Где ты, брат? Как ты, брат?
Поддержать

Где ты, брат? Как ты, брат?

КАЗАХ 5-5

Сегодня за пределами Казахстана проживают более 5 млн. казахов. Как живут наши соотечественники за рубежом, чем занимаются, каковы их духовные устремления, чувствуют ли они связь со своей исторической Родиной? На эти и многие другие вопросы пытается ответить наука диаспорология, бурное развитие которой наблюдается в стране в последние годы.

С первых дней получения государственной независимости руководство Казахстана определило, что казахи, живущие за рубежом, являются одним из объектов национальной политики. Изучение исторических и современных проблем казахских диаспор в разных странах, многообразная помощь им в сохранении и развитии национального и культурного наследия казахской нации, открытие для представителей казахской диаспоры новых возможностей во многих сферах жизни – все это стало одним из приоритетов внешней политики страны, обретения ей своей национальной идентичности. Этой политики, основы которой заложил еще в самом начале Президент Н. Назарбаев, Казахстан неуклонно придерживается все эти годы.

Слово «диаспора» — греческого происхождения, обозначающее «рассеяние» и определявшее совокупность древних евреев, расселившихся вне Палестины со времен Вавилонского плена в 586г. до н.э., вследствие насильственного переселения их в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Постепенно термин стал применяться к другим религиозным и этническим группам, проживающих в новом окружении на положении этнических меньшинств. В современной политической науке понятие «диаспора» относится к одной из шести категорий этнической политики и характеризует «группу этнического меньшинства, переселившуюся, проживающую и действующую в принявшей ее стране, но имеющую сильные сентиментальные и материальные связи со страной происхождения».

« Казахская диаспора была создана миграциями на длинные расстояния, имевшими временную, затем перешедшую в постоянную продолжительность, с пересечением внешних границ, сначала, из Казахстана в Китай, Россию, государств Средней Азии, Афганистан и Иран, а затем далее по всему миру – пишет известный казахский исследователь этого вопроса Н.Сейдин.- Казахская диаспора на протяжении всей своей истории имела насильственный или вынужденный характер миграций, вследствие политических и религиозных причин, вплоть до 1960-х гг., когда начала развиваться трудовая иммиграция в страны Западной Европы, Америки и региона Персидского залива, не изменившая коренным образом насильственный характер миграций на добровольный, а явившаяся следствием экономических причин, в отличие от вышеуказанных. Кроме того, до начала 1960-х гг., миграции казахов в странах мира отличались массовостью, а в современный период более характерными являются индивидуальные перемещения с практикой вызова своих семей в страну-реципиент. Рассматривая казахскую диаспору, можно констатировать следующее: ее представители являются составной частью всего казахского народа, имеют единую прародину — Казахстан, исповедуют мусульманскую религию, относятся к тюркоязычным народам, но вследствие внутри и внешнеполитических событий в прошлом, в настоящий момент проживают за его пределами, чаще всего, в странах Азии, Западной Европы и Америки.»

КАЗАХ 4-4

Причины, по которым казахи покидали свою Родину, чаще всего были трагическими. Казахско-джунгарские войны, столыпинская аграрная реформа, национально-освободительные движения в Центральной Азии против царского самодержавия, гражданская война в 1918-1920 годы, политический геноцид против казахского народа в период насильственной коллективизации и репрессия казахской элиты, как «врагов народа» в 30-х годах – вот далеко не полный перечень исторических событий, который поднимал в путь многие казахские семьи и роды. Волей судьбы представители кочевого народа были разбросаны по всему миру. Согласно данным Всемирной ассоциации казахов, за пределами Казахстана в 43 странах мира проживает более 5 млн. или 30-35% от общей численности казахов. 80% из них живут в Узбекистане, Китае и России. В Узбекистане — более 2 млн.; в Китае около 2 млн.; в России около 1 млн.. Кроме того, крупные диаспоры есть в Монголии- 83 тыс.человек; в Туркменистане- 74 тыс.; в Турции — 12 тыс.; в Кыргызстане — 10 тыс.; в Иране — 5 тыс. небольшие диаспоры имеются в Европейских странах – во Франции, германии, Австрии и других. Попали казахси и за океан – в США, Астралию и даже Новую Зеландию.

«Состояние, проблемы и уровень жизни наших соотечественников в зарубежных странах разные, это связанно с государством где они проживают. В различных странах мира казахи имеют разный политико-экономический статус, социально-культурную среду. Многое зависит от истории образования диаспоры и от лояльности политики страны проживания. Труднее всего обстоят дела с гражданством и статусом диаспор в Афганистане, где ситуация осложнена военными действиями. Но есть и общая актуальная проблема связывающая всех зарубежных казахов, которые с болью в душе думают об этом. Это проблема изучения родного казахского языка, национальной культуры, народные обычаи , образование.» — констатирует Н.Сейдин. И с этим нельзя не согласиться.

«По данным посольства Казахстана в Узбекистане, среди казахского населения республики, главным образом, молодежи и женщин, сохраняется очень высокая безработица, в первую очередь среди людей со средним образованием, ее уровень 50 — 60 %. – пишет исследователь. — Особенно остро эта проблема стоит на территориях, обозначенных как зоны экологического бедствия. Например, в Каракалпакстане более 70% трудоспособного населения диаспоры — безработные. Реальные доходы — самые низкие в СНГ. Плохо организовано бытовое обслуживание населения, много проблем в сфере медицины, не все сельские населенные пункты обеспечены питьевой водой и природным газом. Самые плохие условия жизни в Каракалпакстане, что напрямую связанно с экологией региона. Наилучшие показатели в Ташкенте и Ташкентской области: там своевременно выплачивают заработную плату, население обеспеченно газом, светом, качественной водой.

Весьма низко по сравнению с титульной нацией представительство этнических казахов в государственных органах власти. Даже в очень густо населенных казахами регионах республики — Каракалпакстане, Ташкентской, Навоийской областях число руководителей — представителей диаспоры в последние годы заметно сократилась. Их освобождают с руководящих постов, высокооплачиваемых или престижных должностей. Казахская диаспора воспринимает происходящее как ущемление своих социальных, политических прав, а такие действия властей могут привести к социальной напряженности в республике, особенно в местах компактного проживания казахов. Косвенным подтверждением этого служит увеличение числа межэтнических конфликтов на бытовом уровне.»

Сегодня в Казахстане диаспорология переживает свой расцвет. Во многих университетах и научных учреждениях возникли кафедры диаспорологии или отделения, казахстанские ученые выезжают в научные экспедиции, исследуют жизнь казахов зарубежья, выпускаются монографии, публикуется множество статей в научных сборниках и журналах. Ученых интересуют все аспекты жизни казахов в той или иной стране, особенности их адаптации в новую социально-культурную и языковую среду, их национальное и гражданское самосознание, их мироощущение.

Например, интереснейшие заметки о жизни казахской диаспоры Монголии были опубликованы недавно по материалам этнографической экспедиции в Монголию. Изучалась культура казахских диаспор Монголии на современном этапе. Исследование проводилось в составе этнографической экспедиции из семи человек, под научным руководством д.и.н., профессора С.Ажигали. В результате полевых исследований в городах и сельской местности были получены ценные сведения, собраны вещественные, аудио- и видеоматериалы, характеризующие отдельные аспекты жизнеобеспечения и культуры казахской диаспоры, выполнены планировки казахских усадеб и рисунки этнографических предметов.

КАЗАХ 2-2

Но наиболее интересными представляются детали быта. Как, например, живет обычный сельский казах Монголии сегодня? А неплохо живет, потому что в эпоху глобализации мудро воспринял опыт предков. Живет он в ауле с монгольским названием «Сепсуль», что в переводе означает (много травы), а казахское название «Ранотти». «Хозяин Тлеуберды – 55 лет, из рода керей. В семье у него 10 человек. Аул, состоял из трех юрт. Самая большая юрта семи канатная и две поменьше, шести и пяти канатная. Аул богатый, много кобылиц, которые доятся. Наша экспедиция была приглашена в гостевую юрту. В юрте с правой стороны находился шкаф с посудой, кровать с маленькими шторками, закрепленными на спинки кровати, сундук с монгольским орнаментом. На левой стороне ковры, седло и полка с обувью, у входа щетка смета. Пол покрыт линолеумом. Разговор велся о количестве скота в Монголии и причинах, почему население занимается скотоводством. Одна из основных причин, со слов Тлеуберды, что в стране существует большая безработица, поэтому население занимается разведением скота. Таким образом, большая часть населения Монголии занимается скотоводством, реализуется самозанятость населения. Это дает возможность неплохо жить, питаться. Прозвучали ошеломляющие цифры поголовья скота в настоящее время. Так, в Монголии в советское время было — 27 млн. скота, а сейчас около 40 млн. скота, при количестве населения около 3 млн. человек, с плотностью населения 1,8 человек на квадратный километр. Только лошадей у Тлеуберды -150. Лошадь в Монголии стоит 400 тыс. тугриков, это около 40 тыс. тенге.» — пишет исследователь Г. Ксенжик, зав. отделом истории Казахстана нового времени ИИЭ им. Ч. Валиханова.

Другой казахстанский ученый, Е. Байдаров из Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова изучал потенциал социально-культурной адаптации и интеграции казахской диаспоры в эпоху глобализации, на примерах довольно большой казахской диаспоры Москвы.

Ученый считает, что в условиях культурной глобализации получил распространение парадоксальный социально-культурный феномен – «культурная диффузия». Данный феномен проявляется в принятии/отторжении культурных новаций от другой культуры, что в конце концов может привести к возможной реакции «культурного шока» при восприятии иной культуры, т.е. «культурного взрыва» (степень готовности к «взрывному характеру социально-культурных изменений», ценностям модернизации).

Противоположностью «культурной диффузии» является феномен «социально-культурной адаптивности», который, напротив, создает барьеры на пути ксенофобии, способствуя продуктивному межкультурному диалогу.

КАЗАХ 6-6

Казахи в составе населения Москвы по динамике численности диаспоры, хотя и не относятся к лидерам, тем менее представляют собой многократно увеличившуюся этническую группу российской столицы. За период между последней Всесоюзной переписи населения в 1989 г. и Всероссийской переписи населения 2010 г., численность постоянно проживающих в Москве и Московской области казахов увеличилась: с примерно 8,5 тысяч, включая временно проживавших (студенты, аспиранты, докторанты и т.д.) до почти 15-20 тыс. человек (из них около 13 тыс. — «осевшие казахи», остальные – казахские студенты столичных вузов, предприниматели и др.).

Увеличение их численности в Москве в последнее десятилетие произошло за счет притока казахов из других российских областей и новообразованных стран СНГ. В столице проживают казахи-ученые, педагоги, представители творческих профессий, предприниматели, сотрудники госаппарата, служащие и т.д., которые вносят заметный вклад в развитие российской экономики, науки и культуры, способствует развитию двустороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

По мнению ученого, сегодня этнические казахи, проживающие в российской столице, выступают за открытие в Москве своей национальной школы, так как их дети лишены возможности изучать родной язык. С просьбой оказать содействие в решении этой проблемы казахская диаспора обратилась к исторической родине. Хорошо владея русским, английским и немецким, молодое поколение казахских москвичей родной знает средне. По словам представителей казахской диаспоры для этого должна быть создана среда. Действительно, что препятствует тому, чтобы в Москве открыть казахскую школу? Казахи Москвы опасаются, что если не создавать школы с этно-компонентами, не открывать курсы казахского языка, то в недалеком будущем казахская молодежь полностью забудет свой язык.

«Среди самых известных представителей казахской диаспоры Москвы — Кенесбай Мусаев, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, тюрколог, почетный председатель Московского общества «Қазақ тiлi»; Нур Серикович Кирабаев, доктор философских наук, проректор по научной работе Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы, заведующий кафедрой истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, специалист по арабо-мусульманской философии, вице-президент Российского философского общества; Аманжолова Дина Ахметжановна, доктор исторических наук, профессор МГУ; недавно ушедший из жизни Искандер Нуртасович Ундасынов (1929-2013), доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН.

Многим хорошо известны имена – Байгали Серкебаева (группа «A’ Studio») , Батырхана Шукенова, Линды Нигматулиной, Тимура Бекмамбетова, Армана Давлетьярова и другие» — пишет в своей работе Е.Байдаров. Он приходит к выводу, что решать в условиях многомиллионного иноязычного города задачи, связанные с удовлетворением этнокультурных потребностей и запросов казахов, проживающих в Москве, приобщать их к духовным и культурным ценностям своего народа, знакомить всех желающих с родной культурой и искусством — вот основные задачи, стоящие перед московскими общественными организациями казахов, основной мотив их объединения.

Проблему самоидентификации казахской ирреденты исследует в своей работе Г.Шаймерден , ученый из Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. По его мнению, она для казахской диаспоры в России в настоящее время является очень острой. Этническое самосознание постепенно пробуждается, однако этот процесс тормозится рядом факторов, в первую очередь, фактором невостребованности казахского языка в сфере государственного применения, а также в СМИ, на телевидении и в сфере культуры. К сожалению, факты свидетельствуют о тревожной и негативной тенденции в некоторых областях РФ. Постепенно количество школ, в которых ведется преподавание родного (татарского и казахского) языка и литературы сокращается, а полноценный предмет школьной программы заменяется факультативной формой обучения. Играет роль и более пассивная позиция казахской диаспоры, по сравнению с татарской. Помимо этого, для казахской и татарской диаспор общими являются следующие проблемы: кадровая проблема, то есть отсутствие учителей родного языка и литературы и недостаточное финансирование со стороны государства. Следует отметить то обстоятельство, что российские власти открыто не отказывают в помощи, но всячески тормозят открытие школ с казахским языком обучения. Различные культурные программы или мероприятия российскими властями финансируются по остаточному принципу. « Многие представители казахской ирреденты постоянно и справедливо пытаются обратить внимание на необходимость поддержки Казахстаном своих соотечественников в СНГ, о необходимости государственной программы, аналогично той, которая существует в России. В РФ такая программа поддержки славянских диаспор существует и хорошо финансируется.

КАЗАХ 3-3

У казахской ирреденты множество проблем, связанных с недостатком литературы, учебников казахского языка, специалистов, учителей казахского языка. Казахстан в свою очередь обязан решить вопросы финансирования различных культурных проектов казахской ирреденты. Кроме того, необходимо открыть филиалы казахстанских вузов в приграничных областных центрах РФ и в перспективе с отделениями на казахском языке обучения. На первых порах можно наладить обмен студентами на стажировках в вузах Казахстана с вузами Челябинска, Оренбурга, Кургана и других российских городов.» — пишет Г.Шаймерден.

Российским казахам, по мнению ученого, не следует торопиться и переезжать на свою историческую родину. Им необходимо развивать родной язык, культуру, культивировать казахские обычаи и традиции, способствовать улучшению демографической ситуации, добиваться открытия как можно большего количества школ с казахским языком обучения, открытия казахского телевидения и печатных СМИ в приграничных областях России. А Казахстан должен быть мощным тылом для своих соотечественников.

Многостороннее и глубокое изучение жизни казахских диаспор за рубежом должно помочь совершенствованию государственной политики Казахстана по их поддержке, формированию новых подходов к решению проблем, с которыми они сталкиваются. Это поможет укрепить духовную связь соотечественников с Родиной, наладить тесное взаимодействие с братьями внутри страны по сохранению национального и культурного богатства народа. Где бы не жили его представители.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.