Газету «Қазақ» создала степная элита
Поддержать

Газету «Қазақ» создала степная элита

   105 лет исполнилось со дня основания общенациональной газеты «Қазақ» и 100 лет со дня её закрытия казахским большевиком Алиби Жангельдиным. За этот «подвиг» он первым из казахов-большевиков был награждён советским орденом «Красное знамя». Но вместо одной закрытой газеты во всех казахских областях начали издаваться десятки других.

  Ничуть не умаляя публицистического таланта А. Байтурсынулы и М. Дулатулы, необходимо подчеркнуть, что своим успехом и популярностью в течение более 5 лет  «Қазақ»  во многом обязана многогранному таланту и авторитету Алихана Букейхана. К выходу первого номера газеты в начале 1913 года он имел за плечами более чем 20-летний опыт публицистической, журналисткой и редакторской работы. Напомню, свою публицистику он начал будучи учащимся Омского технического училища ещё в 1889 году с сотрудничества с двуязычной газетой «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» и её приложением на казахском языке «Дала уалаятының газеті» – официальным органом Степного генерал-губернатора.

    В 1895-1897, 1902-1903 годах он продолжил свой опыт публицистики в редакции независимой омской газеты «Степной край», в 1899-1900 годах параллельно сотрудничая также с двуязычной газетой «Киргизская (читай «Казахская»)  степная  газета»  и  «Дала  уалаятының  газеті». По  свидетельству Льва Чермака, в «Степном крае» Алихан «много работал по газете: писал, статьи, редактировал, вёл переписку с иногородними» и примерно в 1897-1898 годах, некоторые корреспонденции «Степного края», не прошедшие цензуру, он «отсылал в столичные газеты, главным образом в «Русские ведомости».

   Он также изредка публиковался в «Туркестанских ведомостях» (1899 г.) и «Семипалатинских областных ведомостях» (1900 г.). После обнародования «Манифеста 17 октября» [1905 г.] вплоть до роспуска  І-й  Государственной  думы,  Алихан  в 1905-1906 годах сотрудничал  с  петербургскими газетами «Сын отечества», «Наша жизнь», являлся сотрудником «Семипалатинского листка», часто публиковался в омском «Степном крае». С июля 1906 года по конец февраля 1907 года он уже сам редактировал омские газеты «Иртыш», «Омич» и «Голос степи», параллельно размешая свои острые критические материалы (с 27.07. по 30.09.1906 г.) в «Степном піонере» – ещё одной независимой омской газете. После закрытия «Голоса степи» в конце февраля 1907 года, Алихан избирается членом редакции томской кадетской газеты «Сибирский вестник». В 1908 году он в Петербурге сотрудничал с меньшевисткой газетой «Товарищ» и кадетскими партийными органами «Речь» и «Слово». За эти годы он также накопил  ценный опыт обхода царской цензуры, когда малейшее ее нарушение могло повлечь за собой немедленное закрытие издания. Без сомнения, редактора ожидало бы ещё более суровое наказание, если иметь в виду, что А. Байтурсынулы в Оренбурге находился в ссылке.

   Согласно свидетельству, «издавать в г. Оренбурге еженедельную  газету  на  казахском  языке  «Қазақ»  по  следующей  программе:  узаконения  и правительственные распоряжения, касающиеся казахов, работы Государственной Думы и Государственного Совета; внешние и внутренние известия; история и быт казахов;  этика,  история,  этнография  и  культура;  экономика,  торговля,  ремесло, сельское хозяйство, скотоводство; народное образование: мектебе, медресе и школа; знание, искусство, язык и литература; гигиена, медицина и ветеринария; фельетон; корреспонденция и телеграммы; местная хроника; иллюстрация; почтовый ящик и объявления».

        Именно Алихан Букейхан, был инициатором издания и обеспечивал  бесперебойный выход газеты используя свои связи в Петрограде и опыт организации  неправительственных образовательных, просветительских  и  научных  учреждений.  «Уже  три  года,  как издается журнал «Айқап», около года газета «Қазақ», — отмечалось в его передовице в газете «Қазақ», — Люди, которые возглавляют эти  издания,  не  имеют  возможности  посвятить  себя  целиком  газете  и  журналу, они заняты этим делом  в свободное от основной своей работы. Они охотно посвятило бы себя этому делу, но тогда газете потребуется больше расходов. У них нет лишних средств для газеты… У казахов мало щедрых меценатов, но немало сознательных, патриотичных граждан, готовых поддержать своими малыми средствами деятельность  товарищества. Поэтому мы  организовали  товарищество  «Азамат», чтобы  впредь  издавать  газету  «Қазақ»  на  средства  сынов  Алаш,  накопленных  в  в товариществе.

      Целью товарищества «Азамат» являются те народные интересы, что перечислено было выше. В частности, издание газет, журналов и книг (учебников, учебных пособий для казахских школ). Из них самое приоритетное – обеспечить стабильный  выход  газеты  «Қазақ».  Все  остальное  –  по  мере  возможности.  Намеченный взнос для членов товарищества – 100 рублей. Мы признаём, что тех сыновей Алаш, кому не совсем понятны наши цели и задачи, но кому членский взнос в 100 рублей небременительно, намного больше, чем тех сознательных граждан, кому вступить в члены не позволительно. Всё же тех состоятельных сынов Алаша, кому 100-рублевый взнос не обуза, всё же немало. В этой связи, полагаем мы, в члены товарищества «Азамат» вступит большинство».

      «Прежде всего периодическая печать (газета, журнал), – отмечалось в передовице газеты «Қазақ», опубликованной в её № 1 от 02.021913 года без подписи, – это глаза, слух и язык народа. Насколько важны для человека зрение, слух и язык, настолько же важна печать для народа. Народ, не имеющий свою печать, словно слепой и немой рядом с другим народом, имеющим свою национальную печать: не видя, что происходит в мире, не слыша, о чем говорят вокруг, и не выразив своего мнения. Тем временем другие народы мира, благодаря достижениям науки и техники, как почта, телеграф и телефон, тесно общаются между собой словно живут под одной крышей, взаимодействуют, делятся последними новостями…

   Второе, периодическая печать – это возможность служения интересам народа. Образованные, лучшие представители его, имеющие свое мнение, свое слово, и вожди могут через печать обратиться к народу, указать ему путь истины, повести его вперед.

     Третье, печать – пропагандирует и распространяет общечеловеческие ценности и знания. Через печать народ познает неведомое, неслыханное, обогащает свои знания, опыт, навыки.

        Четвертое, печать – это глас народа. Его представители через печать выступают от его имени, доносят его голос, чаяния, защищают его честь, достоинство и интересы, оберегают народ от несчастий. Нам необходимо догнать те народы, которые опередили нас, и перегнать тех, кого мы уже догнали в развитии своей культуры. Занимают место под солнцем те народы, которые стремились, и остались в задворках истории те, кто не стремился, не боролся за своё благополучие. Если не суждено нам остаться в задворках истории, мы тоже должны стремиться к лучшему. Мы должны последовать за лучшими примерами тех народов, которые добились успеха в своем стремлении к развитию», призывали авторы передовицы газеты «Қазақ».

        Основатели  газеты  «Қазақ»  вели  свой  народ  к  единству  и  сплочённости (вольный перевод с казахского мой. – С.А.):  «Дети  Алаш!  Суждено ли нам дальше  отставать от других словно хромая овца от отары? Или же возьмемся за дело? Если не хотим отставать, так давайте же не сидеть сложа руки. К общему делу нужно приступить всем миром. Есть большая надежда, что образованные, сознательные граждане, пекущиеся о народе, объединят свои силы и поддержат общее дело. Не бойтесь, что это нам не по плечу. Кто искренне готов служит своей нации, тому всегда есть чем заняться. В общественных делах найдутся и дела посложнее, и дела  полегче. Забот у казахов – непочатый край.

        Пусть каждый возьмётся за то дело, что ему по плечу. Важно иметь в виду, что великое дело начинается с малого. Величайший дворец строится из маленьких кирпичей… Подумав, что это имя нашей древней земли, наших славных предков, мы свою газету назвали «Қазақ». Приложить свои усилия в общее дело, внести свой вклад в  продвижение  и  служение  интересам  всей  нации  –  это  долг  сына  казаха.

   Если вы намерены служить народу, граждане, то это один из верных путей. Путь этот длинный, жизнь коротка. И пока живы, совершим то, что нам по плечу».

        Между тем одна из важных целей газеты и её основателей — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ». Алихан Букейхан в своей серийной статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), опубликованной в под псевдонимом Түрік баласы (букв. «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную культуру; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «Казакскую культуру» и «Казакскую литературу». И тогда мы сможем сохранить своё настоящее имя, имя «қазақ».

          В задачи газеты и её основателей входили: восстановление  отнятых  законом  от  3  июня  1907  года  избирательных  прав  казахов; противостояние переселенческой колонизации и возвращение казахам их исконных земель с дальнейшей передачей их в собственность; противодействие скрытой и  явной  обрусительной  политике  путём  «допущенія  въ  аульныхъ  школахъ  преподаванія казахской грамоты, преподаваніе въ этихъ школахъ на языке детей» и «введенія делопроизводства въ волостныхъ канцеляріяхъ и въ народныхъ судахъ на казахскомъ  языке»;  законодательное  внедрение  в Степном крае и Туркестане земства  (местного  самоуправления), что послужило бы началом строительства основ современного казахского государства с развития местной инфраструктуры; внедрение для казахов воинской повинности, что открывало казахам путь к современной военной науке и вооружению.

        Конечной стратегической целью газеты «Қазақ» и её основателей было восстановление казахской национальной государственности, при которой на основе самобытной национальной традиции должна быть «претворена западная культура».

        Такую цель ставила перед собой казахская «интеллигенция, воспитанная на русской  литературе, верующая  в  европейскую  культуру,  видящая  счастье  родины в здоровом претворении плодов западной культуры и считавшая религиозные вопросы второстепенными», о чем Алихан писал в своем очерке «Казахи».

    Более того, в 1915-1917 годах газета «Қазақ» невольно выполняла функции национального парламента и теневого правительства Казахстана – на её страницах всенародно обсуждались самые актуальные вопросы национального масштаба и принимались конкретные решения. Например, не имея своих полномоченных представителей в ІІІ и IV созывах Государственной думы, степной народ, достигший численности к началу 1 Мировой войны 6,47 млн человек, и его лидеры вынуждены были искать защиту в Бюро мусульманской фракции Госдумы. И когда встал вопрос о делегировании своего постоянного представителя в это бюро, по итогам широкого обсуждения этого вопроса на своих страницах, редакция «Қазақ» выдвинула на эту ответственную миссию Алихана Букейхана. А спустя несколько месяцев по его предложению 26-летний Мустафа Шокай, выпускник юрфака Петроградского университета, стал вторым представителем казахов в бюро мусульманской фракции Госдумы.

      Роль и значение газеты «Қазақ» в жизни казахского народа стала еще более значимой, даже судьбоносной, особенно в период І Мировой войны и последующих исторических событий, происходивших в 1916-1918 годах в Казахском крае и Российской империи.

      28 июля 1914 года началась І Мировая войны. Основатели газеты «Қазақ» поддержали вступление России в эту войну, пытаясь использовать её в интересах своего народа. Начиная с 1915 года они предприняли очередную попытку отмены закона от 1834 года (царская грамота, освободившая казахов от воинской службы) с последующим введением для казахов воинской повинности. Целью являлось получить разрешение на формирование из казахов кавалерийских полков с самостоятельным войсковым управлением по примеру казачьих войск. Что же из этого вышло, узнаем из последующего материала, посвященного 100-летию образования армии «Алаш».

      Однако 25 июня 1916 года царь Николай ІІ подписал указ не о формировании из казахов кавалерийских частей, на что так надеялись издатели «Қазақ», а «о реквизиции инородцев» на тыловые работы на Западный фронт в возрасте от 19 до 43 лет. Подчеркну, что восстание 1916 года было вызвано не самим указом, как это преподносилась советскими мифотворцами, а спешкой и методами его реализации колониальной администрацией Степного и Туркестанского краев. Когда же стали возникать стихийные и разрозненные волнения народа в разных концах этого региона, лидеры «Алаш» инициировали проведение в Оренбурге частного совещания казахов Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей по вопросу об ущербе, причинённом народному хозяйству Степного и Туркестанского краёв мобилизацией мужчин на тыловые работы. Как свидетельствует опубликованный газетой «Қазақ» протокол этого совещания, оно было организовано не в угоду указу или колониальной политике царя, как лживо утверждала об этом казахско-советские историки, а с целью защиты и ограждения своего народа от ещё больших бедствий, которые обрушились на без того обездоленный народ. Другой яркой иллюстрацией подлинного отношения элиты «Алаш» к своему народу является их воззвание, опубликованное буквально по следам этого совещания газетой «Қазақ» под заголовком «Алаш азаматтарына!» («Гражданам Алаш!»), где утверждалось:

      «Участвующее в этой войне большинство народов мира уже третий год проливает свою кровь, несёт неисчислимые потери. Вам известно, что в эпицентре этой войны находится Россия, колонией которой мы являемся. В России каждая семья тех народов, которые несут воинскую повинность, уже потеряла единственного или любимого сына, а их хозяйство осталось без присмотра, горе постигло их жён, детей, стариков и старух…

      За эти 2 года наш народ жертвовал лишь своим скотом, не неся людских потерь. Появился указ, призывающий и нас к защите отечества. Никто не желал этой войны, не стремились к войны и мы. Но когда наши соотечественники — русские, татары и другие братские народы — вместе горят в огне войны, уместно ли нам оставаться в стороне? Думаем, что тяжелый час испытаний выпал на долю всех народов России. Поэтому мы призываем народ подчиниться указу, о чём мы неустанно твердим. Какая судьба нас ждёт в случае, если мы не подчинимся указу? Что же будет, если мы отпустим своих родных на тыловые работы?

      Если мы подчинимся воле государства, то да, хозяйство останется без присмотра, может погибнуть и джигит, призванный в тыл фронта, но не на войне, а от болезни или несчастного случая. Но главное, мы сохраним своё единство.

      Однако вот какие бедствия нас ждут в случае, если мы откажем государству в помощи в этой войне: правительство применит силу, причём на основе закона военного времени. Доказательств тому достаточно… В тех регионах, где было оказано вооруженное сопротивление, было введено военное положение, как, например, в Туркестанском крае. Во время войны карательные меры незамедлительны и последуют при малейшем неповиновении властям. При этом под суровые меры попадает весь народ от стара до мала, хозяйство будет разрушено до основания.

      Это и есть те два зла, о которых мы говорим, из которых нам нужно выбрать меньшее. Первое из них – отпустить джигитов на тыловые работы, нести убытки в своём хозяйстве, другое – выступить против мобилизации, тем самым навлечь на весь народ неисчислимые бедствия. Нужно выбирать одно из двух. Мы же предлагаем выбрать меньшее зло – первое. Это подчиниться указу и отпустить джигитов на отбывание трудовой повинности.

      Что же делать, подчиняясь указу? Прежде всего на местах составить справедливый список мобилизуемых, не разделяя население на бедных или богатых, родственников или чужих. К каким последствиям может привести фальсификация списков, как это наблюдалось повсеместно, лучше всего показали кровавые события на тех же местностях. Не думайте откупиться от мобилизации.

      Второе — необходимо требовать у правительства льготы, предъявив для этого серьёзные аргументы, факты и доказательства. Нет необходимости «штурмовать» кабинеты в Петрограде. Там сложно быть услышанным.

      Наконец нам дали отсрочку. До 15 сентября никого от казахов не будут мобилизовать. Теперь люди должны вернуться к своим очагам, хозяйствам, успеть собрать урожай, скосить пашню. Это не дело — скитаться по степи в бегах.     

      Всё имеет своё начало и конец, закончится и война. Тогда каждый получит по заслугам, адекватно своему вкладу в общую победу. Кто не посеял, тот не пожнёт. Если мы действительно хотим равноправия, то мы должны подумать об этом сейчас. В этом мире всё имеет свою цену».

      Кроме того издатели и авторы газеты «Қазақ» во главе с Алиханом немедленно отправилась в регионы с целью проведения широкой разъяснительной работы среди народа. Их аргументы были убедительными. Во-первых, фактически безоружное восстание против современных регулярных войск воюющей империи, да ещё несущей тяжелые потери на фронтах І Мировой войны, не только контрпродуктивно, но и губительно для народа. Во-вторых, казахов призывают не на войну, а на тыловые работы. И в-третьих, молодёжь увидит совершенно иной мир, другой уровень жизни и хозяйства, современные виды оружия и условия войны. Этот опыт может пригодиться в самом ближайшем будущем (подразумевая при этом грядущую революцию и образование национальной автономии), разъяснял своим соплеменникам лидеры «Алаш». И им удалось убедить некогда вольных и гордых кочевников подчиниться указу русского царя и отпустить джигитов от 19 до 43 лет на фронт, пообещав им быть с ними.

       Действительно, начиная с конца 1916 по июнь 1917 годов большая группа сторонников газеты «Қазақ» во главе с А.Н. Букейханом, призвав на помощь казахских студентов, обучавшихся в российских вузах и медресе, добровольно находилась в тылу Западного фронта под Минском и Киевым, чтобы обеспечить безопасность, достойные условия работы и быта казахских джигитов в прифронтовой зоне. Для этой цели А.Н. Букейхан при Земгоре открыл «Инородческий отдел» под Минском, возглавляя его до середины марта 1917 года, пока не был приглашён в Петроград Временным правительством и назначен его комиссаром в Тургайской области. Земгор, с июля 1915 года объединённый комитет Всероссийского Земского и Городского союзов, был создан для помощи правительству в организации снабжения армии на полях Первой мировой войны. В Инородческом отделе Земгора казахская элита «Алаш» и студенты, которые ради бескорыстного служения интересам народа бросили учёбу или взяли академический отпуск, рискуя жизнью под ежедневными немецкими артиллерийскими обстрелами и бомбёжками служили инструкторами, переводчиками, врачами, фельдшерами и муллами. Февральскую революцию 1917 года элита «Алаш» и её последователи в лице студентов встретила в тылу Западного фронта. Именно газета «Қазақ» первой известила народ о падении самодержавия, опубликовав в номере от 16 марта 1917 года воззвание «К казахам, свободным гражданам Обновляемой России!» за подписьями Алихана, Миржакыпа, Султанбека, Назира и других. «Взошло солнце свободы, равенства и братства для всех народов России, — говорилось в этом обращении, отправленном из Минска по телеграфу, — Необходимо казахам организоваться для поддержания нового строя и нового правительства. Нужно работать в контакте со всеми национальностями, поддерживающими новый строй. Казахи должны подготовиться к учредительному собранию и наметить достойных кандидатов. Призываем вас бросить казахские споры и домашние дрязги. Лозунг народа – единение и справедливость! Спешно обсудите аграрный вопрос. Наш лозунг «демократическая республика» и земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием. Никого не бойтесь, кроме Бога! Действуйте справедливо. Поддерживайте Временное Правительство. Окажите помощь уполномоченному Министерства по продовольственному делу и нашим рабочим на фронте…».

        Газета «Қазақ» также организовала в апреле первый всеказахский съезд, состоявшийся 2-8 апреля 1917 года в Оренбурге под вывеской съезда казахов Тургайской области, в июле официальный Первый Всеказахский съезд, постановивший создать национальную конную милицию, под которой подразумевалась национальная регулярная армия, и первую казахскую национальную партию, позднее названную партией «Алаш», и в ноябре 1917 года обеспечила её триумфальную победу в выборах во Всероссийское учредительное собрание, а 5-13 декабря – поистине исторически Всеказахский курултай, образовавший Национально-территориальную автономную республику Алаш и сформировавший её высшую исполнительную ветвь государственной власти – Всеказахский Совет Алаш Орда.

    Такова была роль и историческая миссия газеты «Қазақ». Популярную общенациональную газету, которую более 5 лет не смогла закрыть власти колониальной царской империи, закрыла советская власть в лице первого казахского коммуниста-большевика Алибия Джангельдина при первых же шагах в пределы Казахской степи. Ровно 100 лет назад, в начале 1918 года, захватив и установив советскую власть в Оренбурге, А. Джангильдин устроил охоту на основателей газеты «Қазақ». Но к этому времени Правительство Алаш Орда, согласно постановлению декабрского Всеказахского курултая, передислоцировалось из Оренбурга в город Алаш. Казахский красный комиссар в отместку разгромил редакцию газеты «Қазақ», конфисковав всё её имущество, нажитое усилиями всего казахского народа, и раздал его другим, но уже советским изданиям в разных концах Казахской степи. За этот «подвиг» Алиби Джангильдин, что являлось его новым именем после возвращения в ислам и в бытность коммунистом-большевиком, он же Али Жалгабайулы по рождению, он же Николай Степнов после принятия православия, он же Али-бей Джангельдин в период увлечения движением младотюрков в Турции, был первым из казахов награждён советским орденом «Красное знамя», чем он неподдельно гордился. Но к моменту закрытия «Қазақ» практически во всех концах Великой казахской степи, которые 12 декабря 1917 года были объявлены территорией Автономии Алаш, издавались её последователи — газеты «Ұран» (букв. «Лозунг», «Воззвание»; Букеевская орда), «Бірлік туы» («Знамя единства»; Ташкент), «Тіршілік» (букв. «Жизнь»; Акмолинск), «Сарыарқа» и журнал «Абай» (г. Алаш), газета казахской молодёжи «Жас азамат» («Молодой гражданин»; Кызылжар — Петропавловск) и др. Более того в 1920 году и уже при советской власти в Ташкенте возродилась сама «Қазақ», но под названием «Ақ жол» («Светлый путь»), редакторами которой в разные годы являлись Назир Торекулулы (Тюрякулов) и Султанбек Кожанулы (Ходжанов), служившие в 1916-1917 годах в тылу Западного фронта под началом Алихана Букейхана. Символично, что в конце 1922 года к «Ақ жолу» присоединился Миржакып Дулатулы, бывший второй редактор «Қазақ». Символично и то, что «Ақ жол» также просуществовала более 5 лет и была закрыта в 1925 году в результате секретной записки-доноса другого казахского большевика Турара Рыскулулы (Рыскулова).

    Увы, но подшивки газеты «Ақ жол» периода 1920-1925 годов, хранившиеся в Национальной библиотеке Узбекистана, сожжены (!).

262 номер газеты «Ақ жол» от 23.01.1923 г.

        Вместе с газетой «Ақ жол» казахи потеряли и город Ташкент, который в том же году был передан Узбекской ССР, со дня образования которой – с 27 октября 1924 года — не прошло и года. Ташкент стал столицей Узбекистана с 1930 года.

       До сих пор доступ к узбекским архивам, особенно к материалам начала ХХ века, для казахских ученых был закрыт. Изменится ли это теперь, покажет время.

 

Читайте первую часть статьи: Газета «Қазақ» — первая, национальная




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.