среда, 18 сентября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Как будут оценивать акимов? Казна пополнилась 3,5 млрд. тенге Марату Оспанову исполнилось бы 70 Наш номер 28-й Алматы получил международный кредитный рейтинг «BBB» Крым хотят переименовать На киргизско-таджикской границе опять жарко Дарига Назарбаева поедет в Ватикан Алматы – город с самым большим количеством безработной молодежи Авиаперевозчики Казахстана стали еще богаче Кровавая статистика «Астану Экспо» переименуют Как тенге отреагировал на события в Саудовской Аравии? Цены на нефть летят верх Авария в Саудовской Аравии: ждать ли нефть по 100 долларов за баррель? Трагедия в Чемолгане Габидулла Абдрахимов стал советником премьер-министра Активы микрофинансовых организаций достигли 300 миллиардов Казахстанцы смогут учиться в «Алибабе» Казахстанское бюро по правам человека сделало Заявление по Джакишеву Трамп против вейпа В Алматы предложили гору Кок-Тюбе засадить яблонями Кому охотнее всего дают кредиты «Magnum» делает рестайлинг Повеселимся

Почему государство не хочет уходить из экономики

Мы уже писали о том, что ФНБ «Самрук-Казына» решил сменить стратегию развития. Описываются грандиозные планы на будущее, но принципиальным остается главный вопрос: когда государство, активно присутствующее в экономике через квазиструктуры, начнет процесс исхода из нее. До тех пор все потуги и усилия по диверсификации экономики и долгосрочные планы развития не принесут ровным счетом никакого результата, убеждены эксперты.

Несмотря на долгосрочные планы, назвать действующий процесс трансформации ФНБ успешным довольно сложно. Например, выручка фонда с 2013 по 2016 год падала: с уровня 4,98 трлн тенге до 4,1 трлн - учитывая, что и тенге за этот период не рос. По уровню прозрачности у «Самрук-Казына» сейчас 10 баллов в рейтинге LMTI, что очень неплохо. Столько же у China Investment Corporation.
Несмотря на активную трансформацию в группе компаний АО ФНБ «Самрук-Казына», за 2017 год доля поступлений дивидендов и отчислений от субъектов квазигосударственного сектора в пересчете к объему полученного дохода снизилась до 6%. Так же продолжается замораживание средств на контрольных счетах и депозитах.

Объемы государства в экономике тормозят развитие

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков заметил, что было время, когда активы ФНБ «Самрук-Казына» достигали 15,3 трлн тенге, или 45% от ВВП (2013-2014гг.). Тогда же за счет ФНБ «Самрук-Казына» государство увеличивало свою долю в рыночной экономике - это называется государственное предпринимательство либо интервенционистская экономическая политика. То есть политика периода СССР.
По его словам, из мировой практики хорошо известно, что масштабы государственного предпринимательства в среднесрочной и долгосрочной перспективе приводят к снижению темпов экономического развития страны. Иными словами, не стоит удивляться, почему в Казахстане в последние годы снижались темпы экономического роста. Этот процесс носил рукотворный характер.
Между тем, еще в 2014 году глава государства поручил внедрить в Казахстане, в частности в ФНБ «Самрук-Казына», принцип Yellow Pages Rule. Он предусматривает уход госкомпаний из отраслей, где может развиваться частный бизнес.

Потеряны большие деньги

По словам г-на Арыстанбекова, на это поручение бывшее руководство ФНБ «Самрук-Казына» ответило проведением диаметрально противоположной политики. И эта политика называется «приватизация прибыльных предприятий и национализация убыточных компаний». В частности, ФНБ скупал бизнес-активы у частных собственников в противоречие этим принципам. В их числе - 50% в ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» за 237 млрд тенге у Kazakhmys Plc. и обесценение этой же инвестиции, когда были признаны убытки на 76 млрд тенге. Понятно, что государство потеряло большие деньги, а частная компания осталась в выигрыше. Далее, Фонд выкупил 49% в ТОО «Казахтуркмунай» у турецкой компании за 31 млрд тенге, при этом сразу признав убыток по сделке в размере 27 млрд тенге. Также приобретены 100% акций АО «Шалкия цинк» за 31 млрд тенге и покупка 29,8% капитала в ТОО «Казцинк» у частных инвесторов за 249 млрд тенге.
Г-н Арыстанбеков заметил, что вместе с тем, в этом направлении наблюдался и юридический провал. Если решение о национализации принимались советом директоров ФНБ, процесс приватизации ряда указанных предприятий был реализован за счет постановления правительства.
Если же обратиться к международному опыту, то такие решения должны приниматься только правительством либо парламентом. У нас же никак не отреагировали ни Генеральный прокурор, ни Конституционный совет и другие госорганы - хотя должны были, руководствуясь Законом РК «О правовых актах», нейтрализовать действия двух разных юридических актов при регулировании однородного процесса - приватизации и национализации.
Экономист заметил касательно новой стратегии ФНБ, что он намерен управлять международными инвестициями через создание отдельного пула инвестиций и оперирование согласно жестким правилам, определяемых советом по управлению фондом. Эксперт считает, что неважно, какую стратегию ставит ФНБ, самое главное – это первоочередные меры по улучшению ряда балансирующих и агрегатных статей платежного баланса Казахстана. Пока эту задачу в фонде в качестве первоочередной так никто не обозначил, а остальное - второстепенное, подчеркнул экономист.

Политика, адекватная ситуации

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов заметил, что нынешняя стратегия ФНБ СК вполне адекватна ситуации. Создание пула инвестиций и установление правил управления ими отвечает идеям, которые легли в основу сингапурской Temasek, однако эксперт убежден, что невозможно будет перейти от стратегии прежнего Самрука к стратегии Норвежского фонда или Temasek с уже допущенными ошибками. Поэтому гибридная модель, которую предлагает сейчас ФНБ, может отвечать государственным задачам, стоящим перед холдингом, прокомментировал он.
«На мой взгляд, приватизация активов фонда не является сейчас приоритетом по той причине, что сегодня на рынке мало групп, которые могут себе позволить принять участие в приватизации. А если правительство будет настаивать на приватизации, то это приведет лишь к сверхконцентрации основных активов ФНБ в руках и без того богатых людей и частных холдингов», - сказал он.
Эксперт заметил, что может возникнуть вопрос, что сейчас Нацфонд занимается инвестированием за рубежом и этим же теперь хочет заниматься ФНБ. Здесь возможен дубляж функций. Однако исходя из складывающейся ситуации, Нацфонд - это чистый инвестор-«капиталист», то есть, инвестирующий только в ценные бумаги. Тогда как ФНБ имеет возможность вмешиваться в операционное управление своими дочерними компаниями. В данном разрезе, ФНБ больше напоминает фонд прямого инвестирования. И в идеале ФНБ сможет постепенно выводить свои дочки на биржу, без всякой форсированной приватизации – как очередной кампанейщины.
«Честно говоря, наши квазигосинституты прошли через столько трансформаций, но сохранили «славный» дух бюрократии и неэффективности, что спасти ФНБ сможет, наверное, только полное удаление из Совета директоров и правления фонда бывших и действующих чиновников, потому что они нужны в министерствах, тогда как в фонде должны сидеть профессионалы, чья зарплата зависит от эффективности», - заключил Расул Рысмамбетов.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33