Умер президент Египта, правивший страной 30 лет
Поддержать

Умер президент Египта, правивший страной 30 лет

Материалы по теме

Судя по всему, тезис о том, что стране для выхода из кризиса необходимы общественные изменения, у лиц, принимающих решения, особого доверия не вызывает. Во всяком случае, при обсуждении самых насущных проблем на высоком уровне, тезис о необходимости общественных изменений даже не стоит в повестке дня. Зато долго и со смаком обсуждаются все те же проверенные временем на  неэффективность способы ускорить развитие страны.

На самом деле, с помощью сравнительного анализа можно вполне наглядно показать, что общественные, а значит и институциональные, изменения гораздо эффективнее государственных программ развития, направляющих финансовые потоки в те сферы, которые почему-то кажутся приоритетными.

Сравним развитие Беларуси и Литвы. Это два соседних государства, входивших в состав СССР и находившихся в начале 90-х примерно на одном уровне развития. Читатель спросит: а почему не с Казахстаном, что для нас ближе и интереснее? Обязательно будет и наша страна. Но сравнение Беларуси и Литвы гораздо корректнее с точки зрения сопоставимости.

На рисунке 1 показана динамика изменения ВВП на душу населения по ППС в постоянных долларах 2011 (далее просто ВВП на душу населения). К сожалению, нет данных по Литве за 1990 г. Мы видим, что уже в 1996 г., когда появляются сопоставимые данные, уже есть существенное неравенство.

И мы видим, что за обозреваемый период, 1996 – 2018 гг., разрыв только увеличился.

Самым значимым фактором, влияющим на ВВП на душу населения, для Литвы является верховенство закона. Индекс верховенства закона рассчитывается Всемирным банком. Зависимость между ВВП на душу населения и индексом верховенства закона отображена на рисунке 2.

Рост значения индекса на 1% ведет к росту ВВП на душу населения на 3,5%

В свою очередь, индекс верховенства закона зависит от линейной комбинации индекса участия граждан в делах государства и индекса качества регулирования (оба показателя рассчитываются Всемирным банком).

В Беларуси ВВП на душу населения зависит от линейной комбинации индекса участия граждан в делах государства (со знаком минус) и индекса верховенства закона. Отрицательный знак коэффициента при индексе участия граждан в делах государства означает, что в Беларуси был заключен своеобразный общественный договор: государство обеспечивает гражданам экономический рост и приемлемый уровень жизни, а граждане не лезут в дела государства.

Тем не менее, если в Беларуси индекс верховенства закона вырастет на 1%, ВВП на душу населения вырастет на 0,8%.

И последнее сравнение – разница в индексе верховенства закона, отображенное на рисунке 3.

Если говорить о Казахстане, то и у нас есть выраженная линейная зависимость между ВВП на душу населения и индексом верховенства закона (смотрите рисунок 4). Рост значения индекса на 1% ведет к росту ВВП на душу населения на 0,8%.

И значение ВВП на душу населения, и значение индекса верховенства закона у нас выше, чем в Беларуси, но ниже, чем в Литве. У нас также, как в Беларуси, произошел отказ граждан от участия в делах государства в обмен на экономический рост. И так же, как Беларусь, Казахстан, в конечном итоге, отстает от Литвы.

После распада Советского Союза и обретения независимости встала проблема выбора пути развития. В Беларуси выбрали путь огосударствления экономики с незначительными элементами рыночных отношений. Фактически речь шла о создании улучшенной версии СССР в отдельно взятой стране. При таком выборе не могло быть и речи об активном участие граждан в делах государства. Но чтобы обеспечить политическую стабильность, государство взяло на себя обязательства по росту качества жизни. И надо сказать, что это обязательство, более или менее, выполнялось.

В Литве же был выбран другой путь – развитие демократии и рыночных отношений, рост влияния граждан на государство.

И мы видим, существенную разницу в экономическом развитии двух соседних государств с одной и той же историей и с примерно одинаковыми стартовыми условиями. По большому счету вся разница между этими странами – это разные пути развития. Выбор в пользу демократии и рынка принес больший эффект, чем выбор в пользу гегемонии государства.

Казахстан, в свою очередь, сделал выбор в пользу своеобразного гибрида: сочетание развития рыночных отношений с государственной гегемонией. Но дело в том, что если граждане не участвуют в делах государства, то рыночные отношения скукоживаются как шагреневая кожа, что мы сегодня наблюдаем и что признают на самом верху.

И последнее сравнение – индекс человеческого развития (рисунок 5).

Мы видим, что и поэтому показателю Беларусь и Казахстан отстают от Литвы, у которой нет нефти, чей промышленный потенциал в советское время был ниже, чем в Беларуси.

Подводя итоги: нам нужно реальное, а не мнимое верховенство закона. И это понятно, потому что напрямую влияет на инвестиционный климат, на конкурентную среду, на защиту интересов и предпринимателей, и просто граждан.

Значение индекса верховенства закона тем выше, чем выше уровень влияния граждан на дела государства. Сопоставление двух близких друг к другу на старте стран доказывает, что больших успехов в развитие получает та страна, которая изначально поставила на создание правового и демократического государства.

И Казахстан, со всем своим углеводородным сырьем, отстает в развитии потому, что так и не может решиться на привлечение граждан к управлению государством.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.