вторник, 25 февраля 2020
,
USD/KZT: 376.43 EUR/KZT: 407.11 RUR/KZT: 5.76
В Германии автомобиль въехал в толпу людей Чудеса случаются-2 ООН будет бороться с поставками оружия террористам в странах Центральной Азии Казахстанцев призвали отменить поездки в страны, где есть коронавирус Коронавирус ударил по Италии Инга Иманбай покинула пост главреда «Жас Алаша» Рустам Журсунов сменил Палымбетова Казахстанцы из лайнера Diamond Princess по прибытию на родину госпитализированы Британский паспорт поменяет цвет Во время митингов было задержано свыше 300 человек Дархан Калетаев стал послом в Украине Митинги: что происходит сейчас? Митинг в Алматы: идут задержания, в центре идет зачистка улиц, отключен интернет Жанболат Мамай арестован Токаев не заметил потери бойца День Национального позора или что случилось в Новых Санжарах? Казахстан расширяет международные авиасообщения Казахстанцев на борту Diamond Princess больше нет В честь Греты назвали улитку Ради завода Tesla вырубят часть леса За убийство егеря дали максимальное наказание Как короновирус бьет по авиации и туризму Арыстан Кабикенов занял кресло Сакена Шаяхметова Сын банкира стал замакима Павлодарской области Что не так в информации о побеге солдата-срочника?

Тревожное завтра

Молодежь спешно покидает страну, голосуя ногами против ухудшающейся экономической ситуации. Почти половина населения до 30 лет планирует уехать из страны либо в поисках работы, либо за образованием, либо и за тем, и за другим, а почти 70% мечтают, что они уже не вернутся на родину. Примечательно то, что очень много молодежи уезжают в Россию, где экономические условия трудно назвать более привлекательными.

BRIF Research Group провела масштабное исследования трендов молодежи Казахстана. Это был  количественный опрос в 7 крупных городах Казахстана, а также большое качественное исследование, включающее в себя 15 фокус групп и более 10 глубинных интервью с ключевыми трендсеттерами и экспертами. Все это дополнялось данными статистики в рамках Desk Research.

Последние 3-5 лет усиливается процесс миграции из Казахстана. Наибольшей группой покидающей Казахстан является молодежь. Почти половина выехавших из Казахстана в 2015 г. – люди до 30 лет. Также активно уезжают люди от 30 до 40 лет. При этом миграция набирает обороты.

Молодежь всегда более мобильна. Часто школьники и абитуриенты ориентированы на получение высшего образования в России и нацелены на то, чтобы остаться там работать после этого. Особенно сильна такая тенденция в северных регионах Казахстана.

Уровень миграции напрямую зависит от уровня благосостояния экономики. В период активного экономического роста сальдо внешней миграции оставалось положительным. Но как только проявил себя кризис, сальдо миграции переместилось в отрицательную зону. Продолжительный текущий кризис влияет мультипликативно на миграционные настроения. Чем дольше будут проявляться кризисные явления в Казахстане, тем активнее будут уезжать из страны.

По мнению экспертов, текущая тенденция является проблемой т.к. уезжать стараются, прежде всего, хорошие и конкурентоспособные специалисты. А замещают их люди с более низким уровнем квалификации, без профессионального образования (главным образом из стран Средней Азии).

По данным опроса в рамках исследования молодежных трендов (лето 2017 года) выяснилось, что достаточно большое количество молодых казахстанцев планирует покинуть Казахстан. Если быть точным, то около 42% казахстанцев в возрасте от 15 до 29 лет планируют либо уехать за рубеж на учебу, либо уехать на постоянное место жительства, либо и то и то одновременно.

Среди тех, кто планирует уехать на учебу, почти 70% хотели бы остаться жить в этой стране в последующем.

Одной из важнейших макро тенденций является сокращение численности молодежи в стране (возраст 15-29 лет). Наибольшая численность молодежи наблюдалась в 2010 году (более 4,5 млн. человек). А в 2016 году в эту возрастную категорию попадали лишь около 4,2 млн. человек (сокращение около 300 тыс. человек).

Основными факторами вызывающими эту тенденцию являются:

  • Демографическая яма 90-х годов. Снижение рождаемости и массовая миграция из Казахстана вызвали падение численности молодых людей в возрасте 15-29 в текущее время.
  • Усиление текущей миграции из Казахстана. Последние несколько лет численность молодых людей, выезжающих из Казахстана превышает численность въезжающих.

 

По данным статистики, сокращение численности молодежи в Казахстане продолжится до середины 2020-х годов. В 2021 году численность молодых казахстанцев в возрасте от 15 до 29 лет составит около 3,8-4 млн. человек. В ближайшее время численность старшей молодежной группы (25-29 лет) начнет сокращаться и перейдет в фазу снижения. Группа 20-25 лет сейчас уже находится в фазе снижения численности. Наложение этих двух фаз и будет вызывать продолжающиеся сокращение численности молодежи. В ближайшее время рост покажет только группа 15-19 лет.

При этом, если миграция из Казахстана усилится, это сократит численность молодежи еще больше.

Реальные доходы казахстанцев показывают падение второй год подряд (2016-2017).

Так по данным Комитета по статистике при Министерстве национальной экономики  Казахстан в 2016 году впервые после кризиса 2008-2009 гг. индекс реальных денежных доходов показал падение к предыдущему году (-0,7%). А по предварительным результатам за 11 месяцев 2017 года падение усилилось еще больше (-2,5%).

Логика этого показателя довольно проста – это изменение доходов с учетом инфляции. Т.е. при переходе индекса доходов в отрицательную зону на ту же сумму доходов, что и в прошлом году, вы сможете купить меньше товаров из-за того, что цены на товары выросли. Т.е. он отражает платежеспособность потребителей.

Если взглянуть на диаграмму, то отчетливо видно, что индекс реальных доходов казахстанцев переходит в отрицательную зону в периоды кризисов и спадов в экономике.

Такие изменения благосостояния казахстанцев не могут не влиять на их потребительское поведение.

Крупным трендом, изменением в потребительском поведении казахстанцев последних 2-3 лет является переход к более рациональному, часто даже экономному потреблению. Это выражается как в переходе на более демократичные, бюджетные бренды, так и в выборе более бюджетных каналов торговли. Крупным и более дорогим гипермаркетам очень трудно конкурировать по цене с форматами дискаунтеров, cash-and-carry и обычными базарами. Цена сегодня становится фактором выбора номер один. Регионально проявление этих тенденций не равномерно в Казахстане. Так в более развитых крупных и «богатых» городах с более развитой потребительской культурой и инфраструктурой они проявляются чуть в меньшей степени, чем в менее развитых и благополучных регионах Казахстана. Например, в Алматы, Астане по-прежнему важны и неценовые факторы выбора товара (имидж, бренд, дизайн товара, сервис и прочие). Но даже здесь цена очень важна, о чем говорит рост популярности таких методов продвижения как различные распродажи, акции и другие.

При этом такое поведение наблюдается уже на протяжении нескольких лет подряд, что говорит о стабильном изменении в поведении казахстанцев. Такая модель поведения становится нормой, хотя и усталость от постоянной экономии также накапливается, что может иногда выражаться во взрывных волнах потребления определенных товарах (особенно в период распродаж, «черных пятниц» и т.п.).

 

Иллюстрация из открытых источников

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33