понедельник, 14 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии Что сказал Тайжан на встрече с Токаевым? Две трети машин в Казахстане старше 10 лет Тайфун «Хагибис» в Японии: 45 погибших, сотни раненых и миллионы эвакуированных Помощь малому бизнесу за год сократилась на четверть Еще одна жертва Арыси 70 процентов таджиков живут за счет денег из-за границы Премьер – президентам пример Бишимбаев вышел на свободу Перейдем на российское Учителей заставляют читать книги президента Дело Атамбаева продлено до 1 ноября Налоговых поступлений в бюджет стало больше Серик Кудебаев от работы не отстранен КНБ подтвердил приговор Константину Сыроежкину В Алматы открылся турнир «Мемориал Дениса Тен» Это – фейк Цены на нефть упадут? Кого посадят за хищения LRT? Еще один конфликт с иностранными рабочими Объем безнала побил новый рекорд Зять сдал, зять принял Константину Сыроежкину дали 10 лет? Елжан Биртанов: приоритет детям и профилактике

Дом маленьких лебедей

412 На днях три казахстанских балерины завоевали высшие места на престижном Х Международном хореографическом фестивале-конкурсе «Танцевальный Олимп» в Берлине. Это стало еще одним доказательством высокого уровня казахстанской классической хореографической школы. Алматинскому хореографическому училищу имени А.В. Селезнева в будущем году исполнится 80 лет. За это время из его стен вышли  около двух тысяч выпускников – будущих Одиллий, Джульетт и Спартаков, составивших основу балетного искусства страны. Срок обучения в училище – 8 лет. Начиная с 10 - летнего возраста, когда мальчик или девочка приходят под гулкие своды репетиционных залов, они учатся, а многие – и живут здесь, получая одновременно общее и хореографическое образование. В их дипломе, в графе специальность, гордо значится: «артист балета». Как рассказала один из старейших педагогов,  воспитавшая десятки артистов, Гульзира Акимовна Ашимова, сегодня училище выпускает 32 -40 балерин и танцовщиков в год. Воспитанники училища сегодня работают во многих театрах всего мира – в России, Германии, Франции, США и других, но в основном местом их работы становятся два казахстанских театра: Академический театр оперы и балета им. Абая в Алматы и Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане. Диплом АХУ имеет большой авторитет среди специалистов балета, и в не последнюю очередь потому, что в училище, несмотря на трудные годы, смогли сохранить все лучшие традиции классической школы балета, сохранить преемственность поколений преподавателей. Сегодня выпускники училища без особых проблем находят работу практически в любом театре мира. На всем пространстве Средней Азии АХУ осталось единственным учебным заведением, дающим высококлассное хореографическое образование. Подобные училища в Киргизии, Узбекистане  и других постсоветских странах, сегодня или закрылись, или влачат жалкое существование. Классический танец там умирает, они делают сегодня упор на национальные, народные танцы. Наша же балетная школа сохранена, и она успешно развивается. Однако это не значит, что народные танцы не присутствуют в программе обучения АХУ. Не каждый учащийся, хотя и все они проходят жесткий отбор при поступлении, может, к примеру, крутить 32 фуэте подряд, или танцевать па-де-де, вариации. Поэтому у них есть возможность посвятить себя специализации в области народного танца, современного танцы, казахских национальных танцев. Все эти дисциплины проходит в училище каждый танцор. Но какое направление он выберет – показывает практика. Отбор учащихся идет по строгим критериям. Прежде всего оцениваются физические данные, которые подтверждаются и выявляются в ходе учебы. Педагоги смотрят, какая у ребенка стопа, шаг, прыжок, гибкость тела, выворотность ног, оценивается и отношение ребенка к тем или иным направлениям в танце. Но это не значит, что те дети, которым не даются высоты классического танца, в училище остаются без внимания. Все учащиеся получают абсолютно равные права и возможности проявить себя, показать свои возможности, все получают внимание и заботу педагогов. Но эта профессия изначально соревновательная, поэтому всегда кто-то будет лучше другого… Не всем суждено стать солистами, других ждет кордебалет. Гульзира Ашимова считает, что только дилетанты считают, что там танцевать легко. - Кордебалет – важнейший элемент любого балетного спектакля и напрасно думают, что работа в нем легче работы солистов.  Скажу более: я считаю, что в кордебалете во многих отношениях работать даже сложнее! Ведь там нужно следить за линиями, уметь танцевать синхронно, одинаково и в нужный момент чувствовать музыку, вовремя повернуть голову, и так далее. Это также большое искусство и оно очень востребовано в балетном мире. К тому же, понятно, что сразу сольную партию молодой танцор или балерина в театре не получают – разве что уж очень талантливые… Поэтому все наши и учащиеся, и выпускники в театрах проходят эту школу.  Мало того, многие зрители и любители балета не знают, но ведущие балетные театры мира ценятся прежде всего кордебалетом! Солиста, самого лучшего и знаменитого, можно порой пригласить и со стороны, а вот кордебалет – это свое, это основа, это «ткань» любого спектакля. Можно даже сказать, что если в театре есть великолепный кордебалет – то это ТЕАТР! В училище не очень благожелательно относятся к размножившимся в последнее время многочисленным танцевальным шоу.  Там не разрешают учащимся выступать в таких, прямо скажем, непрофессиональных, полусамодеятельных коллективах. Сегодня на эстраде, в шоу в танцевальных жанрах царит полный разброд и эклектика. Участие в них необратимо портит не только стиль, танцевальную культуру, которые  хотят воспитать в своих  учениках педагоги «Селезневки», но порой и вредит их здоровью. Ведь выступление в танцевальных шоу – это часто и огромные дополнительные нагрузки, а они и в училище очень серьезные.  Поэтому молодым танцорам официально запрещено работать в таких шоу. Иначе, считают педагоги, они просто не смогут отвечать за качество обучения, основа которого – классическая, проверенная столетиями, балетная хореография. А наработанный поколениями престиж «Селезневки» здесь ценят высоко. - Учтите еще – говорит Гульзира Ашимова, -  все эти шоу происходят, как правило, в позднее время, в местах, которые часто нельзя назвать достойными для посещения молодых юношей или девушек – рестораны, ночные клубы… И мы сами, и родители наших учеников, следим за их питанием, режимом, физическим и психологическим состоянием. Поэтому в ходе учебы эти «мероприятия» для наших учащихся – табу. После окончания училища они, конечно, могут выбрать любую жизненную дорогу. В училище стараются учитывать новые веяния в современной хореографии. Это веление времени, ведь балет, танец - это живое, развивающееся искусство, и новые стили, новые тенденции обязательно должны проникать и обогащать его. Сегодня на любом крупном международном конкурсе обязательно в программу включается современный танец – сольный или дуэтный. Но дело в том, что сегодня очень много подделок под хороший современный танец. Это особенно видно по телевидению, где различные танцевальные группы, «подтанцовки» заполонили экраны и зритель часто воспринимает эту самодеятельность как искусство, не подозревая, что эти кривляния к искусству не имеют никакого отношения. Профессионалу – хореографу, конечно, сразу видны все многочисленные огрехи этого, с позволения сказать, танцевального «убожества» - в технике, в композиции, даже в фигурах этих  толстоватых «шоу – герлз». Но что поделать – на телевидении господствует кич – броское, грубое зрелище, где надо все «поярче», «погорячее»… А настоящие шедевры современного танцевального искусства, как и, впрочем, классического балета, пропагандируются мало. Вкус зрителя сегодня дезориентирован, испорчен этой агрессивной примитивностью. Нести народу классическое искусство сегодня нелегко. Балет - это неустанный, бесконечный труд души, ума и тела. Так было, и так будет всегда. Эта профессия требует огромной внутренней дисциплины, даже порой самоотречения. Уже в  половине девятого утра учащиеся «Селезневки»  должны стоять у балетного станка, заниматься. Затем уроки, занятия по разным дисциплинам, опять занятия у станка, разучивание различных элементов и многое другое. И так – каждый день, на протяжении восьми лет. Некоторые не выдерживают такого темпа, таких нагрузок, уходят. Но большинство остаются. Потому что они очень любят балет. Конечно, нагрузка постепенно увеличивается с годами. Особенно в училище следят за малышами, к каждому там индивидуальный подход. Но и им не дают поблажек, их сразу приучают к тому, что учеба-это труд. Ученики первых классов проходят классический танец, историко-бытовой танец, ритмику и каждую неделю у них классная работа, где они изучают первые элементарные основы движения: как стоять себя, как сохранять осанку, как выйти, как сделать поклон и многое другое. И проходят элементарные танцевальные этюды. Пик нагрузки выпадает на 2-й и 3-й курсы, когда учащимся уже по 16-17 лет. Здесь уже спрос идет по полной программе. К классическому танцу добавляются народно-сценический танец, где есть, к примеру, польский, венгерский, испанский танец. Изучается также казахский танец, современная хореография. Много часов у станка и в залах приходится проводить учащимся, много пота пролить в репетиционных залах. Но такова специфика профессии. Век балерины и танцовщика короток, зарплаты  в балете невысоки, работа тяжелая, связана с травмами, с нервными нагрузками… Но все искупает ощущение причастности к великой красоте.

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5