А мы пойдем на север…
Поддержать

А мы пойдем на север…

S

Алматы, крупнейший мегаполис страны, который по праву с гордостью носит звание «южной столицы» Казахстана, определил, наконец, планы и направления своего развития. Как и в каждом крупном городе, перешагнувшем рубеж в миллион жителей, в нем есть множество проблем, преодоление которых – для блага жителей, и является основной задачей руководства города. Развитие Алматы предполагает решение множества взаимосвязанных задач, причем многие из них зачастую противоположны друг — другу. Например, акимат ратует за рост благосостояния граждан, комфортность городской среды, которые неизбежно ведут к увеличению числа частных автомобилей и, вполне закономерно – к огромным дорожным пробкам… И всегда в такой «обоюдоострой» ситуации приходится находить какой-то приемлемый выход, компромисс, используя как свой, так и зарубежный опыт.

В случае с Алматы вопросы развития , к счастью, не сталкиваются с главной проблемой – нехваткой средств. Пользуясь благоприятной экономической коньюнктурой в последние годы, стабильным ростом экономики страны, Алматы научился неплохо зарабатывать, уверенно пополняя и свой бюджет, и бюджет всего Казахстана. Это не скромный провинциальный городок, который живет за счет государственных дотаций – в южной столице деньги всегда водятся. Выступая недавно в Астане, аким города Ахметжан Есимов рассказал об основных экономических показателях и о перспективах развития города. Валовый региональный продукт Алматы за 2012 год составил 5,6 трлн.тенге. На каждого горожанина приходится по 25 тысяч долларов. Это уровень таких Центральноевропейских стран, как Чехия, Польша, Венгрия, значительно больше чем в Болгарии и Румынии. Алматы достигла уровня Южной Кореи. По объему ВРП город несколько раз превышает ВВП наших соседних государств. На этот год прогнозируется рост в пределах 10-12%. Что составит 6,2-6,3 трлн.тенге. — «По итогам 9 месяцев инфляция составила 102,9%, средняя зарплата 139 тысяч тенге, безработица 5,6%», — отметил аким города.

АЛМ. 2-2

Но денег, как правильно говорится, в кармане много никогда не бывает, и поэтому городские власти особое внимание уделяют бюджету. Аким сообщил, что сейчас в Парламенте рассматривается проект 3-летнего бюджета, поэтому 2014, 2015 и 2016 годы для города очень важные. Важнейший вопрос: фиксированный объем изъятий из городского бюджета. Если его утвредят – то три года он будет неизменным, поэтому у городского руководства возникает стимул для роста дополнительных доходов. Изъятие из бюджета Алматы с 2007 по 2013 годы составляли от 53 млрд. тенге, потом снижалось до 46 млрд. тенге в годы кризиса. Но за бюджет акимату Алматы приходится «сражаться» в различных инстанциях, чтобы эти изъятия не превосходили разумного предела. А. Есимов рассказал, как на будущий год из казны Алматы решили изъять 83 млрд. тенге, с ростом на 60%, а на 2016 год — 148 млрд. тенге, увеличив эту сумму почти в 3 раза. Тогда городское руководство отправилось в «битву за бюджет». Объясняли, доказывали — и их доводы в Правительстве нашли понимание. Компромисс был достигнут: удалось скорректировать бюджет. В 2014 году изъятия составят 70 млрд. тенге, в 2016 году изъятие составит 97 млрд. тенге. В этом варианте у руководства Алматы остается вполне достаточно средств для реализации важных городских программ.

Важнейшая дилемма: куда развиваться городу в дальнейшем? Можно сказать, что решение принято – Алматы будет расти и развиваться преимущественно в северном направлении. Именно там есть еще свободные территории, поскольку с юга и востока Алматы – горы, западное направление тесно застроено частными домами пригородных поселков. Именно в северном направлении будет строиться жилье, транспортная инфраструктура и, что очень важно – новая индустриальная зона. Она расположится в Алатауском районе города, на площади в 490 гектаров. Причем земля по 11 секторам для желающих принять участие в проектах этой зоны будет выделяться на тендерной основе. Сегодня, по данным акимата, благодаря созданию в этой зоне специальных условий для реализации инновационных, экологически чистых производств около 180 компаний уже изъявили желание работать на ее территории. Помимо иных преимуществ, индустриальная зона в Алатауском районе освободит центр Алматы от промышленных объектов и позволит создать около 20 тысяч новых рабочих мест. В перспективе здесь должен быть новый центр промышленности Алматы.

Инновационные производства будут развиваться и в специальной экономической зоне — «Парке инновационных технологий Алатау», который действует в городе уже несколько лет. Два года назад были внесены изменения в законодательство. И сегодня для этой зоны существуют специальные налоговый и таможенный режимы. Благодаря этому количество участников за два года увеличилось в 4 раза. Закономерно, что поступления в бюджет увеличились в 2 раза.

АЛМ.3-3

Рост города в значительной степени сдерживается недостатками правовой базы и острым конфликтом интересов различных «игроков» земельного и строительного рынка, в числе которых не последнюю роль играет и государство. Налицо и организационная неразбериха, пересечение разных компетенций, что также сильно мешает реализации жизненно необходимых для города проектов. Развитие территорий отнесено сегодня к сфере деятельности Минрегионразвития, но там очень часто не могут заставить местные органы власти выполнять застройку по утвержденным градостроительным проектам. А порой и таких проектов еще нет, и каждый строит, как ему нравится. Вообще с планами застройки –просто беда. Например, часто бывает так: разрабатывается план застройки какой-либо территории, он еще даже не в чертежах, а застройщики уже начинают возводить здания, причем показывают выданные им разрешения от местных акиматов.

«Болевой точкой» остается механизма компенсации за земли, которые изымаются для государственных нужд. Здесь самая конфликтная зона: Сделать так, чтобы, с одной стороны, собственники чувствуют себя обманутыми государством, поскольку суммы компенсации зачастую не соответствуют рыночным реалиям. Переговоры порой идут годами, а тем временем важнейшие инфраструктурные объекты, без которых город задыхается, не строятся.

Еще одна нерешенная задача – генеральный план развития города, которого до сих пор нет и ждать которого уже все устали. Это именно та «печка». От которой должны «танцевать» все архитекторы и строители в Алматы. Старый генеральный план формально еще действует, но он совершенно оторвался от действительности, а за те десятилетия «вольницы, когда в городе строили все, как попало, он стал, в сущности, вполне виртуальным…Как сообщил член градостроительного совета города Тимур Сулейменов, новый генеральный план города планируется начать разрабатывать только в 2014 году. Если на него будут выделены средства. Таким образом, мы сможем получить готовый генеральный план только в 2015, а то и того хуже – в 2016 году, что только усугубит неразбериху, которая царит сегодня в отношении целостной концепции развития города. К тому же, даже разработанный и утвержденный градостроительный проект со временем требует изменений: ведь жизнь ставит все новые и новые вопросы и проблемы. Но сегодня в законодательной базе нет механизма внесения корректив. Все эти вопросы необходимо решать в тесной «увязке» друг с другом, чтобы не допустить превращения генерального плана в аморфный и ни к чему не обязывающий документ, с одной стороны. И не превратить его, с другой, в громоздкую бюрократическую препону для архитекторов и строителей. Ведь город ждать не может, он уже сегодня задыхается от нехватки территорий для новых объектов жилья и социальной инфраструктуры.

АЛМ.4-4

Рост населения города, его темпы превышают такие же показатели для большинства городов страны. Сегодня застроены почти все земли, которые можно было застроить в пределах «старой» Алматы 80-90-х годов прошлого века. Алматы притягивает к себе людей великолепной природой и лучшей в Казахстане социальной, образовательной и культурной инфраструктурой. Поэтому город, как и следовало ожидать, будет расти за счет постепенного поглощения пригородных зон. По некоторым расчетам, через три десятка лет Алматы включит в себя многие пригороды (Каскелен, Узунагач Иссык). Население «большого» Алматы составит 4,5 млн. человек. И процесс этот идет стремительно. Уже в следующем году к городу присоединят примерно 20 тыс. га земель Карасайского района. По сути дела, это увеличит территорию Алматы почти вдвое, так как в 2009 году площадь города составляла 32 тыс. га. И на новых землях нужно создавать всю городскую инфраструктуру, что принесет мегаполису огромные дополнительные расходы.

Одновременно продолжится развитие городской транспортной инфраструктуры. Без этого город просто задохнется в автомобильных пробках. Планы по строительству развязкам уже перевыполнены — в Алматы сейчас 26 развязок. В течение 3-5 ближайших лет новые развязки появятся на основных выходах из города к БАКАДу. Таким образом, улицы Толе би, Абая, Рыскулова, Саина и другие получат выходы на кольцевую дорогу. Появятся развязки на улице Фурманова, на пересечении улиц Жансугурова и Сейфуллина, а также развязки появятся в районе аэропорта.

Конечно, при всех этих громадных планах развития Алматы необходимо не упускать из виду главное – качество возводимых объектов, будь то жилье, промышленное предприятие или торговый центр. Сегодня на это есть много нареканий от алмаатинцев. Ведь городские здания строятся на десятилетия и даже на века, все это время определяя и облик города, и влияя на душевное состояние его жителей. город должен быть красив, «с лица необщим выраженьем». Специалисты считают, что нужно всеми силами поощрять качественную работу, улучшить обучение строительных специалистов всех уровней, внедрить персональную ответственность руковдста всех строек за сроки и качество строителей. Здесь может помочь утверждение новых СНиПов и правил строительства, которые Минрегионразвития клятвенно обещал запустить в действие в 2014 году. Предлагается ввести на каждую стройку специальную контрольную техническую службу (что-то вроде прежнего технадзора), чтобы постоянно контролировать все этапы строительства. Новые госстандарты должны быть разработаны и в отношении применяемых строительных материалов и оборудования, как отечественного, так и местного производства. Чтобы стремление строителей к удешевлению стоимости материалов и работ не влияло бы на качество и безопасность домов, чтобы не повторились случаи, подобные пресловутой «Бесобе».

Государство должно также определиться и с ценовой политикой в регионах – в Алматы цены на строительство, конечно, всегда будут выше, чем в маленьких городках. Это очень важно сделать, потому что сегодня огромная часть строительных проектов реализуется при помощи или за счет денег государства, через систему госзаказа. прорыв в увеличении и повышении качества кадров может быть через государственно-частное партнёрство. Алматы стремится в будущее. Каким оно будет – зависит от всех нас.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.