Политика государства в АПК провалена
Поддержать

Политика государства в АПК провалена

Экономист Жарас Ахметов представил результаты исследования АПК Казахстана, которые говорят о том, что логика развития сельского хозяйства в том, что ее попросту нет.


Компания Tengri Partners по заказу НПП провела исследование  возможностей государства по стимулированию роста конкурентоспособности казахстанской продукции с учетом ограничений, накладываемых членством в ВТО и ЕАЭС. В частности, были предложены рекомендации по повышению уровня производительности в отдельных секторах экономики (АПК, пищевая промышленность, легкая промышленность).

Если сгруппировать выводы, к которым пришли его авторы, то они, по сути, говорят о том, что наше сельское хозяйство по-прежнему развивается в рамках феодального строя:  трудоизбыточность отрасли, слабая включенность в рыночные отношения и слабое качество корпоративного правления.

Если перевести это человеческий язык, то это значит, что наш сельхозпроизводитель никак не реагирует на изменения потребительского спроса и цен. И это происходит не только потому, что такое понятие, как корпоративное управление для него это то же самое, что теория неевклидовой геометрии. У нас об этом не имеет представления даже крупный корпоративный бизнес. Скорее, проблема в том, что труд фермера фундаментально недооценен. Айжан Наурызгалиева, председатель Ассоциации переработчиков пищевой и сахарной промышленности привела хрестоматийный пример, когда фермер отпускал свою продукцию за 13 тенге, а пока она дошла до прилавка, ее стоимость выросла в тысячу раз – 1 300 тенге. Практически все участники дискуссии говорили о той цепочке посредников, которая стоит между фермером и покупателем. Самостоятельно производитель выйти на рынок не может, потому что есть посредники, которым надо заплатить. Министерство сельского хозяйства от этой проблемы дистанцировалось: «мы находимся в рынке и диктовать сетям, как и что покупать мы не можем». Ритейлеры тоже выдвинули железный аргумент: мы не можем покупать у производителей напрямую, потому что они не могут обеспечить постоянный объем продукции. О качестве речь даже не идет.


Айжан Наурызгалиева

Даже если есть некоторые хозяйства, которые достигли однородного качества,  они не могут обеспечить стабильные поставки.

В свою очередь, производители не могут обеспечить стабильные поставки потому что, во-первых, например, для сахарной свеклы, посевы которой начали расти, необходим пятипольный севооборот. Но для этого у них нет земли. Акиматы не могут ее выделить, поскольку она вся в частных руках и, по иронии, зачастую просто бездействует. Точнее, не совсем. Под нее государство выделяло щедрые субсидии, которые бесследно исчезли в карманах латифундистов из-за того, что никто не контролировал,  на что они были потрачены. Экономист Шамиль Дауранов справедливо полагает, что для этого достаточно ввести стимулирующие меры. Например, увеличить налог на землю настолько, чтобы ее было выгодней либо использовать, либо, в противном случае, продать.


Шамиль Дауранов

Вторая проблема: селекция семян. Чтобы понять реальность, достаточно привести тот факт, что сегодня мы покупаем семена  во Франции или Германии. Бывает и так, что мы продаем семена в Белоруссию с одной стороны, а какие-то, наоборот, покупаем у них и сеем здесь белорусские.

Семеноводчеством тоже заниматься некому. Кирилл Павлов, член совета директоров Национального аграрного и научно-образовательного центра, привел убийственный факт: за последние три с половиной года через их центр прошло несколько тысяч студентов и только четверо из них остались работать по специальности. Это значит, что вся наша система образования работает вхолостую.

Впрочем, вхолостую работает вся отрасль. Доказать это можно только на пальцах, потому что, по словам Айгуль Тасболат, директора РА РФЦА, на сегодняшний день в сельском хозяйстве зарегистрировано по официальным статистическим данным 16800 юридических лиц, 209000 субъектов индивидуального предпринимательства и никто из этих субъектов не прибегает к независимой экспертизе своих кредитных рисков. Более того, запущенные госпрограммы по кредитованию села тоже работают без тщательной экспертизы, на удачу, без аналитической базы, без требований. Поэтому отследить целевое использование этих кредитов практически невозможно, как и отследить риск этих заемщиков и спрогнозировать вероятность возврата средств.


Айгуль Тасболат

По ее мнению, нужно развивать институт независимой оценки кредитных рисков. Он очень полезный и для заемщиков, и для тех, кто финансирует.

В итоге, деньги в лучшем случае, выделяются вслепую, а чаще всего попросту создают поле для коррупции. Как результат, бесследно исчезают миллиарды тенге, которые государство выделает на сельское хозяйство.

Если вернуться к проблеме низкой маржинальности сельхозпроизводства и  доступности рынков сбыта, то все понимают, что институт посредничества административно-запретительными мерами не уничтожить. Юрист Сергей Скрябин предлагает очень интересное решение, которое предлагает узаконить институт посредничества так, чтобы перекупщики участвовали в финансировании отрасли, как это делают во многих странах.


Сергей Скрябин

Дауранов Шамиль напомнил, что еще в 1999 году они ставили вопрос о  неразвитости социальной и производственной инфраструктуры сельского хозяйства и  недоступности кредитов. Прошло более 15 лет, истрачены миллиарды тенге, а импорт как животноводческой продукции, так и продуктов переработки зерна, овощей и фруктов только растет.

Даже такие крупные и успешные хозяйства как НАК АГРО сталкиваются такими же проблемами. Нурлан Адильхан, представляющий самую крупную теплицу в Казахстане, признается, что они платят огромные деньги за электроэнергию. Его коллега, фермер Алибек Нигмашев, предлагает государству субсидирование зеленых технологий: энергии ветра и воды, которыми Казахстан располагает в избытке.

Данияр Абайулы представляет  компанию АлемАгро, которая занимается  импортом пестицидов. Сегодня они вынуждены бороться с контрафактной продукцией из Китая и России. Попытка запустить собственное производство в Таразе пока наталкивается на массу административных барьеров. А в это время, 80% минеральных удобрений Казахстан завозит из за рубежа.


Данияр Абайулы

Однако, все эти замечательные и логичные меры  не имеют смысла до тех пор, пока не будет решена проблема доступной и объективной рыночной информации, на основании которой фермеры могли бы решать сколько, где и чего сеять, а самое главное – по какой цене и как продавать.

Таким образом, если называть вещи своими именами, то это говорит о том, что  инвестиционная политика государства — один из стратегических ресурсов экономики Казахстана и ее продовольственной безопасности – попросту провалена. Ни одна из узловых проблем отрасли за все прошедшие годы так и не была решена.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.