HRW недовольна Токаевым
Поддержать

HRW недовольна Токаевым

В музее им.Кастеева проходит выставка современного японского искусства «Хрупкое равновесие», на которой представлены работы девяти авторов из собрания коллекционера и арт-дилера НорманаТолмана.

Норман Толман — личность более чем примечательная. Выпускник Йеля (одного из университетов Лиги Плюща), он начал свою трудовую деятельность в 7 лет  доставщиком газет. Служил в военно-воздушных силах США, ветеран Корейской войны и в то же время магистрант Йельского университета, а докторскую диссертацию защитил в Беркли.

Он — профессиональный дипломат, который ради прекрасного образования и будущего своих детей, бросил дипломатическую карьеру и огромный дом в Киото и стал арт-дилером. Сейчас Норман Толман — один из самых крупных экспертов в области японской печатной графики и основатель нескольких арт-галерей. Ему 83 года и он по-прежнему много ездит по миру, открывая выставки на разных континентах. И, кажется, испытывает симпатию к нашей стране. За последние три года галерист приезжает в Казахстан в шестой раз и открывает у нас третий вернисаж.

Норман, как так получилось, что вы, будучи дипломатом, вдруг стали арт-дилером?

— Много лет назад, если точнее, то 40 с лишним лет, я стал задумываться о будущем своих детей. У меня две дочери. Одной сейчас – 60 лет, второй — 55. Тогда они были школьницами, и я подумал о том, что им необходимо учиться в хорошем университете. Вы же знаете, как дорого стоит обучение. А на зарплату госслужащего я не смог бы себе позволить такие траты. В то время я работал в посольстве США в Японии, мне нравилась японская графика и я подумал, а почему бы не продавать ее за пределами Японии.

Японское искусство тогда практически не было известно за пределами страны. А я неплохо знал нескольких художников.

— Сколько сейчас представлено художников в вашей галереи?

— На данный момент у нас выставлены работы 40 художников. Самая известная из них, это, безусловно, Токо Шинода. В этом году ей исполнилось 106 лет (!), мне посчастливилось познакомиться с ней много лет назад и вот уже 40 лет мы сотрудничаем. За эти годы я продал более 10 тысяч работ госпожи Шинода. Мне трудно сказать, какие из них самые лучшие. Может, это те работы, которые сейчас украшают Метрополитен-музейв Нью-Йорке.  Графика Токо Шиноды сейчас находится в коллекциях нескольких десятках музеев мира, галерей, в офисах крупных корпораций, посольств, украшает дворец императора Японии и дворцы членов его семьи. Токо Шинода – любимица японской императорской семьи и единственная, чей портрет при жизни увековечен на японских почтовых марках.

— Кому из известных людей мира вы продавали работы?

— Дэвиду Рокфеллеру. Он приобрел у меня свыше 100 работ японских графиков. Когда его не стало, наследники Дэвида решили продать его коллекцию. У него было потрясающее собрание произведений искусства, одно из лучших в мире. И когда я рассматривал списки проданных работ, то обнаружил, что графики японских художников среди них нет. А затем узнал, что наследники не стали их продавать, потому что Дэвид очень сильно дорожил ими. Мне было приятно это услышать.

Вообще, многие известные, богатые люди покупали в моих галереях картины. Например, Тоби Магуайер. Или вот был случай, ко мне в галерею зашел мужчина, представился и стал осматривать работы.  В это время я переписывался с дочерью и на вопрос «что делаешь?», ответил, что ко мне в офис сейчас пришел мужчина и написал его имя. Через некоторое время дочь мне ответила: «папа, этот человек 35-й в мировом списке Форбс».

Но не все работы я продаю. Некоторые дарю, например, университетам, в которых учился. В университете Смит (один из так называемых «Семи сестер» — самых престижных университетов для девушек), который окончила моя младшая дочь Хилари, находится самая большая коллекция печатной графики, которую я  подарил от имени дочери.

— Норман, в каких городах помимо Токио, находится ваша галерея?

— Офисы моей галереи “The Tolman Collection” помимо Токио также есть в Нью-Йорке, Сингапуре, Гонконге и Лондоне.

Сейчас самые активные покупатели произведений искусства китайцы и арабы. Не думали открыть галерею в Китае? И не будет ли это сопровождено тем, что исторически между японцами и китайцами были непростые отношения?

— Я открывал галерею в Шанхае, она просуществовала там несколько лет. Но, знаете, китайцы покупают только китайское.

— Как вы оказались в Казахстане, все-таки мы не самая известная географическая арт-точка?

— Я регулярно летал из Японии в Европу через Сингапур. Но однажды я подумал, а почему бы мне не попробовать другой маршрут? Так я оказался в Казахстане. Помню, что перед этой поездкой я позвонил своей старшей дочери в Нью-Йорк и спросил, не знает ли она кого-нибудь из  Казахстана. Но она даже не слышала об этой стране. Правда, уже через день она мне перезвонила и сказала, что у ее мужа здесь работает знакомый. А потом мне повезло познакомиться с Данияром Утеулиным и Асей Хасановой (супругой известного казахстанского художника Эдуарда Казаряна. Здесь мне оказали очень радушный прием, я попробовал вкуснейший бешпармак. С тех пор я приезжаю сюда уже в шестой раз и подружился с местными художниками. В частности, с Маратом Бекеевым и Эдуардом Казаряном. И в один из визитов я решил познакомить алматинскую публику с творениями японских художников. Первая выставка прошла два года назад в KazarianArtCenter.

— Вы в Казахстане уже в шестой раз. Работы каких местных художников вы приобрели?

— Да, я купил несколько работ у Марата Бекеева и Эдуарда Казаряна.

— Вы во второй раз проводите вернисаж в Алматы, а в других городах, в частности, в столице, не хотите попробовать?

— Да, есть такая идея и надеюсь удастся ее реализовать.

P/S. В конце эксклюзивного интервью Норман Толман поделился с нами очень приятной новостью-сюрпризом – во время своего следующего визита в декабре, он собирается подарить музею им.Кастеева коллекцию японской графики, посвященной трагическим событиям 11 марта 2011 (события на Фукусиме).

Кстати, выставка современного японского искусства «Хрупкое равновесие» не просто вернисаж. Понравившиеся работы можно приобрести. Так, картины Токо Шиноды стоят – от 5500$ до 18300$. Графика других авторов начинается от 550$. Стоит учесть, что это все работы-принты создаются в нескольких экземплярах и каждая копия имеет свой номер.

В рамках выставки каждую субботу в 16:00 в музее им.Кастеева проходит цикл лекций, посвященных традициям японской графики и эстетике японской культуры.

Вернисаж продлится до 6 октября 2019 года




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.