Мы талантливые, но очень провинциальные…
Поддержать

Мы талантливые, но очень провинциальные…

ДИНА-АРТ 5-5

До недавних пор внимание коллекционеров и аукционных домов было сосредоточено на развитии рынка современного искусства в Китае – стремительный рост продаж, огромный художественный потенциал, быстрое формирование арт-рынка сделали Китайскую Народную Республику одним из важнейших центров современного искусства. Перелом 2006 года – результат одновременного роста спроса со стороны состоятельных китайских и западных покупателей и увеличения предложения китайского искусства на рынке. И это при том, что еще 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариата. В 2010 году рынок Китая обогнал по объемам открытых продаж лидера последних десятилетий США, а по итогам 2011 года Китай окончательно вышел в лидеры, захватив, согласно отчету artprice.com, 40% рынка. На втором месте остались США с 25% мирового аукционного рынка (до кризиса на долю Штатов приходилось 46% мирового арт-рынка), а Великобритании осталось 20%.

То же сейчас происходит с другой бурно развивающейся страной – Индией. Индийский рынок вступает в фазу формирования. Сейчас он в основном работает на экспорт, который показывает небывалый рост – 186%. Международный арт-рынок в Индии отсчитывает свою историю только с 2005 года. Тогда, чтобы расширить свою деятельность за счет развития индийского арт-рынка Christie’s и Sothbie’s начали вкладывать в индийское искусство деньги. Эта задача осложнялась многочисленными юридическими препонами – жесткая налоговая политика делала практически невозможным ввоз произведений искусства в Индию или вывоз их в Европу. Вначале многие покупатели были не из Индии, а из других стран. Теперь ключевые продажи осуществляются именно с помощью индийских клиентов. Коллекционеры в Индии стали более открыты для разных форм и техник современного искусства. Сформировались частные арт-институции, которые ведут диалог с международными институциями. Развитие рынка и экономический рост обеспечили то, что коллекционеры в Индии с большим энтузиазмом относятся к собиранию искусства.

 

Дина1

На наш взгляд, индийская модель развития более всего совпадает по стартовым условиям с нынешним состоянием казахстанского арт-рынка: тот же местечковый характер, то же отсутствие традиций отечественного коллекционирования, юридические препоны и отсутствие помощи государства. Осознанный выбор стратегии в пользу арт-экспорта откроет для Казахстана участие в доле глобального рынка, на котором конкурентами для него станут развивающиеся арт-рынки Китая, Индии и России. Стратегия копирования индийского пути развития арт-рынка приведет к активизации казахстанского рынка.

Азиатский тренд в мире искусства для Казахстана – это стимул и благоприятная возможность войти в мировой арт-рынок на волне его расширения. Сейчас самое время перенимать передовой опыт рынков Китая, Индии, России. Если посмотреть на то, как Казахстан соотносится с участниками этой тройки, то очевидно, что в Китае, России, а в последнее время и в Индии тратят несоизмеримо больше на искусство, чем у нас. Этим и объясняется большое количество местных коллекционеров в этих странах. Когда государство в Казахстане начнёт инвестировать в развитие музеев и галерей и сделает это одним из своих приоритетов, мы также станем свидетелями роста рынка и интереса к искусству в нашей стране.

 

ДИНА-АРТ 4-4

Нынешний казахстанский рынок искусства настолько слаб, что о внутренней конкуренции среди его участников нет речи. В этой разобщенности каждый выживает, как может. Даже среди галеристов нет единого мнения: есть ли он на самом деле? «Арт-рынок в Казахстане, не родившись, умер» – утверждает директор галереи «Тенгри Умай» Владимир Филатов. В классическом арт-рынке в качестве товара выступает картина, производителем которой является художник, маркетинговой политикой занимаются арт-дилеры, галереи и выставочные залы, основные потребители — это коллекционеры, люди с достаточно высоким уровнем дохода. Из этих четырех составляющих — художника, арт-дилера, галереи и покупателя – в Казахстане отсутствуют арт-дилеры и есть незначительный процент покупателей. В этой художественной среде циркулируют в качестве объекта купли-продажи произведения искусства и антиквариат. Есть частные галереи, салоны, лавки, но нет аукционного дома. А это очень важно, так как именно аукционная форма организации купли-продажи предметов искусства является наиболее объективной. Ведь и продавец, и покупатель на аукционном торге ориентируются на соотношение спроса и предложения. Так появляется возможность понять, какова реальная стоимость выставленного на торги произведения искусства.

На казахстанском рынке ценообразование спонтанное. Публичных сделок мало. Ни «народного» интереса, ни серьезного уровня развития частного коллекционирования нет. Наибольшей популярностью у покупателей пользуется «реалистичная» классическая живопись. Так называемое Сontemporary art — актуальное и современное — в Казахстане не развито и до сих пор не понято обществом. Основная часть серьезных сделок совершается прямо из мастерской художника, минуя аукционы и галереи. Это лишает картины ликвидности: их легко купить, но сложно продать.

Отсутствие арт-дилеров в Казахстане — особая проблема. У нас нет ни одного учебного заведения, где бы учили на арт-дилера. На Западе с художником, предлагающим свои работы, никто даже разговаривать не станет. Художник там занимается тем, чем ему и положено, – пишет картины. А продажей, организацией выставок, раскруткой имени художника, его имиджем и рекламой занимается арт-дилер. За это имеет 50% от продажи картин начинающих художников.

При всех сегодняшних минусах есть один существенный плюс – в Казахстане много талантливых художников. И это уже успели оценить иностранные коллекционеры. Началось все на заре независимости. В начале 90-х годов в нашу страну хлынул поток иностранцев. В Алматы стали открываться посольства, появились международные организации, дипломаты и бизнесмены. Именно они после распада СССР первыми обратили внимание на наших художников и их работы. И стали первыми покупателями. А спустя пару лет картины стали приобретать и казахстанские бизнесмены, главным образом, для имиджа. Это были “золотые годы” отечественного, так и не сформировавшегося, арт-рынка. Картины тогда стоили в среднем 500–600 долларов, скульптуры – от 500 до 1000 долларов. В те годы иной художник в месяц мог продать до десяти работ (об этом сейчас можно лишь мечтать!). Датируется “золотое время” 1994–1996 годами.

 

ДИНА-АРТ 1-1

Тогда же состоялся расцвет художественных галерей: “Тенгри Умай», «Ою», «Ark», «Аrvest». Эти галереи и по сей день являются самыми стабильными и действительно подпадающими под определение “художественная галерея”. Они организовывают выставки живописи, графики и скульптуры, пытаются «раскрутить» художников. Все остальные (их в Алматы на данный момент насчитывается около десяти) — это типичные художественные лавки, в которых вперемешку продаются картины и рамки, скульптуры и ножи, керамика и кошма, ювелирные и кожаные изделия. По данным казахстанских арт-экспертов, 50 — 100 млн. долларов — годовой оборот антикварного арт-рынка. В Казахстане на всю страну всего 20 художественных галерей, на которые приходится около 7 млн. долларов в год.

Среди наших соотечественников – потребителей искусства условно выделяют несколько групп:

« Super–rich». Это, конечно, самая серьезная группа. Так как в стране практически отсутствует средний класс, то в рынок вовлечены богатые и очень богатые люди, во многом его и формирующие.

«Инвесторы» – публика, стремящаяся сохранить нажитое, а если повезет, то и приумножить.

Коллекционеры – профессионалы, заинтересованные в пополнении собственных собраний.

«Подарочники» – название говорит само за себя.

Разовые покупатели, обустраивающие свой интерьер.

Сегодня на казахстанском арт-рынке затишье. Работы даже самых именитых мастеров расходятся с трудом. Продажи по галереям в среднем упали в два раза. Кто-то винит во всем мировой финансовый кризис, а некоторые считают, что произошло насыщение местным товаром. Сами художники стараются держать цены до последнего. Существование галерей поддерживается за счет одного-двух коллекционеров — постоянных клиентов.

Покупка произведения искусства — это рискованная инвестиция. Для сохранения денег необходимо хорошо разбираться в искусстве. Отсюда нужда в адекватной подаче информации об инвестициях в казахстанское искусство для местных и иностранных клиентов. В активизации отечественного рынка образцом для подражания может служить Индия, где спрос культивировался, создавался извне, искусственно.

На данном этапе выход на мировой арт-рынок является лучшей стратегией. Охват новых рынков благодаря экспорту, новым территориям и новым типам потребителей катализирует развитие казахстанского арт-бизнеса. Главная задача — открыться ГЛОБАЛЬНЫМ возможностям глобального рынка. В этом настоятельное требование современности – не отставать, идти в ногу со временем.

Дина Дуспулова

Искусствовед

Арт-агентство «Алматы – Дом Мира»

almatydomira@gmail.com




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.