Оговорка по Токаеву: что имел в виду спикер сената, говоря о выборах-2020?
Поддержать

Оговорка по Токаеву: что имел в виду спикер сената, говоря о выборах-2020?

Информационное пространство страны заметно встряхнуло интервью председателя сената парламента программе HARDtalk британской BBC. Сегодня многие задаются вопросом: «Что это было?». Своим видением текущего политического момента с нашим изданием поделились эксперты.


Фото: https://baq.kz/kk/news/sayasat/k-tokaev-bugin-biz-kazakstannin-guldenui-zhane-damui-ushin-dauis-beremiz-64251

Ожидаемое, но в то же время сенсационное заявление в интервью BBC сделал второй человек в стране спикер сената Касым-Жомарт Токаев. По его словам, в 2020 году действующий президент Нурсултан Назарбаев может не пойти на выборы.

«Откровенно говоря, я не верю, что президент Назарбаев пойдет на президентские выборы в 2020 году. Я не верю. Так как он очень мудрый человек, он совершенно благоразумен, и я думаю, что в 2020 году у нас будут президентские выборы с другими кандидатами, за исключением президента Назарбаева», – заявил в интервью Токаев, сделав акцент на том, что это его личная точка зрения.

«Даже если президент Назарбаев перестанет быть президентом этой страны, он будет оказывать огромное влияние на политику, как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Казахстана», – добавил Токаев.

Сразу после того, как заявление стало общедоступным, все в один голос начали говорить, что вот теперь действительно начался транзит власти. Спустя некоторое время заявление Токаева было скорректировано.

Часть слов из интервью телеканалу BBC, где говорится о том, что президент Нурсултан Назарбаев может отказаться от участия в выборах 2020 года, была вырезана, сообщил председатель сената парламента Касым-Жомарт Токаев.

«Давать интервью в рамках Hardtalk – это очень нелегко, но, тем не менее, я посчитал нужным выйти на эту беседу, потому, что нам нужно говорить о том, что мы делаем внутри страны для развития демократии для развития экономического потенциала, с тем, чтобы Запад понимал Казахстан. Я думаю, что в этом плане интервью было полезным. Я, прежде всего, сказал, что Елбасы сам примет решение, он мудрый человек, абсолютно рациональный и разумный человек, великий лидер, что было вырезано из интервью. Независимо от того, примет ли участие президент в следующих выборах, не примет участие, последнее слово по вопросам внутренней и внешней политики будет принадлежать ему. Это определено законом, он был и остается лидером нации. Я говорю о том, что у страны есть свой лидер нации – Елбасы, который пользуется огромным авторитетом на международной арене, уже не говоря о том, что его поддерживает практически все население нашей страны. Здесь нет необходимости драматизировать то, что было сказано во время этого интервью. Мы же должны иметь в виду все варианты», – сообщил председатель верхней палаты парламента.

Но Касым-Жомарт Токаев, по сути, не опроверг собственное утверждение, прозвучавшее ранее. Он лишь уточнил, что некоторые элементы его рассказа были сокращены. Какие же цели в таком случае могли преследоваться? Об этом Exclusive.kz попросил высказаться экспертное сообщество.

Григорий Трофимчук, эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности:

– Сам по себе, в режиме самодеятельности спикер сената парламента Казахстана такое заявление сделать не мог, эту версию мы должны исключить. Происходящее – причем не только это одно заявление, просто пока оно самое яркое – говорит о том, что высшая казахстанская власть тестирует варианты транзита своих полномочий. При этом отдавая себе отчет в том, что многое в данном процессе зависит не от нее, а от обстановки в мире, которая в серьезной степени влияет и на центрально-азиатский регион, и становится все более напряженной. Поэтому однозначный выбор схемы сделать достаточно сложно.

Великобритания – одна из ключевых стран, мнение которой имеет для Астаны большое значение, поэтому через ее СМИ проброшен этот пробный «камень». Плюс к тому, призванный продемонстрировать демократичное, публичное обсуждение таких тонких вещей. С другой стороны, господин Токаев постепенно готовит общественное мнение к тому, чтобы потом не было никаких неожиданностей и лишних домыслов, слухов. Поэтому сигнал Токаева направлен и на внешний периметр, и внутрь собственной страны.

То же самое относится к балансу между президентской и парламентской республикой: окончательный вариант транзита, план конкретных действий пока не выбран, но для этого еще есть время. В любом случае можно сказать одно: без Нурсултана Назарбаева власть в Казахстане не останется. И спикер сената об этом сказал, точнее, предупредил в интервью напрямую.

Следует подчеркнуть, что проблема еще и в том, что даже самая лучшая, исключительная система законов, прописанных по поводу власти – это все же бумага, а реальная жизнь во многом идет сама по себе. И Астана это четко увидела по недавним событиям в Ереване, Армении в целом, где тоже все было прописано заранее. Уверен, что дополнительные сомнения и вопросы, возникшие после таких наблюдений, потребовали какого-то осмысления и корректировки ранее подготовленных, и, казалось бы, таких ясных схем.

Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:

– Тема сменяемости верховной власти у нас уже давно перешла в разряд политической фантастики. Отсюда понятен и скепсис, с которым встречено это заявление. Но налицо ряд важных и неформатных моментов. В преддверие юбилея Астаны мы наблюдаем некое нехарактерное для июня оживление. Внутри страны дробление крупного региона и его элит и, как мы теперь видим, и «снаружи» идут некие подвижки. И телевидение из разных столиц показывает нам своеобразные отрывки из сериала под названием «Транзит».

Понятно, что месседж Токаева о «президентских выборах с другими кандидатами» направлен прежде всего на внешнюю аудиторию. Но для уточнения адресата и целей сообщения зададимся несколькими вопросами: почему именно Токаев, зачем выбрана именно BBC, и именно сегодня?

Как видим, в данном случае ньюсмейкером выступает не только второе по формальному статусу официальное лицо, но и дипломат. Который, с оговорками на личное мнение, доносит до западных кругов посыл о сроках и формате смены власти в Казахстане. Формат BBC выбран по причине того, что именно Британия сейчас находится на острие атаки на активы и планы части российских элит. Естественно, казахстанские власти видят в этой атаке и угрозы, но и возможности существенно модифицировать в свою пользу внешнее окружение и основные направления дипломатии. Так сказать, переориентировать вектора «многовекторной политики».

Что касается «неудобных вопросов», начатая британцами кампания против российских олигархов очевидно вызвала серьезную озабоченность наших властей. Отсюда оглашенное отрицание коррупции через общественное британское медиа.

Теперь о самом транзите и «посттранзите». Я думаю, что парламентско-президентская модель, которая вероятно была приоритетной до недавнего времени, теперь будет претерпевать какие-то переделки. Возможен кардинальный пересмотр концепции и сроков транзита в Казахстане, в связи с внезапными проблемами в механизме передачи власти в Кыргызстане и Армении.

Султанбек Султангалиев, политолог:

– То, что спикер сената Касым-Жомарт Токаев озвучил в интервью BBC относительно возможного неучастия или же участия действующего главы государства в следующих президентских выборах уже давно не является каким-либо секретом или сенсацией. Это один из вариантов транзита власти, о котором многие казахстанские эксперты рассуждают с незапамятных времен. Сенсационным можно назвать лишь то, что данную версию публично озвучил сам Токаев – очень осторожный и сдержанный политик, не стремящийся вообще к какому-либо публичному вниманию. Разумеется, что данный мессендж, якобы направленный на внешнюю аудиторию, на мой взгляд, рассчитан на собственное население, и в первую очередь обращен к региональным кланам, большим и малым. В общем, я бы сравнил интервью спикера сената с пробным шаром, запущенным для изучения реакции общества и экспертной среды. Хотя о каком изучении общественной реакции может идти речь, когда и так все очевидно? Народ ждет перемен, хоть каких-то, хоть косметических, прежде всего, политического характера. И совершенно не случайно, что именно второму по Конституции лицу в государстве было поручено сделать подобное заявление.

С принятием закона «О совете безопасности» и дополнений к закону «О выборах» последние блоки в пирамиду транзита оказались положены. Теперь властям необходимо перейти к практическим действиям по реализации задуманного, а именно необходимо провести поправки в Конституцию, чтобы на качественном и самом высоком законодательном уровне закрепить изменения в новой системе сдержек и противовесов; упорядочить казахстанское партийное поле, так как роль политических партий в общественно-политических процессах будет увеличиваться, сначала визуально, а потом и фактически; сменить кабинет министров, исходя из окончательной конфигурации ключевых фигур казахстанского истеблишмента и закрепления сфер влияния за выжившими и получившими карт-бланш доверия элитными группировками; провести досрочные выборы в местные представительные органы власти – маслихаты и в мажилис парламента для окончательного закреплении новой политической конструкции власти «без Назарбаева, но с Назарбаевым».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.