Молодежь «бежит» в Алматы в надежде получать от 200 долларов в месяц
Поддержать

Молодежь «бежит» в Алматы в надежде получать от 200 долларов в месяц

Молодые по-прежнему стремятся покинуть аулы и перебраться в Алматы, где их тоже не очень ждут. Максимум, на который они могут рассчитывать на первых порах — это тяжелая низкооплачиваемая работа в пределах 100-200 долларов.

Центр анализа общественных проблем, возглавляемый известным экономистом Меруерт Махмутовой, представил данные исследования по внутренней миграции молодежи Казахстана внутри страны. Итоги исследования неутешительные – программа «С дипломом в село» не возымела особого эффекта.

В исследовании подчеркивается, что неравномерность в экономическом развитии регионов способствует росту внутренней миграции. Более того, диспропорция доходов и возможностей развития в городской и сельской местности характерны для всех регионов страны. В селах и аулах у выпускников средней школы практически нет шансов найти работу. Отсутствие работы и низкий уровень развития социальной инфраструктуры в селах и малых городах становятся основными двигателями внутренней миграции и оттока сельского населения в города. Алматы является наиболее привлекательным городом для мигрантов. Большой объем внутренних и иностранных инвестиций и другие экономические возможности, общее увеличение трудовых вакансий ведут здесь к более высокой концентрации мигрантов, вызывая значительный их приток из других регионов.

У мигрантов, прибывающих в поисках работы в Алматы, ограниченные возможности для легального трудоустройства и получения жилья. В результате вокруг Алматы сложился ряд крупных поселений (микрорайонов), в которых жители не имеют регистрации (прописки) по месту проживания, не обладают правом собственности на свои жилища, лишены доступа к качественным коммунальным и социальным услугам и работают, в основном, в неформальном секторе экономики.

Значительную часть внутренних мигрантов составляет молодежь. При этом проблемам молодежи и молодежной миграции не уделяется должного внимания. В сфере интересов молодежи находится целый ряд экономических факторов, включая занятость, доходы, сбережения, расходы, доступ к образованию и здравоохранению. Социальные проблемы молодежи относятся к таким вопросам, как сожительство, брак, разводы, рождаемость, гендерное равенство, преступность, и межгрупповые отношения. Большое значение имеют и политические вопросы, касающиеся доверия и связей с формальными и неформальными политическими институтами.

«Молодежь глубоко заинтересована в создании политической и экономической системы, которая бы отвечала ее устремлениям и потребности в достойном уровне жизни и могла бы предложить ей надежду на будущее. Отсутствие такой системы создает возможности для развития конфликта, особенно сейчас, когда существует возможность легко общаться и обмениваться мнениями благодаря смартфонам и социальным сетям», — считают специалисты Международного валютного фонда, изучающие проблемы молодежи.

В настоящее время внутренние мигранты фактически выключены из социальной политики государства. Отсутствие регистрации в городе снижает шанс найти работу с оформлением трудового контракта. В результате, у большинства мигрантов нет счетов в пенсионных фондах, они не имеют возможности получать пособия на детей и другие социальные блага.

В «Программе занятости 2020», утвержденной Постановлением Правительства, отмечается, что «особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного доступа к получению профессионального образования практически неконкурентоспособна на рынке труда». Программа предусматривает меры по стимулированию внутренней миграции сельской молодежи. Так, для повышения мобильности трудовых ресурсов планируется переезд граждан из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста. Приоритетное право при этом будет иметь сельская молодежь, относящаяся к самозанятому, безработному или работоспособному малообеспеченному населению и имеющая совокупный месячный доход, не превышающий размера прожиточного минимума на каждого совместно проживающего члена семьи.

Для понимания процессов внутренней миграции важно учитывать, что учет внутренних мигрантов проводится на основании регистрации, которую все граждане обязаны проходить по месту жительства. Суть новых Правил регистрации внутренних мигрантов сводится к тому, что государство намеревается установить жесткий контроль над перемещением мигрантов, используя штрафные санкции. Фактически это известный с советских лет институт «прописки», претерпевший некоторые изменения.

В Алматы доступ к программе для не имеющих регистрации молодых мигрантов закрыт. Памятка для выпускников учебных заведений, желающих пройти молодежную практику, текст которой размещен на сайте акимата, поясняет, что «если выпускник не имеет постоянной прописки в Алматы (иногородний студент), то ему необходимо обратиться на Биржу труда Алматы и получить направление для прохождения молодежной практики.

Затем предоставить направление в районный отдел занятости и социальных программ по юридическому адресу работодателя». Однако по закону, для прохождения молодежной практики кандидат должен быть «зарегистрированным безработным», что возможно только при наличии регистрации в Алматы. К тому же заработной платы в размере 15 тыс. тенге мигрантам явно недостаточно для проживания в Алматы в течение 6 месяцев. Молодежная практика в Алматы предоставляется лишь в ограниченных объемах и не является ответом на проблему молодежной безработицы.

В последние годы государственные органы разработали и внедрили несколько законодательных инициатив в области внутренней миграции и молодежной политики. При этом государственная молодежная политика не рассматривает молодежную миграцию, а законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие миграционный процесс, были приняты отдельно и концептуально не объединены с инициативами в сфере молодежной политики.

Серьезную проблему представляет собой сложность регистрации внутренних мигрантов. Ни один государственный орган не владеет информацией о том, сколько внутренних мигрантов проживает в Алматы и сколько среди них молодежи. Ужесточение штрафных санкций для внутренних мигрантов, проживающих без регистрации, не приводит к снижению миграционных потоков, а лишь способствует росту. Увеличение численности безработной молодежи в городах, недоступность жилья, низкий уровень жизни приводят к росту социальной напряженности. В Алматы все больше молодых мигрантов – это объективная реальность, с которой необходимо считаться. Их проблемы нужно решать в Алматы, не надеясь вернуть их в села.

Эффективность реализации государственной молодежной политики снижается из-за слабого межведомственного взаимодействия, неполноты отчетности и непрозрачности деятельности государственных органов.

Внутренняя миграция в Казахстане характеризуется интенсивным переселением экономически активного населения из сел и экологически неблагополучных регионов в регионы с более благоприятной экономической ситуацией. Наиболее привлекательными направлениями внутренней миграции в последнее десятилетие стали Алматинская, Атырауская и Мангистауская области, а также Астана и Алматы.

Больше всего молодежи проживает в Южно-Казахстанской, Алматинской областях, и в городе Алматы. Привлекательность Алматы для молодых внутренних мигрантов объясняется не только развитой инфраструктурой, но и количеством высших учебных заведений. Здесь сосредоточена треть ВУЗов Казахстана.

Следует учитывать, что из Алматы каждый год убывает меньше молодежи, чем прибывает. Кроме того, точное количество проживающих в Алматы молодых людей подсчитать невозможно в связи с тем, что не учитывается число внутренних мигрантов без регистрации.

Большинство молодых мигрантов в Алматы являются казахами и прибыли из прилегающих южных областей страны, имеющих высокую долю молодежи среди населения. Три четверти респондентов приехали из сел и городов с населением менее 100 тыс. жителей. 28,5% респондентов моложе 20 лет, еще треть опрошенных относится к возрасту от 20 до 22 лет. Большинство респондентов имеют образование выше среднего (70%). В основном, молодые мигранты (68%) планируют оставаться в Алматы в ближайшие пять лет.

Алматы привлекает молодых мигрантов, желающих получить образование или найти работу и стабильный доход. Для 57,8% респондентов причиной переезда стало желание получить образование, для 45,1% – недостаточный доход по прежнему месту жительства. 43,4% сказали, что причиной было отсутствие работы, 31,8% были недовольны уровнем жизни, а 21,5% опрошенных указали семейные причины.

Молодые мигранты, не имеющие регистрацию, не имеют возможности зарегистрироваться как безработные. Отвечая на вопрос о занятости, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. 44,7% опрошенных молодых мигрантов отнесли себя к группе «наемные работники». В основном, они заняты в сфере услуг, работают продавцами или в кафе, ресторанах, салонах красоты, на автомойках. Среди наемных работников есть и те, которые одновременно являются самозанятым, занимаются сетевым маркетингом, частным извозом, работают внештатными бухгалтерами. Некоторые наемные работники также являются студентами очной или заочной форм обучения. Среди студентов есть и такие, кто дает уроки иностранных языков, преподает казахский язык своим сокурсникам, заменяет по выходным родственников на рынке, фактически являясь самозанятыми.

Для более половины молодых мигрантов (57,1%) ежемесячный доход не превышает 55 тыс. тенге. Наиболее многочисленна доля молодых мигрантов, получающих 45 — 55 тыс. тенге в месяц, — их 17.7%. Молодой мигрант с незаконченным средним образованием может рассчитывать на доход в размере от 35 тыс. до 45 тыс. тенге – это диапазон доходов для 25% респондентов этой категории. Законченное среднее образование позволяет повысить уровень дохода: 24,8% респондентов со средним образованием получают уже от 45 тыс. до 55 тыс. тенге. Такая же картина складывается для специалистов со средним специальным образованием. Респонденты, не закончившие техникум или колледж, получают от 25 тыс. до 35 тыс. тенге в месяц (21,2% в этой группе). Для людей с законченным средне-специальным образованием уровень доходов увеличивается: о т 55 тыс. до 65 тыс. тенге (20,7% респондентов).

У 19% респондентов с незаконченным высшим образованием среднемесячный доход составляет от 35 тыс. до 45 тыс. тенге, имеющие высшее образование 19,2% получают уже от 75 тыс. до 85 тыс. тенге. Такая значительная разница в доходах может быть обусловлена тем, что студенты подрабатывают неполный рабочий день – поэтому их зарплата ниже той, на которую они могут рассчитывать, став наемными работниками. Получение более высокого дохода напрямую связано с наличием высшего образования.

От 85 тыс. до 95 тыс. тенге получают 13,2% имеющих высшее образование, 2,3% респондентов с незаконченным высшим образованием, 7,2 % с законченным и 1 ,5% с незаконченным средне-специальным образованием. От 95 тыс. тенге до 200 тыс. тенге в месяц получают 13,2% респондентов с высшим образованием, 3,8% — с незаконченным высшим, 4,5% — с законченным средне-специальным и 7,6% — с незаконченным средне-специальным.

Получающие стипендию студенты, в большинстве своем, из малообеспеченных и многодетных семей, обучаются за счет бюджетных грантов и живут в общежитиях. Доход ниже прожиточного минимума отметили еще 13 респондентов: наемный работник, самозанятый, неоплачиваемый домашний работник и безработные. Доходы до 25 тыс. тенге отметили также в основном студенты. Как и в группе с еще более низким доходом, это молодые люди, живущие в общежитиях, получающие стипендии, бюджетные гранты и помощь от родителей/родственников в размере 10-15 тыс. тенге в месяц. Еще 31 респондент, отметивший такой же уровень дохода, — это безработные, самозанятые, и отдельные наемные работники.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.