Казахстан собирается «упразднить» детских психиатров
Поддержать

Казахстан собирается «упразднить» детских психиатров

Турция продолжает требовать закрытие турецких лицеев в Казахстане. Мы сопротивляемся. Возможным выходом из сложившейся ситуации может служить передача турецких школ под управление министерства образования РК. Но не станет ли этот шаг роковым для репутации КТЛ?

Для Казахстана вопрос о турецком проповеднике Фетхуллахе Гюлене и его движении «Хизмет» приобрел актуальность сравнительно недавно. Это произошло после того, как в Турции начался конфликт между ним и Реджепом Тайипом Эрдоганом, который обвинил Гюлена в организации военного переворота летом 2016 года.

В исследовании эксперта Института азиатских исследований Нуриддина Султанмуратова отмечается, что в последнее время ситуация вокруг казахско-турецких лицеев (КТЛ) приобрела особое значение во внутри- и внешнеполитической проблематике казахстанского государства и общества. Данный вопрос актуализировался в 2014 году в связи с информацией о возможном закрытии образовательных учреждений. Поводом послужил политический кризис в Турции, где на тот момент разразился громкий коррупционный скандал с участием представителей власти и крупного бизнеса. По версии турецкого руководства, дело о коррупции в высших эшелонах власти страны было инспирировано влиятельным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом – лидером неформального движения «Хизмет».

На фоне обострения отношений между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Гюленом сторонники последнего могли таким образом попытаться вынудить турецкого лидера подать в отставку. Неудивительно, что в ответ начались масштабные чистки в государственных организациях и, прежде всего, в правоохранительных органах, где, как принято считать, были сильны позиции последователей Гюлена. Одновременно турецкое государство оказывало беспрецедентное давление на бизнес-структуры гюленистов, в том числе и в сфере образования. Например, были закрыты частные школы, подконтрольные движению «Хизмет». С учетом того, что по состоянию на 2012 год эти учебные заведения посещали 1,2 илн турецких учеников, образовательная индустрия выступала одним из основных источников дохода организации.

Во-вторых, турецкое правительство направило свои усилия, чтобы приостановить деятельность всех организаций, связанных с «Хизмет», за пределами страны. Причем возможные имиджевые и репутационные потери не смущали официальную Анкару. По разным данным, гюленовские школы функционируют в более чем 160 государствах. Их закрытие должно было перекрыть еще один источник финансирования структур Гюлена и, тем самым, ослабить его влияние в целом.

Первые результаты подобной активности проявились весной 2014 года. В Азербайджане все школы «Хизмет» перешли под управление государственной нефтяной компании SOCAR, при этом ряд сторонников движения были депортированы в Турцию. Следует отметить, что сразу после развала СССР турецкие лицеи появились во всех пяти республиках Центральной Азии. Однако еще до ухудшения отношений между движением «Хизмет» и Эрдоганом, гюленовские школы приостановили свою деятельность в Узбекистане и Туркменистане.

На момент начала кризиса между эрдогановской Партией справедливости и развития (ПСР) и движением «Хизмет» гюленские школы функционировали в трех государствах региона – Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. По мере развития политического кризиса все они оказались в фокусе особого внимания турецкой дипломатии, требовавшей закрытия всех турецких заведений, аффилированных с Гюленом или его движением. Так, Турция входит в десятку крупнейших торговых партнеров Казахстана и выступает в качестве одного из важнейших направлений в его многовекторной внешней политике. Однако в ответ на заявление турецкого МИДа о необходимости закрытия всех школ, связанных с Гюленом за рубежом, представители казахстанского министерства образования и науки пояснили, что «КТЛ финансируются из местного бюджета. Администратором этих программ являются областные акиматы. Они работают по государственным учебным программам».

Согласно этому заявлению, получалось, что все школы, несмотря на присутствие в их названии слова «турецкий», являются казахстанскими и не имеют никакого отношения к Гюлену. Мнение представителей самих КТЛ полностью совпадало с точкой зрения официальных лиц. Например, Абдуррахман Сел – вице-президент фонда KATEV, курирующего работу турецких школ в Казахстане, в одном из интервью заявил, что «КТЛ находятся под управлением Министерства образования и науки Казахстана. Поэтому вопрос о закрытии вообще не стоит, так как КТЛ – это казахстанские школы».

Возможно, на решение властей в определенной степени повлиял серьезный общественный резонанс. После того как начались разговоры о дальнейшей судьбе турецких школ, общественность весьма негативно восприняла идею об их закрытии. Главным доводом за сохранение лицеев выступало качество образования. Объективно их выпускники в большинстве своем хорошо владеют английским языком, демонстрируют сравнительно высокие показатели в других дисциплинах. Естественно, что казахско-турецкие лицеи пользуются популярностью у казахстанцев – в 2016 году на одно место претендовали 14 человек.

Таким образом, учитывая престижность турецких школ, перспектива их ликвидации и обществом, и государством представлялась невыгодной для казахстанской системы образования. Помимо прочего, стремление Эрдогана закрыть зарубежные турецкие школы интерпретировалось во многом как отражение его противостояния с Гюленом. При этом казахстанское руководство не видит в казахско-турецких лицеях реальной угрозы безопасности, подчеркивается в исследовании.

Однако тема турецких школ в Казахстане продолжает оставаться на повестке дня. Периодически возникают разного рода слухи, и каждый раз правительство придерживалось изначально выбранной им стратегии. Ситуация начала меняться после попытки военного переворота в Турции в июле 2016 года. Ответственность за него Эрдоган возложил на Гюлена и его сторонников в турецкой армии. Неудивительно, что когда Назарбаев в августе того же года стал первым иностранным президентом, посетившим с официальным визитом Турцию после неудавшегося переворота, одной из основных тем переговоров стала деятельность организаций, связанных с Гюленом.

В итоге, вскоре после той встречи президентов КТЛ получили новое название «Білім-инновация лицейі». Кроме того, по некоторым данным, в Казахстане турецкие преподаватели столкнулись с проблемами при продлении своих рабочих виз. Как результат уже сегодня удельный вес казахстанских учителей в лицеях составляет более 90 процентов. Между тем, история вокруг бывших КТЛ высветила множество вопросов, имеющих чрезвычайно важное значение для всего казахстанского государства и общества. Как в дальнейшем сохранить широкую сеть школ с качественным образованием и высокий доверительный уровень отношений с Турцией? Насколько тесно связаны турецкие лицеи с Гюленом и его движением, и какова природа этих связей? Оправданы ли опасения определенных слоев населения в адрес гюленовских школ?

В целом история движения Гюлена в Казахстане берет свое начало с 1992 года. Тогда на основе межправительственного соглашения были открыты первые лицеи. В тот период условия для проникновения гюленистов в республику были весьма подходящими. С одной стороны, казахстанские власти сами проявляли заинтересованность в появлении турецких школ и активно развивали международные связи по самому широкому комплексу вопросов. Появление КТЛ воспринималось как жест доброй воли со стороны «братского народа», а местным властям нужно было лишь выделить здания под лицеи. С другой стороны, создание казахско-турецких лицеев было выгодно и Анкаре, которая видела в них проводников своих интересов в республике. В данном контексте важно подчеркнуть, что тогдашний президент Турции Озал лично поддерживал подобную инициативу. Более того, его связывали дружеские отношения с Гюленом. В свою очередь сами гюленисты стремились расширить ареал своего присутствия в Казахстане.

В настоящее время можно сказать, что у гюленистов достаточно прочные позиции в Казахстане. Под управлением фонда KATEV находятся 29 КТЛ, университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ), экономический колледж в городе Тараз, начальная школа в Алматы и международная школа «Нур-Орда»». Что касается системы лицеев, то на текущий момент по количеству гюленовских школ Казахстан находится на втором месте после США. В целом за время своего существования КТЛ выпустили около 23 тыс. учеников. Важно подчеркнуть, что за все эти годы турецкие школы зарекомендовали себя как заведения с высоким уровнем образования. На это указывают и количество выигранных учениками медалей на республиканских и международных олимпиадах, и тот факт, что выпускники лицеев показывают один из самых высоких результатов в ЕНТ.

Как бы то ни было, сегодня государство оказалось перед сложной дилеммой. Очевидно, что с точки зрения обеспечения стратегических национальных интересов Казахстану выгодно поддерживать доверительные и дружеские отношения с Турцией. Но, помимо прочего, это может означать, что Астане придется реагировать на периодически возникающие обострения отношений между Эрдоганом и Гюленом, которые сегодня перешли в стадию затяжной позиционной войны. В том числе и по вопросу сети КТЛ, которые сегодня переименованы в «Білім-инновация лицейі». Прагматизм диктует сохранить КТЛ в их нынешнем виде.

Данные школы заняли свою нишу на казахстанском рынке образования, доказали свою конкурентоспособность. Сегодня именно фонд KATEV занимается набором преподавательского состава, таким образом, среди местных учителей немало выпускников КТЛ, которые потенциально могут быть сторонниками движения «Хизмет» и его идеологии. Возможным выходом из сложившейся ситуации может служить передача турецких школ под управление министерства образования РК. Таким образом можно будет отстранить фонд KATEV от управления лицеев. Однако подобный шаг, скорее всего, отрицательно скажется на учебном процессе и приведет не только к падению уровня образования в КТЛ, но и закончит историю турецких лицеев в Казахстане, приходит к выводу автор исследования.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.