Общество – это тюрьма. Тюрьма – это общество
Поддержать

Общество – это тюрьма. Тюрьма – это общество

Тон Даанс – международный эксперт по пенитенциарным учреждениям для проекта ЕС «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» (EUCJ).

«ОБ УРОВНЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАРОДА МОЖНО СУДИТЬ, КОГДА ОТКРЫВАЕШЬ ВОРОТА ЕГО ТЮРЕМ» (Фёдор Достоевский, 1862)

Эти несколько простых слов выдающегося писателя отражают суть дебатов о цивилизации. Цивилизации всех стран, а не только Казахстана, включая и мою родную страну — Нидерланды.

Как основное блюдо этого метафорического «меню» я подам «рецепт» того, как создать «реабилитационную тюрьму». Не совсем конкретный рецепт, но рецепт описанный в общих чертах. Кроме того, я хочу подчеркнуть фундамент, на котором новая модель исправительного учреждения должна быть возведена. Можно с уверенностью сказать, что не существует своего рода теоретических и архитектурных проектов и чертежей реабилитационных тюрем. Это было бы слишком просто. В этом случае я мог бы скопировать и предоставить эти проекты и чертежи и посоветовал бы вам воспользоваться ими. Однако это невозможно. Каждое общество создает свою собственную и подходящую ей исправительную систему. Я никогда не видел и даже не слышал о том, чтобы одна страна скопировала и приняла исправительную систему другой страны. Причина разработки своей собственной и особенной исправительной системы связана с историей государства и с идеологическими, политическими, экономическими, культурными и социальными аспектами. В каждой стране эти аспекты различаются. Иногда существуют незначительные различия, но в большинстве случаев различия существенны. В конце концов, все страны, все правительства на практике будут выбирать различные подходы. Все решения «окрашены» национальными, культурными и политическими убеждениями. Даже в Европейском Союзе не существует одинаковых систем. К тому же, существуют экзистенциальные различия. Я также заметил значительные различия между исправительными системами в Соединенных Штатах и даже внутри Федеративной Республики Германия.

Я заметил, что в Казахстане государство сформулировало двойную задачу для национальной пенитенциарной службы.

Во-первых, ограничение правоспособности достигается через лишение свободы, во-вторых, реабилитация заключенного достигается путем его ресоциализации

На самом деле, нужно сохранить баланс в этих почти противопоставленных задачах. Да, это сложно, но безальтернативно.  

В этом контексте важно, что все участники рабочих поездок единогласно согласились с тем, что реинтеграция заключенных является обязательной и непосредственной задачей не только государственных органов, но и неправительственного сектора. Фундаментальный тезис, который нужно всегда иметь в виду: «Вовлечь тюрьму в общество и общество в тюрьму. Тюремное заключение и ресоциализация являются взаимодополняющими элементами».

При этом, активное участие заключенного в процесс ресоциализации является необходимым условием.

Заключенные сами должны нести ответственность за свое собственное будущее. А вот содействие этому процессу должно стать основной задачей пенитенциарной системы

Поэтому задачей сотрудников исправительного учреждения является не наказание заключенных, а помощь во время отбывания наказания.

Я убежден в том, что процесс ресоциализации должен быть неразрывно связан со всем процессом лишения свободы и должен в него вписываться.

Поэтому каждое исправительное учреждение должно быть «реабилитационной тюрьмой», которая должна быть неотделимо связана с обществом. Этот вопрос полностью соответствует основополагающему принципу, который гласит, что лицо в заключении является гражданином и не может быть лишено этого юридического статуса и соответствующих прав, превращаясь из правомочного субъекта в объект, «интересного только с точки зрения логистики и затрат».

 

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП

Я бы хотел процитировать американского судью Дэнниса Чэллина:

Мы хотим, чтобы они были ответственными. Поэтому мы лишаем их всех обязанностей. Мы хотим, чтобы они были частью сообщества. Поэтому мы изолируем их от него. Мы хотим, чтобы они были позитивными и конструктивными. Поэтому мы унижаем их и делаем ненужными. Мы хотим, чтобы они были достойны доверия. Поэтому мы их помещаем их туда, где нет доверия. Мы хотим, чтобы они не были жестокими. Поэтому мы помещаем их в места, пропитанные жестокостью. Мы хотим, чтобы они были добрыми и любящими. Поэтому мы подчиняем их ненависти и жестокости. Мы хотим, чтобы они перестали быть преступниками. Поэтому мы помещаем их в места, где преступники пользуются авторитетом. Мы хотим, чтобы они не общались с неудачниками. Поэтому мы собираем всех неудачников под одной крышей. Мы хотим, чтобы они перестали нас эксплуатировать. Поэтому мы помещаем их в места, где они эксплуатируют один другого. Мы хотим, чтобы они начали отвечать за свою жизнью и проблемы и прекратили паразитировать. Поэтому мы ставим их в полную зависимость от нас.

Так очень точно Дэннис Чэллин критикует общественную и правовую ответную реакцию на девиантное или ненормальное поведение. В целом, общественная реакция заключается в индивидуализации обнаруженной проблемы, на основе чего общество способно идентифицировать и изолировать сограждан, ответственных за эту проблему. Во многих ситуациях, во многих странах граждане исключаются из общества системой уголовного правосудия. Зачастую они используют систему уголовного правосудия для решения социальных, психологических и психиатрических проблем. Массовое присутствие людей с зависимостью в пенитенциарных учреждениях является типичным примером. Социальная проблема в виде наркомании инкриминируется, в то время как, например, Всемирная организация здравоохранения квалифицирует зависимость как болезнь.

Два мира, две идеологии — противоречивые, они мешают друг другу

И еще один очевидный пример — присутствие больших групп пациентов с психиатрическими или умственными заболеваниями и отклонениями в пенитенциарных учреждениях. Каждый эксперт в области исправительных учреждений знает, что в какой-то мере система уголовного правосудия имеет целью определенную социальную изоляцию незаконопослушных граждан, а следовательно, подход, сфокусированный на «внутрикамерном заключении», не способствует социальной интеграции. Скорее, наоборот. Неизбежным последствием такого мышления является социальная изоляция, которая имеет фатальное влияние на реабилитацию заключенных. На самом деле такая судебная система неестественна.

Это не соответствует общечеловеческим ценностям, согласно которым общество должно прибегать к лишению свободы только в качестве крайней меры

Нам нужно задать себе фундаментальный вопрос: достигаем ли мы своей цели формирования законопослушных граждан через их наказание и создаем ли мы, в конечном итоге, более безопасное общество? Показатели рецидивизма беспрецедентно высокие. Поэтому ключевой вопрос здесь — «все ли мы делаем правильно? Может что-то можно сделать лучше или что-то сделать по-другому?». На основе правдивых фактов и показателей, на основе научных знаний, рекомендуется мыслить «за пределами камеры» вместо того, чтобы мыслить «внутри камеры». Почему мы держимся за неактивные компоненты не самой эффективной системы?

Нам нужны реформы, которые должны привести к настоящим переменам. И позвольте мне закрепить в наших умах один существенно важный элемент. Я твердо убежден в том, что существует одно очень важное необходимое условие в процессе перемен: Соблюдение прав человека является необходимым условием для успешных изменений, внедрение изменений не является необходимым условием для соблюдения прав человека.

Научные исследования доказали, что атмосфера с позитивным и поддерживающим обращением, в отличие от репрессивного и карательного обращения, способствует положительным изменениям в поведении и уменьшает риск рецидива. Поэтому качество персонала исправительных учреждений имеет первостепенное значение. В научной литературе контакты между заключенными и сотрудниками называются «моментами истины» (Норман Р. 2002, Управление службами; Стратегия и лидерство в управлении). Поэтому инвестирование в сотрудников является одним из важнейших условий.

Тем не менее я заметил, что уважение человеческого достоинства на самом деле не требует никаких затрат. Уважайте заключенного как полноценного гражданина и как обычного человека, потому что цели уголовного правосудия могут быть лучше всего достигнуты в результате нормального отношения с обществом. Лучшим противоядием для предотвращения рецидивизма является подход, с одной стороны, основанный на сбалансированном сочетании безопасности, заботы, справедливости, достойного человеческого обращения и, с другой стороны, при котором, общество уделяет внимание возвращению правонарушителя в «свободное общество».

Я твердо убежден, что взаимосвязь общества и исправительных учреждений, хорошо сбалансированный ежедневный программный подход, основанный на уважении заключенного гражданина, и хорошо обученная и подготовленная команда сотрудников являются очень важными условиями для снижения рецидивизма и создания более безопасного общества. Или, если сформулировать в более решительных выражениях, помимо уважительного подхода, эффективное сотрудничество между службой исправительных учреждений и обществом является необходимым условием для успешной реинтеграции, и, как следствие, действенным способом защитить общество. Я повторяю: «Вовлечь тюрьму в общество и общество в тюрьму. Тюремное заключение и ресоциализация являются взаимодополняющими элементами».

Программа пилотного проекта и подход к заключенным в исправительных учреждениях новой модели также должны стоять на устойчивом фундаменте, на принципах. Конечно, эти принципы не ограничены, но те, что я представлю, имеют первостепенное значение:

1. НОРМАЛИЗАЦИЯ

Повседневные мероприятия в исправительных учреждениях должны быть связаны с обычной жизнью в обществе.

2. ОТКРЫТОСТЬ

Исправительное учреждение должно быть организовано так, чтобы осужденному были предложены хорошие возможности установить и поддерживать контакт с текущей жизнью сообщества. Аналогичным образом, контакт между различными частями исправительного учреждения и обществом должен быть усилен в максимально возможной степени.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Исправительные учреждения должны быть организованы так, чтобы осужденные имели возможность развить чувство ответственности, самоуважения и уверенности в себе, и стать мотивированы активно стремиться к жизни, свободной от преступности.

4. БЕЗОПАСНОСТЬ

Исправительное учреждение должно гарантировать то, что приговор суда выполняется должным образом, учитывая защиту общества от преступности, а также защиты осужденного от агрессии или негативного влияния, исходящих от других лиц.

5. МИНИМАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Для выполнения любой поставленной задачи, исправительное учреждение должно использовать средства, оказывающие наименьшее вмешательство.

Ответственные органы власти должны знать, что эти принципы являются основополагающими условиями для успеха проекта. И поэтому они должны быть признаны неотъемлемыми и должны применяться постоянно и повсеместно.

Кроме того, компетентные органы должны убедиться в том, что заключенным, которые примут участие в пилоте, не будет причинен вред во время «закрытой фазы» их заключения. На самом деле, презентация концепции новой «реабилитационной тюрьмы» является эквивалентом презентации новой обширной концепции пенитенциарной системы. Конечно, на первом этапе власти могут начать с создания новой «реабилитационной тюрьмы», но, безусловно, также необходим фундаментальный пересмотр всей концепции лишения свободы.

Но я еще раз подчеркиваю, что реализация концепции реабилитационной тюрьмы — прекрасный и очень позитивный шаг в процессе преобразования пенитенциарной системы  Казахстана.

Наличие порядка и безопасность заключенных (как и сотрудников) являются наиболее важными элементами «фундамента» в исправительных учреждениях. Именно на его основе  создается «пространство» без какого-либо разрушения личностной и индивидуальной целостности заключенного. Такая атмосфера позволяет построить конструктивный диалог и доверие между заключенными и сотрудниками учреждения, в которой заключенных поощряют брать на себя больше ответственности за свое поведение. По результатам этого этапа может быть разработан процесс реабилитации. Это предлагает различные мероприятия, способствующие реинтеграции осужденного (контакт с обществом, предоставление жилья, работы и дохода, решение проблем со здоровьем и т. д.).

У каждого заключенного могут быть свои специфичные проблемы. Индивидуальный план, включая план по ресоциализации, является необходимым условием для эффективного и действенного заключения. 

С моей точки зрения, пенитенциарная система несет не только моральное, но и юридическое обязательство гарантировать осужденному индивидуальную программу заключения и ресоциализации, с тем чтобы заключенный мог бы активно и вовлечено участвовать в этой программе, которая в конечном итоге привела бы к его эффективной реинтеграции в обществе. Вложения в такие операционные процессы могут привнести вклад в достижение цели формирования законопослушных граждан. Таким образом, в конечном итоге мы достигаем более безопасного общества. Это решение приведет к снижению эксплуатационных расходов тюремной администрации, а в долгосрочной перспективе и всей системы органов правосудия, что в свою очередь снизит уровень рецидивизма и поспособствует созданию более безопасного общества. Есть исследования, к примеру, проводившиеся министерством внутренних дел Великобритании и в Нидерландах (Питер Нелиссен), которые доказывают, что эффективные инвестиции в исправительные учреждения могут существенно сократить объемы государственного бюджета, необходимого для борьбы с преступностью.

Перемены должны руководствоваться конкретной целью, которая в частности должна заключаться в формировании нового мышления, направленного на решение проблем в области преступности. Позвольте здесь пояснить — я не выступаю за абсолютную отмену тюремного заключения. Я считаю, что те, кто совершает преступления, не должны оставаться безнаказанными. Как я уже отмечал ранее во время моей первой рабочей миссии в октябре 2017 года, всех заключенных можно разделить на три группы: ПЛОХИЕ, БЕЗУМНЫЕ и ОПЕЧАЛЕННЫЕ. Я считаю, что тюремное заключение должно быть сохранено в особенности в отношении первой группы, людей со злыми умыслами. Из своего опыта работы в различных странах я могу сказать, что эта группа в общем количестве всех заключенных самая малочисленная. Она «заслуживает» более строгую программу, однако и работа с ними должна основываться на индивидуальном плане и плане по ресоциализации (также в соответствии с принципами). Никто, ни один гражданин не должен остаться за бортом. Люди могут меняться. Но для этого перед ними необходимо ставить вызовы. Это долгий путь, и пройти его моральная обязанность заключенного.

Однако для оставшихся обеих групп существуют другие более действенные методы. Я убежден, что именно в отношении этих групп необходимо применять вышеописанные принципы при создании более гуманного исправительного процесса. Такого процесса, который больше ориентировался бы на удовлетворение потребностей правонарушителей при ресоциализации, а не только на недальновидных карательных мерах за совершение правонарушения. Программа для «безумных», основываясь на грамотной оценке рисков и потребностей, должна быть направлена на эффективное лечение. Программа для «опечаленных» должна быть нацелена на решение социальных проблем. В этом контексте, я особенно подчеркиваю, что основная задача сотрудников пенитенциарных учреждений заключается не в наказании в период лишения свободы, а в оказании помощи осужденным во время заключения.

И снова: практически все заключенные однажды вернутся в «свободное общество», поэтому важно не терять с ним связь. Лучшим противоядием для предотвращения рецидивизма является подход, с одной стороны, основанный на сбалансированном сочетании безопасности, заботы, справедливости, достойного человеческого обращения и, с другой стороны, при котором, общество уделяет внимание возвращению правонарушителя в «свободное общество». Невозможно проводить реформу тюремной системы изолированно. Исправительная система в государстве, где соблюдается верховенство закона, всегда зависит от общей системы и не может существовать в социальном вакууме. Существует связь между исправительной системой и многими аспектами всего общества. Таким образом, тюремная система должна измениться именно с этой целью — уйти от системы, где главное «отправить их за решетку» и вместо этого стать современным исправительным учреждением, нацеленным на ресоциализацию. В то же время пенитенциарное учреждение также должно давать заключенному возможность измениться к лучшему из-за какой-то цели.

Нужны усилия обеих сторон. Исправительные службы и общество в целом, все мы несем ответственность. Все должны понимать, что в тюрьму попадают, не чтобы быть наказанными там,  само заключение уже является наказанием.

Продолжение следует…

Читать полный доклад




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.