Что за ягода Arbuz.kz?
Поддержать

Что за ягода Arbuz.kz?

Июль теперь будет ассоциироваться не только с банальными реляциями власти про ее поступательное совершенство или с фешенебельно совмещенными государственными именинами президента и столицы.


Этот месяц отныне омрачен трагедией, которая нанесла жутко залакированному имиджу государства ножевой удар в самый оберегаемый и афишируемый тезис о том, что Казахстан – безопасная и «социально-ориентированная» территория.

Грабеж и убийство в четверг днем в центре Алматы уникального спортсмена, а Денис Тен был одной из немногих непридуманных живых визитных карточек родины, – это, может, посерьезней, чем какой-нибудь очередной мировой экономический кризис, на который можно все списать, продолжая автоматически молиться на мудрость главы государства вкупе с ценами на нефть.

При этом, похоже, нет никакого даже полунамека на то, что пришел момент хотя бы краткосрочного отрезвления правящей бюрократии. Какое-то вызывающее хладнокровие с равнодушием.

Да, виновных найдут/осудят, они же все-таки не дети из «элиты общества», Денис станет воспеваемой государством посмертной легендой и славой отечественного спорта, но это совершенно точно не покроет всех политических издержек и «репутационного» урона.

Этой «репутации» и так совсем на дне осталось. Об этом откровенно кричит не только вся не слишком богатая на светлые пятна история Казахстана. Копилка вопиющих «достижений» вполне себе международного масштаба пополняется ежедневно, несмотря на то, что медийное пространство давно, вроде бы, под контролем. Эта неделя – не исключение.

Скажем, вот три года назад за вымогательство в составе группы в особо крупном размере, незаконное лишение человека свободы, мужеложство и насилие к 13 годам приговорили столичного бизнесмена Кайрата Жамалиева. «Дело Алиби» было громкое, поэтому наверняка нет необходимости напоминать детали событий.

На минувшей неделе вдруг стало известно, что Жамалиева успели отпустить на свободу, поменяв срок на штраф. Глава пресс-службы КУИС МВД Галымжан Хасенов только сообщил: «Он у нас не числится. Это значит, что он освободился. Какого числа я не знаю, у суда надо узнавать».

Классика современного казахского жанра. Отнюдь не рядовой гопник-маргинал «посидел, отстрадал, осознал» то, что, как упорно доказывали зрителям, творил вполне сознательно и, в конце концов, считай, откупился.

Что говорить о криминалитете и нравах отдельных доморощенных бизнесменов, когда на днях наружу всплыла история с ответом алматинских прокуроров въедливому адвокату Айман Умаровой? Прокуратура Бостандыкского района, видимо, в порядке напоминания, кто в этом государстве еще хозяин, письменно обратилась к ней – «Пупкина Залупкина». Ответ пришел адвокату через электронное правительство.

Теперь, после краткого информационного шума, зампредседателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова своеобразно объясняет, что «оценку действиям прокуроров уже дала генеральная прокуратура, они, соответственно, освобождены от должностей», но «это человеческий фактор, возможно, какая-то техническая ошибка».

Как показывает жизнь, главная ошибка не может иметь к сбоям системы никакого отношения. Это тот антисервисный и суперсервильный госаппарат, который почти три десятилетия воспитывался строго на примере старших руководящих товарищей, впитывая с младых ногтей, что аким, прокурор, судья и полицейский – опора и надежа нынешней политической конструкции.

Это только до определенного момента всем, кажется, что в стране все благопристойно и благополучно, если следить за официальными новостями.

До черного четверга официальная погода по стране как обычно изнуряла своей безоблачностью. Акорда оповещала жителей, что Нурсултан Назарбаев встречался с главой Национального банка Данияром Акишевым. На этой встрече официальный лидер повторил всем известную скучную мантру: «Переход на плавающий курс был правильным. Необходимо привыкнуть к тому, что колебания будут, но в определенных пределах. Это не скажется на благосостоянии населения». А тенге тем временем продолжал свободно тонуть.

Затем, как выяснилось, Назарбаев приступил к банковской системе. Если продолжать свято верить на слово президенту, то «баловаться стали люди, а создавать банки и начинать работать – это никакой не рынок». О нашем порочном времени говорил глава государства так: «Полное безобразие в банковской системе было. Нормальный банк никогда не даст кредиты несостоятельным получателям. Сами акционеры, заведомо зная, что не вернется, давали своим. Откатывали деньги, воровали! Нам не нужно огромное количество банков… Я требую после этого, не должно допускаться безобразия!».

Тем не менее, давно отвыкшего от неприглядных картинок провинциального бытия президента вскоре уже огорчила поездка в Павлодар. Там местное руководство решило показать, насколько бурно, но с учетом имеющихся возможностей и представлений, развивается областной туризм, и продемонстрировало лидеру виды курорта «Маралды».

«Вот сейчас аким показывал, как на «Маралды» люди отдыхают. Это позор! Это не показывай никому. Смотри, люди голые ходят, негде присесть. Ты видел, толпа? Там не то что гостиницы, присесть негде?! Нет навеса даже! Это полное безобразие!», – последовала незамедлительная реакция Назарбаева, который, видимо, втайне рассчитывал увидеть проект Прииртышской Ибицы!

«Я для чего инфраструктуру по всему Казахстану развиваю? Думаете, из-за того, что нечего делать? Девять миллиардов долларов из фонда я направил на инфраструктуру, которая будет на весь Казахстан. 5,5 тысячи километров дорог небывалые – никогда казахи не видели таких дорог! Все финансовые институты мира нам доверяют и дают нам эти деньги!», – бросил знаковую политическую фразу президент.   

Впрочем, не одни иностранные доноры верят в казахский бюрократический гений и подкармливают это государство. Чтобы мысли о финансовой самостоятельности и свободах больше не сильно обременяли граждан, с января 2020 года власти введут всеобщее декларирование доходов и имущества.

Что придумало правительство? Оно желает, запретить людям хранить в чулках сумму свыше 14 миллионов тенге. Причины не названы. Может, потому что на тот же МВД и социальный блок кабинета надежд совсем не осталось. Первые не могут гарантировать безопасность даже именитых соотечественников, а вторые, возможно, понимают, что с такой экономической политикой криминальный элемент скоро начнет размножаться почкованием.

Председатель комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана Мади Такиев сообщил журналистам: «Вы показываете все наличные средства, которые храните дома. Но, если сумма больше 500 минимальных зарплат (это пока порядка 14 миллионов тенге), вы должны будете открыть расчетный счет в банке, и ваши деньги должны быть там. Вы должны будете показать, что в банке на расчетном счете у вас такая-то сумма».

Но с какой стати, господа из непостижимой вертикали? Когда это в Астане успели принять новую Конституцию и ограничить, а то и вовсе отменить в ней право на частную собственность? Почему люди должны хранить деньги в банках или в банке, которые только что для общего порядка отругал гарант основного закона?

С таким наглым «государственным» подходом, к в общем-то нужным нормам, власть вполне рискует нарваться на волнения, после которых разгул грабителей и убийство в центре Алматы, покажутся им просто розовыми воспоминаниями и нелепыми детскими выходками.

Не нужно забывать, что в этом случае в фокусе событий непременно могут оказаться отнюдь не самые бедные казахстанцы. И это не одни лишь мироеды-бизнесмены. В этом списке непременно найдутся места для семей давно и безраздельно управляющего в стране класса. Так стоит ли дразнить пусть еще не народ, а всего лишь какое-то население, своими планами на будущее, если его вполне можно потерять?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.