Пусть войлок станет ветхим под ногами детей…
Поддержать

Пусть войлок станет ветхим под ногами детей…

Наталья Кривец

Неизвестно, когда и где древний человек отметил свойство овечьей шерсти сваливаться и образовывать полотно, однако это замечательное и гениальное по простоте открытие обеспечило на тысячелетия значительную часть населения нашей планеты замечательным материалом, служащим для изготовления одежды, утвари, а главное — самого совершенного кочевого жилья. И все это благодаря маленьким чешуйкам на шерстяном волокне, которые при смачивании и нагревании распушаются, а при валянии накрепко сцепляются между собой, образуя легкий, дышащий материал с исключительными теплоизоляционными свойствами.

Истоки войлочного производства относят к концу эпохи бронзы, времени, когда кочевое скотоводство стало преобладающим видом хозяйствования. В эпоху раннего железного века сформировался устойчивый набор кочевого быта: походные кибитки, разборные шатры и шалаши, крытые войлоком, вооружение и конское убранство, одежда всадников и комплекты изделий из войлока, кожи и дерева. В курганных могильниках ранних кочевников (Пазырыкские курганы Горного Алтая, Бесшатырские курганы Семиречья, Берельский курган Восточного Казахстана) найдены разнообразные по декору и технологии изготовления войлочные ковры и иные бытовые изделия, отличающиеся разнообразием видов, а также изысканностью дизайна.
Есть предположение, что войлочные ковры появились раньше ворсовых ковров из шерсти. Существует даже красивая легенда, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, терлись друг о друга, шерсть падала на палубу, намокала и утаптывалась копытами, а когда животные покинули ковчег, на судне остался нетканый ковер.
Валяние шерсти руками, естественно, возникло и развивалось там, где было распространено овцеводство. Особенно глубоки и развиты традиции валяния шерсти у народов Казахстана, Средней Азии, Монголии, Кавказа. Известны также войлоки сибирских народов России (тувинцы, хакайцы, алтайцы, башкиры), Турции, Ирана, Афганистана, Финляндии, Венгрии, Норвегии и Перу.
В казахских степях изготовление войлочных изделий достигло высокого художественного уровня. Их спектр был необычайно широк. Войлок использовался не только при изготовление кошмы для покрытия юрты, но применялся и для ее внутреннего убранства. Напольные и настенные ковры, декоративные полосы — баскуры, войлочный полог, чайные скатерти, рукавицы для казана, чехлы для посуды и постельных принадлежностей, попоны для лошадей и верблюдов — вот далеко не полный перечень традиционных казахских войлочных изделий. Войлок использовался даже в лечебных целях: его привязывали к месту простуженного органа для согревания, а раны посыпали пеплом от сожженной овечьей шерсти.
Самыми красивыми войлочными изделиями являются ковры, текеметы и сырмаки. Их размеры и тщательность отделки различаются в зависимости от цели применения. Традиционный процесс изготовления включает такие этапы, как подготовка шерсти (чистка и промывка в водно-мыльном растворе, а также расчесывание и крашение), раскладка и взбивание прутьями, нанесение узоров из шерсти, что доверяется наиболее умелым мастерицам, и, наконец, многократное смачивание и уваливание в рулоне из циновки. Если ковер большой, то процесс изготовления коллективный. Хозяйка, заготовив достаточный запас шерсти, приглашала родственниц и соседок. Это было и общение, и совместный труд, сопровождавшийся многочисленными традициями и обрядами. Очень хорошо эти обряды описаны в трудах доктора исторических наук Ш. Тохтабаевой. Так, хозяйка заведомо прятала в шерсть кусок ткани, завязанный в узел. При взбивании этот кусок цеплялся за прут какой-либо женщины, означая выпавшую ей благодать. В ответ на эту удачу она должна была организовать застолье со своим угощением. Иногда в середину рулона наливали по ложке молока или кефира со словами: «Пусть будет белая благодать от Бога». Во время утрамбовки войлока женщины приговаривали: «Несосватанная девушка не выходит замуж; не растянувшись, не получится войлок».
Когда ковер был готов, его не разворачивали до тех пор, пока хозяйка не даст коримдик — откуп за смотрины. После, перед разворачиванием, ковер посыпали пшеницей со словами: «Как пшеница, пусть круглится», «Пусть войлок станет ветхим под ногами детей». Часто такой ковер посвящался определенному члену семьи, имя которого нередко включали в декор ковра. Красота узоров войлочных изделий отражала извечное стремление радивой хозяйки украсить свой дом, сделать его неповторимым и максимально уютным.
В ХХ веке современный уклад жизни вытеснил войлочные изделия. Однако в последние десятилетия наблюдается своеобразный бум войлоковаляния. Войлок завоевывает современный мир, появляясь на модных подиумах и на шумных ремесленных ярмарках, его можно увидеть на рукодельных форумах, в нем щеголяют модницы. Валяние шерсти стало одним из любимых видов современного рукоделия. Если всего лишь несколько лет назад мастерицам по валянию приходилось ездить в Киргизию за шерстью, то сейчас практически в каждом магазине товаров для рукоделия имеется специальный отдел для валяния войлока.
В основном создаются небольшие изделия — шарфы, сумки, броши и прочие аксессуары, как в этническом, так и в более современном стиле. Первыми в распространении современных войлочных изделий стали киргизы. Изделия такой торговой марки, как «Тумар», стали своеобразным эталоном качества. Однако и на казахстанском рынке есть свои мастера, успешно конкурирующие с соседями по качеству, как, например, торговая марка Aigul Line. Несомненно, есть и отдельные мастера, работающие как в традиционном, так и в индивидуальных направлениях. Например, совершенно необычны работы Виктории Саливановой, создающей скульптуры из шерсти так называемым «сухим способом» (то есть без смачивания шерсти, а с помощью специальных игл). Не оставляют без внимания войлок дизайнеры одежды. Айя Бапани, дочь известных мастеров по войлоку Бапановых, в 2011 году представила черно-белую коллекцию вещей из тончайшего войлока, вызвавшую бурные овации.
В прошлом веке войлок, подобно другим материалам, попав в руки художников, утрачивает свои чисто утилитарные свойства. Невероятная пластичность этого материала позволяет создавать из него не только декоративные настенные панно, но и сложнейшие пространственные композиции. По словам одного из известных художников, работающих с войлоком, этот материал не имеет верха или низа, изнанки или лица, начала или конца, вертикали или горизонтали, этот материал — единое целое.
Одним из тех, кто способствовал проникновению войлока в высокие сферы искусства, стал Йозеф Бойс, личность которого вызывает как осуждение, так и восхищение, признаваемый, тем не менее, крупнейшим художником постмодернизма. С войлоком его свела война. По его собственным словам, он, будучи летчиком люфтваффе и находясь в Крыму, в 1943 году был сбит и ранен. Его подобрали крымские татары и выходили натираниями бараньим салом и обертываниями в войлочную кошму. Вернувшись к жизни, Йозеф Бойс полностью изменил взгляды на жизнь, а войлок стал одним из его любимых материалов для творчества, важнейшей идеей которого было сохранение жизни.
Конечно, в распространении войлока играет роль не только творчество отдельных личностей и стечение обстоятельств. Сам материал популярен потому, что отвечает насущной потребности человечества благодаря еще одному своему свойству — экологичности, актуальнейшей теме современности. Войлок как материал для искусства и самовыражения позволяет представителям городских джунглей ощутить связь с природой, историей, с теплотой рук.
В силу этого неоценимого качества войлок не мог остаться без внимания промышленных дизайнеров интерьера. Если художники предпочитают древние рецепты кочевников для изготовления войлока, то промышленный дизайн использует самые современные добавки для придания дополнительных свойств этому материалу, расширяя тем самым область его применения. Плотный или прозрачный, легкий или тяжелый в зависимости от количества слоев шерсти, этот материал сжимается, складывается, скручивается, приобретая в руках безжалостных дизайнеров самые необычные формы.
Знаменитый итальянский дизайнер Гаэтано Пеше использовал войлок при создании коллекции кресел Feltri. Несмотря на отсутствие каркаса, устойчивость им придают пропитанные специальными эфирными маслами войлочные детали.
Известны работы американского дизайнера Брэндона Норстеда. Он создает из войлока необычные предметы мебели, которые из-за зачастую непонятных форм с трудом вписываются в обычный интерьер. Дизайнер нашел необычный способ обработки войлока и фетра смолами, что повышает жесткость и придает упругость войлочным комодам и креслам.
Художница Мэри-Клэр Бакл из Великобритании использует войлок для создания картин и в качестве покрытий для стен. Также известна ее коллекция элементов декора, сделанных из нетканых материалов и цифровых фотографий. Необычное сочетание фактур рождает замысловатые сюжеты и причудливые образы.
Художница из Канады Андреа Грэхэм делает из войлока не только картины, но и целые скульптуры.
Очень интересны яркие работы Лодара Уайнделса: кресла и пуфики Josef состоят из складок сложенных в несколько слоев листов войлока, нанизанных на жесткие перекладины в основании.
Нетканые материалы могут отлично организовать пространство, став, например, ширмой. Это подтверждают дизайнеры Карстен Герхадс и Андреас Глюкер, создавшие так называемую «мягкую стену» — Soft Wall.
Войлок и фетр активно используются дизайнерами, которые ценят их практичность и функциональность, а также подчиняются моде на все экологичное и натуральное.
Возможно, в ближайшем будущем необычные свойства этого нетканого материала будут использоваться не только в текстильной промышленности и дизайне интерьера. В любом случае очевидно, что войлок еще не сказал свое последнее слово.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.