализация приоритетных Национальных Индустриальных Проектов (НИПов). Таких проектов не должно быть много, так как необходим подбор   квалифицированных кадров и наработка опыта планирования ЦДС.

Подготовка и реализация НИПов должна осуществляться на принципах проектного управления. Соответственно, должны создаваться проектные офисы и проектные команды, в которые должны привлекаться высококвалифицированные кадры с соответствующей конкурентоспособной оплатой труда. Целесообразно софинансирование деятельности проектных офисов со стороны предприятий – ключевых участников ЦДС.

НИПы должны охватывать определенные промышленные сектора, дающие максимальный мультипликативный эффект для экономики Казахстана и создающие большое количество рабочих мест. Необходимо провести аналитическую работу для определения данных приоритетных промышленных секторов. В качестве кандидатов можно было бы рассмотреть следующие сектора промышленности: легковое автомобилестроение (включая автокомпоненты), нефтегазовое машиностроение (на первом этапе комплектующие и запчасти), горно-шахтное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство говядины, текстильная и обувная промышленность.

Новая экономическая модель не ограничивается лишь планированием ЦДС в экономике Казахстана. Потребуются новые подходы к денежно-кредитной политике, использованию ресурсов государственных финансовых институтов, налогово-бюджетной системе и т.д. Но, на наш взгляд, переход к государственному планированию ЦДС является тем ключевым звеном, потянув за которое можно перейти к новому этапу экономического развития Казахстана.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.