понедельник, 06 апреля 2020
,
USD/KZT: 443.5 EUR/KZT: 479.47 RUR/KZT: 5.79
Пресс-секретарь Нурсултана Назарбаева опроверг слухи о здоровье Елбасы В Павлодаре приземлился эвакуационный рейс Нефть растет, тенге тоже Нацбанк снизил базовую ставку В Казахстане сейчас 8 человек с диагнозом COVID 19 находятся на ИВЛ ВОЗ подтвердил отсутствие коронавируса в Таджикистане В США зафиксировано рекордное количество безработных Сайт 42500.enbek.kz рухнул из-за огромного потока обращений Нерабочая неделя в Нур-Султане и Алматы продлена до 13 апреля В Ухани от коронавируса погибло свыше 40000 человек? США выделило Казахстану на борьбу с коронавирусом 365 млн тенге Кто пойдет в армию? На антикризисные меры потратят 5,9 триллиона тенге В Казахстане перестанут ездить пассажирские поезда Президент Филиппин приказал убивать нарушителей карантина Беларусь собирается купить российскую нефть по 4 доллара за баррель В Алматинский области на карантин закрыли огромный ЖК с 20 000 жильцов Из-за коронавируса на грани закрытия казахстанско-китайский завод МСБ освобождается  от налогов и социальных платежей до 1 октября 2020 года  В Алматы приземлился борт с гуманитарной помощью из Китая Коронавирус зафиксирован среди матросов подводных лодок и авианосцев Уимблдон стал еще одной жертвой коронавируса Как получить обещанные президентом 42500 тенге? Как будут хоронить умерших от коронавируса? Все прилетевшие в Казахстан будут изолированы на 3 дня

Хотите экономический рост? Начните доверять своему народу

Новости по теме

Между соблюдением прав человека и экономическим развитием есть прямая связь

Почему богатые страны, у которых ВВП на душу населения превышает 18 тыс. долларов США (зеленые и синие точки), находятся в той части графика, который соответствует высокому уровню соблюдения прав человека. Исключение – Объединенные арабские эмираты, единственный представитель нефтяных монархий Персидского залива.

19.02.2020 10:02
Честный чиновник – это «белая ворона», у которой нет перспектив

Коррупция исчезнет, если всех коррупционеров очень жестоко наказывать. Этого заблуждения придерживаются, как правило, разнообразные популисты, потому что идея жестокого наказания чиновников, особенно высокопоставленных, близка широким массам. Теоретическая основа такого подхода заключается в том, что чем суровее наказание, тем выше стоимость коррупционной услуги. Рано или поздно, стоимость коррупционной услуги должна превысить выгоды от нее, что как-то само собой приведет к исчезновению коррупции.

13.02.2020 19:02

Судя по всему, тезис о том, что стране для выхода из кризиса необходимы общественные изменения, у лиц, принимающих решения, особого доверия не вызывает. Во всяком случае, при обсуждении самых насущных проблем на высоком уровне, тезис о необходимости общественных изменений даже не стоит в повестке дня. Зато долго и со смаком обсуждаются все те же проверенные временем на  неэффективность способы ускорить развитие страны.

На самом деле, с помощью сравнительного анализа можно вполне наглядно показать, что общественные, а значит и институциональные, изменения гораздо эффективнее государственных программ развития, направляющих финансовые потоки в те сферы, которые почему-то кажутся приоритетными.

Сравним развитие Беларуси и Литвы. Это два соседних государства, входивших в состав СССР и находившихся в начале 90-х примерно на одном уровне развития. Читатель спросит: а почему не с Казахстаном, что для нас ближе и интереснее? Обязательно будет и наша страна. Но сравнение Беларуси и Литвы гораздо корректнее с точки зрения сопоставимости.

На рисунке 1 показана динамика изменения ВВП на душу населения по ППС в постоянных долларах 2011 (далее просто ВВП на душу населения). К сожалению, нет данных по Литве за 1990 г. Мы видим, что уже в 1996 г., когда появляются сопоставимые данные, уже есть существенное неравенство.

И мы видим, что за обозреваемый период, 1996 – 2018 гг., разрыв только увеличился.

Самым значимым фактором, влияющим на ВВП на душу населения, для Литвы является верховенство закона. Индекс верховенства закона рассчитывается Всемирным банком. Зависимость между ВВП на душу населения и индексом верховенства закона отображена на рисунке 2.

Рост значения индекса на 1% ведет к росту ВВП на душу населения на 3,5%

В свою очередь, индекс верховенства закона зависит от линейной комбинации индекса участия граждан в делах государства и индекса качества регулирования (оба показателя рассчитываются Всемирным банком).

В Беларуси ВВП на душу населения зависит от линейной комбинации индекса участия граждан в делах государства (со знаком минус) и индекса верховенства закона. Отрицательный знак коэффициента при индексе участия граждан в делах государства означает, что в Беларуси был заключен своеобразный общественный договор: государство обеспечивает гражданам экономический рост и приемлемый уровень жизни, а граждане не лезут в дела государства.

Тем не менее, если в Беларуси индекс верховенства закона вырастет на 1%, ВВП на душу населения вырастет на 0,8%.

И последнее сравнение – разница в индексе верховенства закона, отображенное на рисунке 3.

Если говорить о Казахстане, то и у нас есть выраженная линейная зависимость между ВВП на душу населения и индексом верховенства закона (смотрите рисунок 4). Рост значения индекса на 1% ведет к росту ВВП на душу населения на 0,8%.

И значение ВВП на душу населения, и значение индекса верховенства закона у нас выше, чем в Беларуси, но ниже, чем в Литве. У нас также, как в Беларуси, произошел отказ граждан от участия в делах государства в обмен на экономический рост. И так же, как Беларусь, Казахстан, в конечном итоге, отстает от Литвы.

После распада Советского Союза и обретения независимости встала проблема выбора пути развития. В Беларуси выбрали путь огосударствления экономики с незначительными элементами рыночных отношений. Фактически речь шла о создании улучшенной версии СССР в отдельно взятой стране. При таком выборе не могло быть и речи об активном участие граждан в делах государства. Но чтобы обеспечить политическую стабильность, государство взяло на себя обязательства по росту качества жизни. И надо сказать, что это обязательство, более или менее, выполнялось.

В Литве же был выбран другой путь – развитие демократии и рыночных отношений, рост влияния граждан на государство.

И мы видим, существенную разницу в экономическом развитии двух соседних государств с одной и той же историей и с примерно одинаковыми стартовыми условиями. По большому счету вся разница между этими странами – это разные пути развития. Выбор в пользу демократии и рынка принес больший эффект, чем выбор в пользу гегемонии государства.

Казахстан, в свою очередь, сделал выбор в пользу своеобразного гибрида: сочетание развития рыночных отношений с государственной гегемонией. Но дело в том, что если граждане не участвуют в делах государства, то рыночные отношения скукоживаются как шагреневая кожа, что мы сегодня наблюдаем и что признают на самом верху.

И последнее сравнение – индекс человеческого развития (рисунок 5).

Мы видим, что и поэтому показателю Беларусь и Казахстан отстают от Литвы, у которой нет нефти, чей промышленный потенциал в советское время был ниже, чем в Беларуси.

Подводя итоги: нам нужно реальное, а не мнимое верховенство закона. И это понятно, потому что напрямую влияет на инвестиционный климат, на конкурентную среду, на защиту интересов и предпринимателей, и просто граждан.

Значение индекса верховенства закона тем выше, чем выше уровень влияния граждан на дела государства. Сопоставление двух близких друг к другу на старте стран доказывает, что больших успехов в развитие получает та страна, которая изначально поставила на создание правового и демократического государства.

И Казахстан, со всем своим углеводородным сырьем, отстает в развитии потому, что так и не может решиться на привлечение граждан к управлению государством.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33