Зачем государство разрушает рынок лизинга и всю финансовую систему?
Поддержать

Зачем государство разрушает рынок лизинга и всю финансовую систему?

Эффективный рынок финансового лизинга крайне важен для развития экономики, особенно в Казахстане. Однако, на сегодня, более 90% лизингового рынка занимают две госкомпании, которые за счет антирыночной господдержки выдавливают из него частный бизнес. При этом у государства не было и нет планов по развитию рыночных механизмов и конкуренции в этом секторе.

Почему так важен финансовый лизинг?

Казахстан уже давно ставит перед собой ряд стратегических целей, ориентированных диверсификацию и структурные преобразования экономики. Создание динамичного частного сектора входит в число главных стратегических целей. В этом контексте ни у кого нет сомнений, что малый и средний бизнес (МСБ) является локомотивом модернизации любой экономики. Однако МСБ в Казахстане сталкивается со многими проблемами, которые препятствуют их операционной деятельности и ожидаемому вкладу в экономический рост и диверсификацию.

Доступ к финансированию входит в топ-лист основных препятствий для развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. МСБ гораздо больше страдает от этой проблемы, чем крупные компании, что обусловлено рядом факторов.

  • Из-за своего меньшего размера МСБ более финансово уязвимы, чем крупные компании, от чего кредиторы с меньшей охотой работают с ними.
  • МСБ в Казахстане имеют более низкую прозрачность своей финансовой отчётности.
  • В Казахстане высокий уровень теневой экономики, и МСБ играет значительную роль в уклонении от уплаты налогов.
  • И наконец, МСБ обычно не имеет достаточного количества активов, чтобы предложить их в качестве залога по банковским и прочим кредитам.

В этой ситуации финансовый лизинг является одним из видов кредитования на основе залога, что позволяет сильно облегчить доступ к финансированию для МСБ. У финансового лизинга есть ряд больших преимуществ по сравнению с кредитами.

  • Во-первых, актив, переданный в лизинг, представляет собой единственное и ликвидное обеспечение для кредитования, в результате чего риск невозврата денег заёмщиком переходит во второстепенное значение для кредиторов.
  • Второе преимущество лизинга заключается в том, что кредитор (лизингодатель) сохраняет право собственности на предмет лизинга. Это облегчает возврат имущества в случае неплатежей или банкротства заёмщика.
  • Для кредиторов лизинг позволяет избежать неправильного использования денег заемщиком в случае обычного кредита.
  • Лизинг также помогает обеспечить сохранение и техническое обслуживание транспорта и оборудования, переданного в лизинг.

В такой ситуации, казалось бы, государство должно делать все для развития эффективного рынка лизинга в Казахстане. Однако власти решили пойти по советскому командно-административному пути, когда государство за счет льготного финансирования заменяет собой рыночные отношения. Как результате в секторе лизинга все признаки рыночной деформации:

  • За счет недобросовестной конкуренции доминирует государство (за счет низких процентных ставок);
  • Полностью отсутствуют рыночные механизмы и конкуренция;
  • Вместо МСБ государство в основном финансирует крупный бизнес, а также государственные компании и организации.

Основные участники рынка финансового лизинга

Комитет по статистике МНЭ предоставляет определенную информацию о рынке финансового лизинга в Казахстане, но эта информация вызывает большие сомнения. В официальной статистической информации существует путаница между суммой заключенных договоров лизинга и фактическими чистыми инвестициями в финансовый лизинг по этим договорам.

Например, на сегодняшний день две государственные компании занимают более 90% общего объема рынка лизинга в Казахстане. Однако, сверить официальную статистическую информацию с аудированной финансовой отчетностью этих компаний не представляется возможным. Причем, статистика показывает гораздо большие цифры.

На конец 2019 года в Казахстане насчитывалось чуть более 20 действующих лизинговых компаний. Три лизинговых компании принадлежат государству, одна из которых фактически уже не занимается лизингом. Остальные — это частные компании, 9 из которых с участием банков. В рамках этой публикации я рассмотрел аудированную финансовую отчетность семи крупнейших лизинговых компаний, которые, по моей оценке, занимают более 95% рынка финансового лизинга. Остальные компании практически не занимаются лизингом или их деятельность очень неравномерна.

Таблица 1. Чистые инвестиции в финансовый лизинг до резерва на ожидаемые убытки

В миллионах тенге

2016

2017

2018

2019

КазАгроФинанс (госкомпания)

217 179

201 365

209 923

249 217

БРК-Лизинг (госкомпания)

50 958

102 948

121 392

195 588

ТехноЛизинг

   

13 717

11 741

Казахстанская Иджара Компания**

3 143

5 850

6 956

7 092

Лизинг Групп

1 636

2 422

4 694

5 385

ForteLeasing (дочка банка)

1 203

1 174

2 065

3 828

Аль Сакр Финанс**

1 349

2 012

2 274

2 317

Итого

275 467

315 772

361 021

475 168

Доля госкомпаний в итого

97,3%

96,4%

91,8%

93,6%

* Финансовая отчетность ТехноЛизинг за 2016 и 2017 не доступна

   

** Лизинг по правилам исламского финансирования

     

Две государственные лизинговые компании, занимающие более 90% рынка финансового лизинга, полностью предоставляют финансовый лизинг на льготных условиях (по ставке значительно ниже рыночной). Частные компании частично участвуют в льготных государственных программах. Те виды бизнеса, которые не попадают в государственные программы, берут лизинг на рыночных условиях в частных лизинговых компаниях. Кроме того, деятельность по исламскому финансированию имеет дополнительные налоговые преференции в Казахстане. Таким образом, в топ-7 лизинговых компаний входят две с исламским финансированием.

Давайте чуть более подробно рассмотрим две крупнейшие лизинговые госкомпании. 

КазАгроФинанс

АО «КазАгроФинанс» (КАФ) полностью принадлежит НУХ «КазАгро». В свою очередь, Министерство сельского хозяйства является единственным акционером Казагро. Ключевым направлением деятельности КАФ является поддержка развития сельского хозяйства в Казахстане путем предоставления сельхозпроизводителям доступа к сельскохозяйственной технике и технологическому оборудованию на лизинговой основе. КАФ работает оператором лизинговой деятельности в рамках государственной программы развития сельского хозяйства.

Особенностью КАФ является то, что компания в основном финансирует свою деятельность на рыночных условиях от банков и фондового рынка, а затем получает прямые субсидии от государства и за счет этого снижает процентную ставку (передает субсидию) лизингополучателям. Из-за этой особенности такие субсидии не отражаются в финансовой отчетности КАФ.

Тем не менее, КАФ имеет еще и льготное финансирование от государства по различным каналам, что помогает компании улучшить свои финансовые результаты. Например, кредитование от акционеров полностью обеспечивается по ставкам ниже рыночных. Статья баланса “задолженность перед банками” в 2019 году включает льготный кредит от связанной организации “Аграрная кредитная корпорация” на сумму 18 млрд тенге. Кроме того, некоторая часть долговых ценных бумаг КАФ была приобретена государственными организациями по ставке чуть более низкой, чем рыночная.

КАФ работает только с частным бизнесом, так как в Казахстане нет государственных сельхозпроизводителей. Согласно годовому отчету КАФ, в 2019 году компания передала в лизинг 5893 единиц сельскохозяйственной техники. Общее количество клиентов в лизинговом портфеле KAF на конец 2019 года составило 7 666 человек.

Такое количество клиентов в КАФ это крайне маленький охват для сельского хозяйства и скорее всего такие клиенты — крупные сельхозпроизводители. Например, по данным Госкомстата, на конец 2019 года в сельском хозяйстве насчитывалось 17 403 сельскохозяйственных предприятия, 219 449 фермерских и крестьянских хозяйств и 1 638 561 хозяйств населения. То есть, вклад КАФ в предоставлении лизинга для малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве – минимальный.

БРК-лизинг

Акционерное общество “БРК-Лизинг” является дочерней компанией АО «Банк Развития Казахстана», входящей в состав АО НУХ «Байтерек». БРК-Лизинг был создан с целью расширения инструментов лизингового финансирования, предоставляемых Банком Развития Казахстана. БРК-Лизинг работает оператором лизинговой деятельности в рамках ряда государственных программ развития. Лизинговое финансирование в компании полностью осуществляется на льготных условиях по процентным ставкам, значительно ниже рыночных.

В отличие от КАФ, БРК-Лизинг не получает субсидии для процентных ставок непосредственно от государства. Вместо этого компания получает финансирование от материнского банка по очень льготным условиям, а затем предоставляет финансовый лизинг на низким процентным ставкам. Статья баланса “Государственные субсидии” за 2019 год на сумму 89 млрд тенге (!) отражает выгоду от льготных кредитов материнского банка, полученных в рамках государственных программ развития приоритетных отраслей. Такая выгода определяется как разница между фактическими суммами полученных кредитов и их справедливой стоимостью по рыночным ставкам.

Лизинговый портфель БРК-лизинга крайне сконцентрирован. На конец 2019 года компания имела 10 лизингополучателей или 4 группы связанных лизингополучателей, остатки которых составляли более 48% от всего лизингового портфеля компании (39% от лизингового портфеля приходится группу «Қазақстан темір жолы»).

Согласно финансовой отчётности 47% от лизингового портфеля компании приходилось на государственные компании и организации. В 2019 году БРК-Лизинг профинансировал всего 187 лизинговых контрактов. При этом резкий рост лизингового портфеля в денежном выражении в 2019 году был связан в основном с крупными лизинговыми сделками с государственными компаниями и муниципальными организациями.

То есть, вклад БРК-Лизинг в предоставлении лизинга для малого и среднего бизнеса еще хуже, чем в КАФ. Помимо этого, эта государственная компания сейчас явно увлеклась в финансированием других государственных компаний и организаций. То есть государство финансирует самого себя по очень льготным условиям.

Ключевые проблемы развития рынка финансового лизинга

Льготное государственное финансирование по очень низким процентным ставкам не позволяет частным компаниям предоставлять лизинговое финансирование за счет денег, привлеченных на рынке. Таким образом, льготное государственное финансирование вытесняет лизинг на рыночных условиях. Рынок лизинга сравнительно небольшой и у государства было достаточно денег для льготного финансирования, чтобы практически полностью заменить собой рыночные отношения в этом секторе финансового рынка.

При этом банковский сектор в течение последних нескольких лет имеет очень большой избыток ликвидности, но рыночное кредитование и лизинговое финансирование бизнеса в этот период стагнировали. Лизинговые компании, принадлежащие частным банкам, практически на работают, а лизинговая компания государственного банка процветает. Это происходит потому, что у частных банков фондирование дорогое (рыночное), а у государственного – дешевое (государственное). Сегодня частный бизнес, прежде всего МСБ, возлагает очень большие надежды на государственное льготное финансирование, что наносит большой ущерб рыночным механизмам и конкуренции в финансовой системе и в лизинговом секторе в частности.

Интересно, что наши власти никак не волнует такая ситуация сложившаяся на рынке лизинга, несмотря на то, что это очень важная часть всего финансового рынка. Ни в одном государственном стратегическом документе нет планов по общему развитию этого сектора финансовой системы. Ни одна текущая государственная программа по развитию экономики не решает проблемы отсутствия рыночных отношений в лизинговом секторе. В рамках этих программ замена рынка государством в финансовом лизинге рассматривается как постоянное решение.

Как изменить ситуацию на рынке лизинга

Ключевая проблема экономического развития Казахстана заключается в том, что подавляющее большинство мер государственной поддержки частного бизнеса по своей сути являются антирыночными. Существующие государственные меры поддержки сдерживают эффективность рынков и конкуренции в экономике, в том числе доступ бизнеса к рыночному финансированию. Для решения этой проблемы необходимо провести общеэкономические структурные реформы. В первую очередь эти реформы должны начинаться с льготного государственного финансирования бизнеса.

Для решения этой очень большой проблемы необходимо, чтобы все заемщики в стране, включая госкомпании и нацхолдинги, получали финансирование от банков, от фондового рынка, и прежде всего от государства — только по рыночным условиям.

Если правительство хочет помочь определённому сектору экономики, то оно должно субсидировать рыночную процентную ставку из госбюджета напрямую заемщику или лизингополучателю.  Чтобы не усложнять административные процедуры по прямым выплатам из бюджета, эту субсидию можно сделать как вычет из налоговых платежей у самого заемщика после того, как заемщик реально оплатил процент по кредиту/лизингу.

У такого способа субсидирования процентной ставки есть ряд серьезных преимуществ.

  1. Льготы по процентным ставкам получат только те, кто реально платит налоги. Нет налогов, нет субсидий.
  2. Взаимоотношения заемщиков/лизингополучателей и банков/лизингодателей становятся реально рыночными и не искажаются недобросовестной конкуренцией (льготным финансированием) со стороны правительства и Нацбанка. В результате возрастает конкурентная мотивация по улучшению своей деятельности, как со стороны финансовых организаций, так и со стороны заемщиков.
  3. Байтерек и Казагро немедленно потеряют свою главную роль по распределению дешевых государственных денег в экономике. В этом случае они наконец-то смогут начать заниматься тем, что должны делать стандартные финансовые институты развития – это решение проблем провалов рынка в финансовом секторе.
  4. Частные финансовые организации освободятся от взаимодействия и контроля со стороны государства по льготному финансированию, что позволит им тратить своё время целиком на расширение рыночного кредитования и лизинга в среде жесткой конкуренции.
  5. Гораздо более эффективно заработает трансмиссионный механизм по базовой процентной ставке в соответствии с денежно-кредитной политикой Нацбанка.
  6. В учете госбюджета наконец-то появятся конкретные суммы по субсидированию процентной ставки со стороны государства и появится возможность реально оценить уровень и эффективность такой госпомощи определённым секторам экономики.

Мурат Темирханов, FCCA, Финансист/экономист

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.