Почему у казахов фаллический культ?
Поддержать

Почему у казахов фаллический культ?

В казахской прессе образ женщины имеет два кардинально противоположных описания. Один из них – это святая женщина, женщина-мать, сестра, жена, дочь, и наконец, просто ару — красавица. Второй образ прочно связан с сексуальностью, причем, чаще всего, с негативным, осуждающим оттенком.

Об этом и прочих этических проблемах в казахстанских СМИ с точки зрения ксенофобии и дискриминации, говорил на IX Центральноазиатском Интернет-форуме профессор Университета им. Сулеймана Демиреля в Алматы, исследователь масс-медиа и кино Молдияр Ергебеков.

В частности, он остановился на теме гендерного равенства в Казахстане. Он исследовал то, как в казахскоязычной прессе освещаются женские темы. И отметил две тенденции.

Первая – в казахскоязычной прессе большинство журналистских материалов о женщине посвящено традиционному воспитанию девочки в семье, ее будущей роли матери и жены, хранительницы очага, которая должна сидеть дома, рожать детей, возможно заниматься искусством, развлекать мужчину. Кроме того, специально вспоминают о женщине и ее роли также в международный день 8 марта. Причем, само оформление сайта, где говорят о роли казахской женщины – тексты на розовом фоне, фотографии ару – красавиц – все говорит о традицинно отведенной роли казахской женщины. Словно, «женщина» — это какая-то специальная профессия.

Вторая тенденция – это критические материалы о женщине, часто сексистского характера.

Так, по словам профессора Ергебекова, во всех поисковых сайтах на слово «әйел» (женщина), тут же выходят сотни заголовков с откровенным негативным посылом: «Женщина погибла в лифте», «Женщина выкинула ребенка в колодец», «В Москве женщина продала своего ребенка за 20 тысяч рублей», «Житель Шымкента убил свою жену», и прочие.

Если над женщиной совершено насилие, то журналисты могут выдать и ее фотографию, и ее полное имя, в то же время имя мужчины-насильника указывают в виде аббревиатуры, без фотографии.

Ученый говорит, что, к примеру, в наших СМИ обязательно укажут, что, аварию совершила женщина, если она оказалась рулем. Но при этом, если виновником аварии был мужчина, то на этом не сделают никакого акцента. Остается ощущение, что все дорожные аварии в Казахстане происходят по вине женщин. Но, если верить  фактам, по словам Ергебекова, именно мужчины чаще всего являются виновниками аварий. Для сравнения – в среднем ущерб от аварии, совершенным мужчиной, составляет 300 тысяч тенге, в то время как женщины в среднем наносят ущерб на сумму 126 тысяч тенге.

По мнению Ергебекова, все эти факты говорят  о наличии в казахскоязычной прессе дискриминации по гендерному признаку, где образ женщины показан однобоко – либо это женщина-мать, святая женщина, либо это сексуальный образ. Женская тема в казахских СМИ чаще всего построена вокруг семьи, замужества, обеспечения женщиной счастья для мужчины. Причем, главными советчиками из серии — какой должна быть женщина, как она должна говорить, вести себя, соблюдать традиции – выступают мужчины. Все статьи наполнены подобной пропагандой

Он напомнил, что с прошлого года на факультетах журналистики с программы убрали уроки этики. А ведь в центре всех проблем, связанных с нарушением гендерного права, стоят этические вопросы, считает профессор. Он уверен, что будущие казахские журналисты могли бы именно из уроков этики разобраться в таких вопросах как расизм, сексизм, и прочие измы.

Молдияр Ергебеков учился в Анкаре (Турция), где в университете получил образование в области кино, телевидения и социальных наук. Читал лекции в КазНАИ имени Жургенева, в Кыргызско-Турецком университете. Был приглашенным ученым в университете штата Юта в США. Работал в государственном университете Газиантепа в Турции. С 2014 года работает в университете имени Сулеймана Димереля. Сегодня Молдияр Ергебеков один из активных защитников прав женщин, известен своими яркими, почти артистичными выступлениями на казахском языке на различных гендерных мероприятиях.

Основная мысль его посвящена традиционным консервативным ролям, которые отводятся в казахском обществе мальчику и девочке.

Так, в одном из своих выступлений, он говорит, что, с детства мальчикам говорят, что должен заниматься боксом, а девочка – учиться готовить еду, заниматься хозяйством. Существует ритуал, когда мальчика 2- 3 лет взрослые просят показать его пенис (конечно, называя его всякими условными именами). Потом лет в 6 мальчику делают обрезание, и большой сундет-той в честь этого события.  «Мальчик сидит верхом на подаренном в честь обрезания коне, — рассказывает Молдияр Ергебеков, — В честь него закатили большой той. А в честь девочек, его сестер, никогда подобных праздников не бывает. Почему? Потому что у нее нет пениса». При этом, все, что делает мужчина в казахском обществе ставится выше всего того, что делает женщина, продолжает ученый.

Это поклонение пенису делает наше общество патриархальным. Ученый  уверен, что такое отношение мужчины к женщине начинается с семьи, с ценностей, которые дает семья. Профессор Ергебеков говорит, что мечтает, чтобы его крошечная дочь Бибисара выросла в обществе, где соблюдают права женщин, где нет дискриминации, где есть справедливые законы, чтобы она росла ответственным гражданином, и могла сама защитить свои права.

Мы должны изменить патриархальное отношение к женщине, говорит Ергебеков. Надо поменять отношение общества к сексистскому поведению мальчиков, мужчин. Обществу пора понять, что каждый, кто хочет счастья своей дочери, сестре, хочет, чтобы она имела права, автоматически является феминистом. И на все отговорки, мол, это наши традиции, наша культура, ученый отвечает – что время и культура – две изменяющиеся величины, и мы должны менять нашу культуру, менять патриархальное отношение к роли женщины в обществе.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.