Раджат Субхра Бандопадхья: «Живопись - моя религия»
Поддержать

Раджат Субхра Бандопадхья: «Живопись — моя религия»

В то время как в Казахстане художественный рынок умер не родившись, индийский арт-рынок, несмотря на мировой кризис, остается устойчивым. Современные индийские художники сохранили свои позиции и стоимость, очень популярны их ювелирные изделия и миниатюры. Как всего за десять лет Индии удалось набрать обороты и подняться из упадка и застойности к мировому признанию? Известный индийский художник-акварелист Раджат Субхра Бандопадхья утверждает, что благодаря интернету художники существуют в новой ситуации, чем это было 20 лет назад. В чем же рецепт его успеха?

Справка. Живет в Нью-Дели. На «100-летии города Дели» в 2012 году, он среди победителей. Его произведения составляют привилегированную часть частных коллекций по всей Индии, входят в топ 10 лучших работ. Увлечение живописью художник проявил в 12 лет. Выставка-дебют в 1994 году сменилась многолетним затишьем, взорванным в 2011 году яркой соло-экспозицией в Нью-Дели. В том же году радостная энергетика его пейзажей и экспериментальных работ обеспечила эксклюзивное шествие сразу пяти выставок Бандопадхьи во Флоренции, Венеции, Риме.

Раджат, как нынешний арт-бум в Индии изменил отношение общества к вам как художнику?

Для художника, который недавно вошел в искусство, мне это невероятно приятно. Как птице требуется время, чтобы вырасти, так и сфере искусства нужно дать время для хорошего развития. Это процесс и от хорошо затраченных времени и усилий он набухает, растет, пока не станет достаточно большим, чтобы твое искусство стало популярным в обществе. По сути художники люди простосердечные и творчески уникальные, лучше всего выражают себя на холсте или бумаге. Но что имеет значение на самом деле, так это как ты представляешь себя миру. Художники должны учиться продавать свои работы. Это редкость, но в этом рецепт успеха и чтобы достичь его, впереди долгий путь. Онлайн и социальные медиа эффективно помогают в продвижении искусства. Этот мировой объектив позволил многим индийским художникам получить признание; сейчас их представляют на мировых аукционах и арт-шоу. В наше время он играет ведущую роль в создании бренда художника на мировом рынке, позволяет всем желающим смотреть индийское искусство и создавать о нем большую осведомленность. Я предлагаю исследовать новые способы как достучаться до людей через искусство, то есть использовать цифровое пространство так, чтобы сделать свои произведения и культуру страны известными!

Но ведь художнику в его творчестве очень важно быть независимым, свободным от коммерции?

Я не дилер, я художник и творчество для меня всегда на первом месте. Мы не должны слишком увлекаться коммерческой стороной искусства. В противном случае, творчество и честность уйдут. Бог обеспечил нас даром и поэтому нужно сосредоточиться в первую очередь на творчестве, а коммерческий аспект будет автоматически следовать за ним. Это то, что я обнаружил в отношении своей живописи. Моя честность и простота – вот мой бренд. Однако, чтобы кормить семью, я должен также продавать свои работы.

Кто или что повлияло на то, что вы стали художником?

Я с детства влюблен в природу. С четырёхлетнего возраста горы и реки манили меня обойти их кругом. Крохотный городок Джамшедпур, где я родился, с трёх сторон был окружён холмами, а с одной – река. Там было всё: гигантские роскошные джунгли, реки и холмы. Природа и богатейшая индийская культура — самое большое моё вдохновение и мне всегда хотелось стать не просто художником, а именно художником-пейзажистом. Природа стала излюбленной темой и лейтмотивом моего творчества. Сегодня в дискуссиях по сохранению и защите окружающей среды — огромное беспокойство. Мы берем у природы достаточно и живем благодаря ее творениям, но отдаем ей гораздо меньше. Через свои картины я хочу воздать природе должное, каким бы малым ни был мой вклад.

Где вы учились и каков был результат?

В моем родном городе не было художественного учебного заведения, только школа. Так что для обучения искусству я отправился в Калькутту, штат Западная Бенгалия, и окончил Государственный колледж искусств и ремесел в 1990 году. Затем изучал прикладное искусство, но это занятие было не по мне, я любил рисовать. После колледжа я очень долго, более двух с половиной десятков лет работал в рекламном агентстве.

В чем причина столь долгого перерыва в вашей творческой карьере? Помогла ли вам, художнику, рекламная деятельность?

Единственной причиной, вынудившей избрать рекламную карьеру, было заработать деньги неважно на какой работе. Но я не оставил живопись, это моя страсть, я испытывал голод в познании искусства и имел обыкновение рисовать каждый день! Позже понял, что страсть к живописи углубляется и 26 лет совмещать ее с работой в рекламе стало невыносимым, болезненным. Я хотел заниматься живописью всецело и продолжать размещать рекламу было выше моих сил, поэтому бросил работу и теперь все своё время отдаю живописи.

Почему вы любите акварель и какие возможности таит в себе этот метод живописи?

Акварель считается одной из самых сложных техник, которой художник может предаваться, чтобы доставить себе удовольствие. Если ты делаешь ошибку в акриле или в масле, то можешь принять корректирующие меры; в акварели ошибаться нельзя: если что-то пойдет не так, ты должен просто выбросить работу. Когда делаешь акварельную живопись, нужно быть очень тщательным, точным и предельно сосредоточенным. Я нашел, что это очень сложно, а поскольку мне нравится преодолевать трудности, акварель остается моим коньком и моей первой любовью. Каждый день я воспринимаю живопись как вызов. Мною движет природа, она заводит меня ежеминутно. В своем уважении к природе я стараюсь передать красоту, величие и разумность ее творений через мазки кисти, которые представляют собой смесь Британской школы искусства и фактурной акварели.

Является ли ваша установка на реализм сознательным выбором?

Да, это сознательный выбор; я не хочу, чтобы мои мое искусство было понятно только художникам и рафинированной прослойке богатой части общества. Через реалистические произведения мне легко общаться. Считаю, что абстракционизм не может служить коммуникационным каналом для моего сообщения. Мое современное искусство – это иная точка зрения, где-то между реализмом и абстракционизмом. Это — навеянные природой сюрреалистические работы, где мир видится мне таким: дерево растет само по себе, мы не должны рубить его; река течет сама по себе, нам не следует останавливать поток; камень лежит на берегу реки, мы не должны раскалывать его. Таким образом, мои сознательные усилия в сюрреалистической живописи — это сделать все, чтобы найти со зрителем общий язык. Прежде, чем создавать произведение, я визуализирую то, как оно решает успешный исход моего искусства. Если картина рассказывает свою историю сама, я чувствую, что мое искусство оправдывает свою ценность. В самом деле, зачем мне рассказывать, если одного взгляда на мою картину достаточно, чтобы перенести зрителя в ту ситуацию или место?

Что бы вы ответили тем художникам современного искусства, которые критикуют пейзажистов за отсутствие идеи и метафоры в произведениях?

У окружающей природы мы постоянно учимся. При всей своей отличительности природа представляет нам наш характер и громко общается с нами, что очень немногие способны понять. Река передает идею потока, камень дает представление о строптивости; дерево показывает рост; плывущая лодка вызывает ощущение стихийности жизни. Это то, что я вижу и точно отображаю в моих картинах. В произведениях я передаю свои чувства и демонстрирую неподдельность природы. В этом моя основная коммуникация. Мое искусство предназначено для всех, независимо от уровня понимания. Увидев мои картины, человек должен почувствовать, что ему приятно и хорошо, ведь когда пишу, я выражаю добрые чувства, которые вызывают у зрителя хорошее самочувствие. На стенах его дома мои работы будут ежедневно дарить обещание свежести, вызывать у человека чувство гордости. Поэтому я очень осторожен в выборе цвета, так как моя живопись предназначена для других, а не для себя.

Что вдохновляет вас в выборе стиля и манеры письма? Есть ли у вас стиль, который отличает от других?

Я люблю акварель за простоту. В технике акварели простота очень важна и я ей следую. В акварели нет никакого «ракетостроения», но ее простота требует простоты души и отточенного мастерства руки. Моя формула: минимум усилий, максимум воздействия. Как художник-акварелист, всегда хочу создать что-то новое. На протяжении многих лет я разработал собственный уникальный стиль, для которого характерны сильные мазки — они придают ощущение свободы духа. Кроме того, в результате экспериментов, я пришел к уникальной концепции акварели на холсте и уже получил хорошие отзывы не только в Индии, но и во всем мире. А теперь мне хочется оставить след в истории акварели, создать свою марку на мировом арт-рынке — прозрачные акварели в миниатюрной форме! В них особое очарование; эта остроумная и очень умелая работа и, пожалуй, главный критерий моего мастерства. Миниатюрная прозрачная акварель — мой фирменный стиль!

Какие стили и направления вы исследовали бы для себя как вызов в будущем?

Мои любимые художники — Альваро Кастаньет из Уругвая и Джо Доуден из Великобритании. Я нахожусь под сильным влиянием их стиля и хотел бы делать подобную живопись. Мне хочется узнать об этой чудо-технике как можно больше. И хотя акварель сама по себе является вызовом, я бы создал несколько фактурных работ, в которых есть слои, яркость и замысловатость.

Многие художники переживают моменты просветления. Каков ваш самый яркий творческий инсайт?

Позвольте открыть вам один факт. Я живописец и это то, кем себя считаю. Живопись — моя религия. Бог и живопись для меня едины. В этом мой главный драйв, он дает мне то, что я делаю.

Есть ли у вас хобби, отличное от изобразительного искусства, например, индийская йога?

Я занимаюсь фотографией и люблю классическую музыку, западную и индийскую; она меня укрепляет. Музыка и изобразительное искусство идут рядом бок о бок, как параллельные линии и тот, кто не понимает музыку, не может создавать искусство, как мне кажется. Йогой я занимался в школе, сейчас мне хватает сосредоточенности во время рисования, это и есть моя медитация. Живопись для меня очень медитативный опыт, чтобы заниматься еще и йогой.

Вы известный художник как внутри, так и за пределами Индии. Что бы вы посоветовали начинающему художнику?

Не сдаваться. Будучи художниками, мы выбрали самую непредсказуемую карьеру. Мы сталкиваемся с множеством проблем, у нас нет фиксированного ежемесячного заработка, как у врачей или инженеров. Произведение искусства подобно рождению ребенка: когда создаем его, едва ли задумываемся о том, куда оно попадет, кому отдать и где показать. Обычно, наша цель продать работу и получить похлопывание по спине. Порой многие месяцы у нас нет ни гроша, а случаются месяцы, когда обрушивается долларовый дождь. Так что, если ты в этой профессии, проявляй к ней уважение и будешь вознагражден. Мой единственный довод для новичка: уважай искусство и искусство будет уважать тебя. Прежде, чем стать выдающимся художником, нужно пройти через этот процесс. Всем нам нужно его пройти.

Любое впечатление о казахстанских художниках.

В рамках Международного Акварельного общества (IWC), я встречал некоторых российских художников, которые делают удивительные работы! Думаю, в Казахстане с его российским наследием должны быть великие художники. Я очень хочу встретиться и взаимодействовать с ними.

Большое спасибо за интервью.

Интервьюировала Дина Дуспулова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.