Учиться, чтобы стать счастливым
Поддержать

Учиться, чтобы стать счастливым

Мы едва выучили, что такое должностные инструкции, KPI, функциональная грамотность, как выяснилось, что все это не имеет смысла, если человек не счастлив. 

Мир бьет тревогу. Дело не только в том, что, как выяснилось, даже лучшие вузы дают профессии, которые не будут востребованы через какой-нибудь десяток лет. Дело в том, что школы и вузы забыли главную цель образования – привить своим выпускникам те человеческие ценности, которые не позволят образованному человеку профессионально творить зло. Похоже, что мы начинаем вспоминать, что главная цель любого образования – научить человека мыслить, отвечать за собственный выбор и, наконец, научить быть счастливым. Особенно, если смысл счастья состоит в том, чтобы реализовать себя.

Алмасу Сапаргалиеву 25 лет. Он проектный менеджер Авторской школы  Жании Аубакировой и, по совместительству, ее сын. Он замахнулся на весьма амбициозную задачу – «прошить» ценностной шкалой учебные программы. Возможно, это начало формирования новой методики образования, которая заслуживает масштабирования. Зрелые люди наверняка скажут, что это невозможно. Но многие западные школы уже внедряют подобные эксперименты и воодушевлены результатами. Exclusive.kz попытался разобраться, о чем идет речь и как это выглядит.

 — Алмас, откуда у вас в таком возрасте такая потребность?

— Я могу опираться только на собственный опыт. Поэтому я однажды спросил себя, что именно меня тянуло в школу? Основной причиной оказалась социализация. Я хорошо учился, но,  к сожалению, тот формат, в котором подавался материал,  был не всегда интересен. Запомнились несколько моментов на всю жизнь, но в целом это была не та обстановка, в которой хотелось бы развиваться. Когда я поступил в KIMEP, то там нам дали свободу. Мы могли выбирать себе предметы, строить команды из ребят, с которыми нам предстояло бы работать, выбирать  специализацию и интересы. Закончив KIMEP, я пришел в школу и невольно начал сравнивать атмосферы. Первое время  я занимался текущими делами, но потом стал задумываться о том, почему старшеклассники со временем теряют то стремление к познанию нового, коим они обладали в младших классах. Начал изучать новые тенденции в образовании и наткнулся на книгу Кена Робинсона «Школа будущего»,  которая сильно заставила  меня задуматься. Он высказывал те мысли, те сомнения, которые у многих людей существовали на подсознательном уровне, но они не знали, в чем конкретно они проявляются. Суть его рассуждений в том, что основная задача учителей в новой системе должна заключаться в создании благоприятных условий для получения знаний и выработки навыков учениками. Существующая же система больше похожа на хорошо отлаженный завод, с его конвейерной системой, четкими правилами и нормативами, тогда как наиболее правильная аналогия должна проводиться с земледелием, где хороший агроном не приклеивает листочки, не красит их в нужный цвет, а лишь создает благоприятную обстановку, регулярно поливая и удобряя растения.

— Ну, видимо, существующая система образования была заточена на выполнение вполне конкретной цели. Общество переживало одну промышленную революцию за другой, а они  нуждались в винтиках, нужны были рабочие руки, нужно было управлять этими рабочими руками. И это была абсолютно адекватная концепция образования для индустриального общества. Но теперь пришла постиндустриальная эра, и надеюсь, мы вновь вспомнили о целеполагании знаний. Ренессанс Европы начался с того, что на базе монастырей были созданы крупнейшие и самые престижные вузы, которые были просто рассадниками вольнодумия. Образование выполняло уникальную функцию – непрерывное осмысление знаний. И слово было для этого более подходящее – просвещение. А теперь в ходу только прикладные навыки.

— И при этом обучение было дорогим и в прямом, и в переносном смысле слова. Тот формат, в котором обучались монахи, был совершенно невозможен для широких слоев населения. Возможно, нынешняя общедоступность как раз и снизила уровень образования: качество перешло в количество.

Я предполагаю, что мы слишком зациклены на предоставлении информации. Даже когда мы проходили классиков,  учителя очень редко требовали задуматься о мотивах главного персонажа, о причинах, по которым разные герои поступали тем или иным образом. Чаще всего просят пересказать, запомнить и ответить на какие-то вопросы относительно сюжета. Если раньше мы хотели дать детям информацию, то сейчас на первом месте стоит задача дать им навыки. Просто не все учителя понимали, как это можно сделать. Мотивационный фактор в данном случае очень важен. Мы должны преподавать математику не по причине того, что школьники будут сдавать тест, а потому, что, решая задачу самостоятельно, он вырабатывает в себе упорство и логику, которые пригодится ему во взрослой жизни.

Если в семье, в школе и в целом в окружающей среде у ребенка не будет искусственных ограничений, то тогда будет прививаться открытость к познанию мира. Те ключевые навыки, которые мы хотим воспитать в наших учениках, не просто какие-то абстрактные ценности, о которых можно только рассуждать. У нас есть начальная картинка нашей школы и финальная, в которой представляется, что у детей есть свобода выбора, где детям будет просто комфортно и интересно пребывание в стенах нашего заведения. Но между этими двумя картинками огромная пропасть. Предстоит огромная работа по изменению сознания и переосмысления отношения к образованию всех участников социума. Если раньше мы предполагали, что задача школы выдавать детям как можно более актуальную информацию, то сейчас мы обращаем больше внимание на ключевые навыки современного человека в новом обществе, о которых пишут уже давно, но осознать полноценно получается только сейчас. Мы решили учить детей тому, что поможет им сориентироваться в столь изменчивом мире.

— И как вы намерены этого добиться?

— Представим, что сделает опытный руководитель школы, который понимает, что поскольку  существующая команда не справляется с поставленной целью, то логичным будет шаг по массовому обновлению коллектива. Но я посчитал, что будет неправильно избавляться от такого багажа знаний, от такого опыта построения взаимоотношений со школьниками, которым владеют наши учителя. И я начал думать, как можно сделать переход от первоначальной картинки к финальной более плавным. И я понял, что если наши учителя смогут привить те качества, о которых я сейчас говорю, с использованием существующей школьной программы, то, оказавшись в абсолютно любой среде, наши выпускники смогут освоиться с новой, незнакомой для них информацией без стресса, без недопонимания. Только позволяя детям развивать эти абсолютно очевидные навыки: любознательность, креативность, критичность, упорство, коммуникативность,  сострадание, самообладание, гражданственность мы сможем подготовить их к постоянно меняющимся вызовам любого времени. Эти навыки универсальны и применимы к любому человеку, на любой должности, на любом месте, в любой социальной среде.

При этом, почему важно рассматривать перечисленные навыки  целостно? Приведу пример: если мы воспитаем крутых победителей со всеми вытекающими последствиями, но без чувства сострадательности и гражданственности, какова будет их ценность для общества?

Когда мы говорим о чувстве гражданственности, мы подразумеваем не только государство в нынешнем его понимании, а в целом весь окружающий мир, и правила по которым он существует. Гражданственность начинается с семьи, потом распространяется на класс, и потом она расширяется до осознания молодым учеником единства со всем окружающим его миром. Ребенок должен осознанно ставить интересы общества, если и не превыше личных, то точно наравне с ними.

Разобраться в своем внутреннем мире для современного человека тоже очень важно. Можно свернуть горы, но в итоге прийти ни к чему, так и не осознав, зачем ты прошел весь этот непростой жизненный путь. Поэтому так важно показать ученикам, что одно без другого существовать не может.

Сейчас, составляя таблицу навыков, вижу, что часто учителя поощряют результат, но сам процесс достижения — нет. Детей нужно мотивировать на более глубокое, самостоятельное изучение интересующих их направлений. Когда мы поощряем вопросы, обсуждения школьника касательно различных тем, мы даем ему понять: его мнение для значимо, независимо от предубеждений и оценок в журналах.

Неочевидные истины, которым учителя часто не уделяют должного внимания, по причине наличия утвержденного министерством учебного плана, и должны быть той основой, на которую нужно делать максимальный упор.

По каждому из этих навыков есть определенные действия, поведенческие типы, которые позволят эти качества не «зарубить на корню».

Расскажу об эксперименте, в котором собрали учителей по различным направлениям, и спросили у них: что именно они хотели бы, чтобы их ученики помнили об их предмете спустя 20 лет? Они назвали 5-6 пунктов, которые оказались ключевыми в этих предметах. И тогда учителя осознали, что лучше было бы разобраться с этими 5-6 пунктами, но очень досконально, интересно, а не растягивать программу на длительный период, при котором основы могут затеряться в большом объеме второстепенной информации. Образование — это то, что остается у нас в голове после того, как мы обо всем позабыли. Очень много полезных вещей мы, к сожалению, не усвоили, потому что на них не был сделан упор. В существующей школьной программе, в принципе,  очень маленький выбор направлений. Физика, биология, химия и т.д не полностью могут объять все то, что будущим выпускникам пригодится в жизни.

— Концепция университета третьего тысячелетия  в этом и заключается: создавать условия  обучения, максимально приближенные к  реальности. Это же один из элементарных и простых принципов.

— Именно! В СДУ на некоторые предметы лекторами приглашали директоров по логистике из крупных компаний. То, с каким интересом они читали свои лекции,  говорит о том, что в будущем топовой информацией будут делиться именно не учителя, а люди из профессиональных сфер. Это будет очень естественный процесс, когда лекторы рассказывают о том, чем они на данный момент занимаются.

Мне кажется в будущем будут особенно востребованы учителя, основная задача которых будет заключатся не в передаче знаний, а в выявлении на раннем этапе скрытых талантов детей, и в мотивировании их на достижении поставленных целей. Отдельным видом образования будет формат, при котором профессионалы  из отраслей будут делиться своим опытом, и этот формат уже будет не привязан к определенному этапу жизни учащегося, а сопровождать на протяжении всего карьерного пути. Своего рода Life-long Learning, о котором сейчас говорят ведущие евангелисты сферы образования. Вообще, исследования показывают, что современный человек будет жить около 100-120 лет, и в течении жизни будет менять около 4 профессий.

— Как учителя реагируют на ваши новации?

— Учителя призадумались. У многих хороших учителей это стремление сидит внутри, но из-за огромной нагрузки иногда эта мысль уходит на второй план. Все  зависит от настроения. Если у них есть настроение, то они активно работают с учениками. Одна из учительниц привела пример своей дочери, которая была отличницей и в целом, на первый взгляд, у нее должно было быть безоблачное будущее, но однажды, она призналась что устроившись работу оказалось, что ей не хватает навыков общения с людьми. И поэтому учительница поставила вопрос, так ли эффективна существующая система, раз ее дочь, полностью соответствуя критериям оценки, оказалась не готова к требованиям взрослой жизни. 

Инструментов для развития навыков очень много. Все новомодные образовательные «штучки» для  детей можно соединить с уже имеющимися навыками преподавателей.

— А как вы думаете, какие качества человек с рождением получает, а какие в нем можно сформировать? Есть такая версия, что человек формируется на 70% до трех лет. Не поставили ли вы перед собой слишком амбициозную цель?

— Я люблю приводить в пример маленьких детей. Они по своей натуре очень любознательны, все их действия обусловлены желанием познать мир, всегда куда-то лезут, что-то в руках вертят, пытаются лезть руками туда, куда не стоит. К сожалению, по прошествии определенных лет, они теряют это природное качество. И самой главной причиной является то, что это не поддерживалось окружающей средой. Это возможно: родители, школа, университет, рабочая культура. Любознательность, на мой взгляд, не обусловлена генами. Это всегда окружающая среда, что сохраняет или подавляет в людях это качество.

Я считаю нормой то, что человек после получения диплома должен продолжать развиваться. Поэтому, тут вопрос генов на мой взгляд неуместен, так как все с детства зависит от окружения в котором они находятся и впитывают  из него всю информацию. Это происходит в любом возрасте. У меня может абсолютно поменяться мировоззрение в связи с какими-то обстоятельствами.

Мы всю жизнь себя считали некоммерческим учреждением образования -тем более, что у нас такой юридический статус. У нас сохраняется такой настрой. Мы часто встречаемся с выпускниками: именно их показатели и удовлетворенность и будет основным показателем нашей результативности.

Я всегда замечал, что у нас какие-то особенные выпускники, судя по их успехам. Я не мог понять почему: ведь точно такое же стандартизированное образование, как в большинстве школ, нет никаких особых предметов. Я это связывал с тем, что у нас было приятно находиться в школе… учителя в основном не «давили». Более глубокий анализ показал, что мы неосознанно создали атмосферу, в которой учителя не доминировали над учениками, а ученики, в свою очередь, сохранили в себе те навыки, которые помогли им по жизни . У нас, допустим, одна из выпускниц в Дольче Габбана работает, кто-то стартапы открывает, кто-то в Венском Оперном театре выступает, кто-то фундаментальными исследовании занимается в области строения мозга, в общем очень разносторонние выпускники. И причина в том, что учителя знают потенциал каждого, и иногда даже дают какие-то поблажки, знают на что способен ученик, обращают внимание не только на успеваемость по предметам, но и на личные характеристики. С академической стороны это, может быть, и не совсем справедливые оценки были, но  с другой стороны — сейчас все, наоборот, уходят от оценок и для личностного формирования детей было важно,  какое отношение к ним проявляли учителя. Они понимали, что учителя ценят их за то, какие они есть и позволяют им делать то, что они больше любят.  

— Алмас, как  выглядит процесс переподготовки педагогов?

— Сейчас с ними проводим обзор IT инструментов, которые помогают в образовании. Мы  встречаемся и  обсуждаем пути облегчения преподавательской практики. Приходят не все, а только тем, кому эта идея понравилась. Пока их немного, но меня это совсем не смущает, потому что, в целом, это не такие сложные вещи для того, чтобы их освоить. Мы сейчас  научились правильно пользоваться почтой,  сервисами Google, для того, чтобы у них все файлы были структурированы.   Научили учителей пользоваться приложением Google Classroom, которое представляет собой стену, где учитель выкладывает либо объявление, либо задание, к которому он может прикреплять материал не только из учебника, а буквально отовсюду. Это может быть или ролики из Youtube, или ссылку на какой — либо документальный фильм, либо собственные материалы. Здесь расширяется тот спектр знаний, который мы можем преподносить ученикам; мы выбрали это,  потому что очень простой и интуитивный сервис. Цель — облегчить преподавательскую деятельность и сделать ее более удобной и структурированной. Те учителя, которым это интересно… мы с ними это очень неплохо освоили.  Конечно есть свои трудности; но в целом, когда они начнут это на практике применять, (а я надеюсь, что они начнут это с 4 четверти), то уже проще будет.  Они задают мне вопрос: «Как мы сможем это внедрить?» — «Вот нам нужно этими нитками прошить всю нашу существующую программу» , и возможно  ее сократить, потому что не получится охватить весь материал, но проявить гибкость, чтобы вводить элементы “нового” в привычную школьную программу.

-Можно привести пример?

-Допустим, самообладание. Самообладание – это умение заглянуть в собственный мир и проанализировать мотивы его действий. Допустим, это мы спокойно можем применять на уроках казахской и английской литературы путем изучения тех материалов, в которых главные герои действуют либо так, как принято, с самообладанием, либо наоборот, и  мы можем в этих случаях именно  с детьми вести разговор на эту тему.

Еще один пример- развитие навыков работы в команде. Задача учителя в том, чтобы распределить класс на несколько команд, дать им четкие цели, определить последовательность действий так, чтобы они смогли сделать все сами. Объясняя это тем, что если они смогут друг с другом поладить и добиться результата, то это качество им в жизни очень пригодится. Очень часто людей появляются проблемы из-за того, что они не могут наладить контакт с коллективом. Когда решения принимает один человек, то % того, что он ошибается выше, чем когда решение принимается в команде. Важность работы в команде в организациях нового формата будет как никогда высокой.

— Какие ваши дальнейшие планы? Есть пример для подражания?

— Мы уже заканчиваем строительство Open Space с направленностью на IT. Задача — создать пространство, где дети смогут заниматься самостоятельно, выполнять проекты, делиться знаниями, Safe Place to Learn. Также мы внедряем большой список дополнительных кружков с весны, такие как робототехника (Mindstorm, Arduino), 3D моделирование, инженерия, мастерские по работе с деревом, металлом, программирование (C++, Swift, Python), рукоделие, кулинария, театральные постановки, Jazz/Rock Band, предпринимательские кружки, студия звукозаписи, продюсерские навыки, помимо существующих танцев, шахмат, ИЗО, баскетбола, дзюдо, шахмат, хоровое пение. В новых кружках дети будут делиться уже не на классы, а по интересам, и упор будет сделан на совместную проектную деятельность.

Учитывая наш анализ рынка, то я не могу сказать, что мы хотели бы равняться на какую-нибудь их казахстанских школ. Мы задали для себя достаточно высокую планку и будем всеми силами достигать ее.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.