Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу»
Поддержать

Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу»

Особым гостем Жании Аубакировой в программе «Культурная мозаика» на радио «Классика» на этот раз был Павел Нерсесьян,  профессор Московской консерватории и Бостонского университета, заслуженный артист России. 

 

 

— Я посвятила какую-то часть своей жизни педагогике. Были случаи, когда мне открылись какие-то сложные вещи, но я не делилась своими открытиями со студентами – мне казалось, что это привилегия возраста.  Сейчас я понимаю, что это не так.  А как думаете вы?

— Я согласен, но должен быть общий словарь. Если говорить шаблонами, как во всех школах, то это звучит очень пыльно. Я сам стараюсь говорить синонимами. А делиться чем? Если секретами мастерства, то обязательно. Когда вы делитесь, это вызывает доверие. Вы же делитесь опытом, а не бедой. Любой студент понимает, что это важная информация. Педагогики без доверия нет.

 

— Но вы ведь и вы не всем делитесь?

— Конечно. Однажды я влюбился, но не все было безоблачно в этой любовной истории. И в этот момент вдруг соната Шуберта. Каждая нота оказалась мне важна. Каждая нота рассказывала мою личную повесть. Как ни странно, но страдания разбивают нашу духовную скорлупу.

 

— В последнее время я часто думаю о том, что в школе нас не учат тому, что страдания — это не так уж и плохо.

—  Да. Но у меня есть студенты, которые так любят трагическое, что я от них устаю. Потому что им хочется поделиться своими переживаниями.

Но внутренняя обнаженность – это признак таланта. Мне кажется, что во времена Бетховена, который написал массу трагического, было и веселое. Остается просто более талантливое и наполненное смыслом.

 

— Как вы думаете, посредственность имеет шанс остаться в истории?

— Посредственность все-таки одномерна. Во мне путаются эстетик и философ. Иногда я сам в них путаюсь.

 

— Считается, что музыканты не очень хорошо говорят… Они больше сосредоточены на музыке…  

— У меня есть коллеги, которые просто прекрасно говорят. Я все время над собой работаю и стараюсь добиться этого сочетания.

 

— Что вы думаете о конкурсах пианистов?

— Конкурсы мне нравятся. Присутствует азарт. Более того, это самый простой и дешевый способ заставить о себе говорить.

— Знаете, мы уже который год поселяем прошедших второй тур конкурсантов в семьях моих друзей, хороших знакомых. И вот были конкурсанты, которые не прошли дальше второго тура. Так мои знакомые писали мне ночью с вопросами, как так.

-Давным давно я играл на конкурсе в Дублине и у меня была семья, которая меня взяла к себе. Я тогда плохо знал английский, а та женщина знала русский. И она каждое утро подписывала мне продукты.

 

-У меня есть подруга, у которой все конкурсанты побеждают. Иногда она берет сразу двоих.  Правда, я ей звоню только тогда, когда надо к ней кого-нибудь подселить. Но все семьи видят, как музыканты, настолько поглощенные игрой, и они сами заражаются этим. 

— Мы часто слушаем нашу аудиторию более внимательно, чем она нас. У меня это очень развито. А вообще, поскольку моя материнская сторона отсюда, я люблю это место.  И не только по-человечески, но и профессионально. Я вижу здесь настоящую работу и очень этому рад.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.