Казахский триумф хуже неволи
Поддержать

Казахский триумф хуже неволи

В нынешнем обзоре все посвящено государству. С некоторых пор в начале июля население запрограммировано наблюдать как пока еще в пределах космоса надувается чья-то глобальная казгосамбиция.     

Официальные события в июле по обычаю серьезно балуют казахстанцев бесконечными достижениями. Это не должно никого возмущать, поскольку, по прошлогодним данным, государственные и близкие им по крови медиаресурсы нанесли рекордный урон бюджету, получив 44 миллиарда тенге или почти $130,5 миллионов. Все на формирование одного оптимистичного полотна дня, даже если жизнь открыто демонстрирует обратное…

Высокотехнологичные жители столицы всю неделю носились с писанной или правильно будет сказать записанной Софией. Этот известный, почти бюрократоподобный робот-андроид поразил впечатлительных аборигенов запредельным уровнем идейно-политической зрелости.

Так, беспристрастная София наговорила, что «за 20 лет Астана стала суперсовременной столицей независимого Казахстана, сделала феноменальный скачок в своем развитии. Прогуливаясь по городу, я влюбилась в уникальную архитектуру вашей столицы, где сосредоточены новейшие технологии и инновационные методы городского планирования. Я увидела молодую и динамичную столицу с великолепными зданиями».

Затем эта бездушная машина пришла к логическому заклинанию: «Астана – это детище президента вашей страны. Нурсултан Назарбаев – главный архитектор города, многие архитектурные объекты были созданы по его видению, стали символом города, а мудрые политические решения способствовали политическим и экономическим успехам». Правда, изрядно подуставшие от таких догматов журналисты отметили, что София почему-то не смогла ответить на вопрос, кто сегодня президент Казахстана.

Люди, обделенные госфинансированием и наделенные от природы высоким содержанием желчи, предложили поставить Софию на довольствие и разогнать местных мастеров слагать басни. Во всяком случае, нелишне представить Софию к высокой правительственной награде. Тем более, что у нее в графике встреча с Нурсултаном Назарбаевым.

Бессменный лидер, который отмечает уже свой очередной государственный праздник, на этой неделе неустанно инспектировал презенты. В частности, осмотрел экспозицию музея ракетно-космической техники, подаренную акимом и жителями Кызылординской области.

Масштаб требовал соответствующего заявления, и президент не разочаровал. «По моему поручению совместно с французской стороной мы запустили завод по сборке искусственных спутников Земли. В ближайшее время мы осуществим сборку собственных спутников. У нас имеется своя пусковая установка, к 2022 году будет готова ракета «Зенит». Таким образом, наша космическая промышленность выходит на новый технологический уровень, а Казахстан становится полноценной космической державой», – описал картину настоящего будущего Нурсултан Назарбаев.

Нельзя сказать, что это хроническое искажение реалий. Скорее, приобретенная еще в СССР болезненная привычка сознательно путать местами желаемое и действительное. Недаром чересчур приземленные соотечественники подозревают, что страной давно руководят то ли несостоявшиеся космонавты, то ли все-таки жители приватных орбитальных станций.  

Кызылординцы опять отмалчиваться не стали и потому страна узнала, что еще в марте в области родился мальчик, которого родители, вероятно, не слишком заглядывая наперед, назвали Нурпрезидентом. В общем, сакрализация в эти дни наступает по всем фронтам, но все же еще не везде одинаково гармонично приторно.   

Не меньше Софии шокировал благодарную общественность председатель сената Касым-Жомарт Токаев, который в последнее время вообще склонен к некоторому эпатажу. 3 июля газета «Литер» вышла со статьей Токаева под заголовком «Триумф воли Лидера Нации». Говорят, что для спикера «триумф воли» – уже вполне устойчивое в обиходе словосочетание, но едкие потомки ветеранов Второй мировой как-то особенно заострили на этом свое внимание.

Политически шибко грамотного читателя уже мало интересует, что «в момент тяжелейших испытаний президент Назарбаев проявил стальную волю подлинного Лидера Нации. Сама История наделила его миссией защитника народа и реформатора, идущего по непроторенному пути» или, что «Нурсултан Назарбаев уже стал одним из главных действующих лиц всемирной истории, его имя вписано золотыми буквами в летопись национального возрождения», а «нам, современникам Елбасы, предстоит донести до потомков суть и героику его напряженного труда во имя процветания нашего Отечества. Благодарность и уважение народа к Нурсултану Абишевичу Назарбаеву должны проходить красной нитью сквозь общенациональную историю». Аудитория заточилась на одиозный заголовок.

С другой стороны, стоит напомнить, что тут существует откровенная историческая разница. Ведь выдающаяся Лени Рифентшаль снимала свой грандиозный «Триумф воли» о съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге по заказу фюрера – Адольфа Гитлера.

А не менее выдающийся Касым-Жомарт Токаев никаких заказов на дом не берет. Все, что ни делает – исходит от чистого сердца и продиктовано глубокими личными симпатиями ко всякому понятию «вождь». Просто у него официальный словарный запас такой, а казахский бюрократический триумф, как известно, хуже неволи. Можно бы не писать, да напишешь по зову желудка что-нибудь эдакое.

Казахстанцев далеких от политического однообразия на этой неделе приятно ошеломил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, который известил, что «у нас за полгода инфляция опустилась до отметки в 5,9%, хочу подчеркнуть, что инфляция по продовольственным товарам у нас составила -0,1%. То есть, мы ушли в категорию дефляции».

Если кто не разбирается в этом птичьем языке, то Сулейменов сообщил, что в стране идет неумолимый процесс сдувания цен на товары и услуги. По словам министра, который объективно говоря редко ходит за продуктами в ближайший магазин, «со следующего года у нас более жесткие требования, и мы будем стараться попадать в категорию инфляции 4,6%. Поэтому мы, как правительство, так и министерство, будем прилагать все усилия, чтобы этот коридор выдержать. Это влияет на многие факторы, на общее благосостояние, и самое главное – на реальные доходы населения. Поэтому снижение продовольственной и непродовольственной инфляции, инфляции по тарифам и вкладам естественных монополий на нашем контроле».

Мало вам этого, так глава МНЭ сообщил о коренных переломах в валютных умонастроениях жителей родины. «Самое главное, наверное, во многом дедолларизация произошла в головах и бизнесменов, которые меряют в тенге, и нас с вами, которые тоже, по крайней мере, все крупные вещи измеряем в тенге, будь то автомобили, квартиры и так далее», – заявляет зеленый, но не по возрасту смышленый министр.

Можете сколько угодно считать это латентным оппортунизмом и ренегатством, но почему столько шума, разговоров и неутешительных прогнозов по поводу курса тенге к доллару? Тот же председатель Нацбанка Данияр Акишев вынужден еженедельно повторять одно и то же: «Для тех граждан, кто не планирует никак связывать свою деятельность с экономической, самый хороший совет, в момент, когда тенге ослабевает – не покупать валюту».  

Если не подводит историческая память, то тенге с момента ввода его в строй только и делал, что демонстрировал миру свои слабости. И, по мнению уважаемых экспертов, правительство с Национальным банком куда больше озабочены вопросами благополучия бенефициаров и акционеров банков, нежели хоть какой-нибудь дедолларизацией их сознания. Поэтому не менее сведущие в вопросах валютного содержания кошелька люди думают, что «в долгосрочной перспективе нас ждет ослабление тенге».

Между тем, в Астане запущен одноименный Международный финансовый центр. Передают, что Нурсултан Назарбаев открыл его звонким ударом в гонг.

«Долгожданная минута наступила. Наш Международный финансовый центр отныне находится в действии. Нашей стране всего 27 лет, это удивительная история. Я думаю, наш народ сделал большой шаг в своем будущем процветании. Мы очень надеемся, что МФЦА будет также служить этой цели», – говорит главный именинник страны.

Если опустить куда следует основной президентский глагол – «будет», то, например, глава российского Сбербанка Герман Греф уже испытывает серьезный дефицит доверия к ближайшим возможностям МФЦА. Наш бывший земляк сегодня непозволительно либерально предсказывает: «На бирже в Казахстане иностранных крупных игроков будет привлечь непросто, потому что крупные объемы размещения пока вам не позволит сделать объем ликвидности, которым вы обладаете. В ближайшие годы это сделать нереально в силу того, что глубина ликвидности, которую вы можете предоставить, пока очень невысокая. Допустим, если Сбербанк вдруг захотел бы разместить на бирже в Астане 1% своих акций, то это было бы невозможно, потому что нам пока не найти такого объема ликвидности. Для этого нужны крупные финансовые площадки».

Другими словами – невозможно соблюдать меру, не понимая ее размеров. А с этим у генераторов казахстанских супермасштабных прожектов всегда были серьезные конфликты. Другое дело, что мера их личной ответственности за провалы на практике, похоже, не регулируется законом.    




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.