ФСБ России вычислит и накажет виновных в утечке данных Петрова и Боширова
Поддержать

ФСБ России вычислит и накажет виновных в утечке данных Петрова и Боширова

На прошлой неделе я провела три дня в совершенно другом для меня мире. И мне там было очень хорошо.

Этот мир без мобильной связи, без тупого просиживания вечеров в социальных сетях, мир вкусной еды, добрых улыбчивых людей, с запахом дыма от очагов с пловом и баурсаками, тандырных лепешек и самсы. Там мужчины носят белые тюбетейки, а женщины ходят с покрытыми головами. Мелодия призывов муэдзинов к очередному намазу ласкала слух. Все, что могло меня, городского жителя и атеиста, раздражать в родном городе, здесь показалось не только уместным и гармоничным, но даже рецептом счастья.

Сортобе

Село Сортобе на границе с Кыргызстаном местные жители называют Щортобе. В этом селе в ходу одновременно и тенге, и сомы, причем, сомы порою ценятся выше. Здесь у вас сразу выбивает мобильную связь, так что будьте готовы, что кыргызский роуминг съест все единицы на вашем телефоне. У местных жителей два номера – казахский и кыргызский, они легко переходят границу каждый день, и пограничники уже стали родными

Здесь баурсаки  называют токаш, а в местных трапезных самые рейтинговые блюда это лагман, дапанджи, манты и пельмешки с джусаем вместо мяса. Лепешки и самсу можно купить горячими в местных тандырных рано утром. Вкусно очень! Пишу, и понимаю, что сейчас бы с удовольствием съела бы дапанджи средней остроты, нарушив все мои принципы правильного питания.

В Сортобе 17 мечетей, население 24 тысячи человек, и растет каждый год. За три дня я видела практически на всех улицах этого удивительного села свадьбы.  Надо сказать, что трудолюбивые сельчане отмечают тои только в первой половине дня. В час или два часа дня все гуляния завершаются, и жизнь опять возвращается в привычную колею.

Детей у местного населения рождается много, так что в школах классы идут от «А» до «Д» или «Ж»! В селе есть несколько огромных средних школ – казахская, русская, смешанная. При этом дворы школ буквально утопают в ярких цветах даже осенью. Есть два, опять же огромных, детских сада, где, кроме игровых площадок и цветочных клумб, во дворах посажены бахчевые культуры. Юные тыквы красивы  своём цветении.

В Сортобе есть также стадионы, даже  теннисный и шахматный клубы, ностальгически сохранившийся Дом культуры, с элементами прошлой эпохи в виде панно с 15 республиками, а при доме есть активно действующий клуб старейшин села.

Сельчане говорят в основном на дунганском языке (он очень похож на китайский язык), но знают русский и казахский языки. У многих крепкие связи с соседним за границей кыргызским городом Токмак, откуда в основном прибывают невесты. К слову, в Токмак местные жители часто ездят провести хорошо время. Говорят, что там есть парки, вкусная кухня, а главное – там живут одноклассники и родные люди.

Иных красавиц парни вынуждены воровать: конкуренция высока, и можно не успеть покорить ее сердце, слишком много желающих жениться на красивой и воспитанной девушке.

А потому часто невесте всего 15 – 16 лет, а все девушки старше 25 лет считаются безнадежно засидевшимися. Говорят, этим старым девам достаются не лучшие женихи – старые да разведенные.

В Сортобе проживают этнические дунгане, по их словам, их здесь 99 процентов. Один оставшийся процент приходится на казахов, русских, узбеков, и другие этносы.

Казах Ногайбай-би

Дунгане Хуэйцзу, правоверные мусульмане родом из Китая, уже второй век проживают в Центральной Азии. В Жамбылской области они осели в  нынешних селах Сортобе и Масанчи 140 лет назад благодаря казахскому бию Ногайбаю. На памятнике в центре села, который торжественно был открыт 22 сентября 2018 года, так и написано: «Ногайбай-бию, видному государственному деятелю Семиречья (1834 — 1910) в дань глубокого уважения от дунганского народа».

Потомки Ногайбай-бия до сих пор живут в Сортобе и Масанчи, и стали почетными гостями праздника.

На большой праздник мы с коллегами попали по приглашению Айши Люшировны Идыбо, председателя общественного объединении Ассоциации дунганских культурных центров Жамбылской области «Вынхуа». Эта женщина, которую я за глаза тут же назвала «энерджайзер», за бешенную энергию, которая от нее исходит.

Кажется все эти три дня  — до, во время и после большого дунганского тоя, она успела сделать столько, сколько иные и за год не успевают. Она вела переговоры, была одновременно в нескольких местах, ведь надо было успеть и всех артистов пригласить, и дать задание сотрудникам школ и детсадов, проверить все ли готово к празднику – столы, казаны, мастер-классы по вышиванию народных костюмов и полотен, по приготовлению лагмана. Надо еще отчитаться перед акимом села и высокими гостями из Ассамблеи народа Казахстана.

Свадьба – важный праздник дунган

Айша Люшировна пригласила на той и гостей из Кыргызстана. На празднике дизайнер дунганской одежды из Бишкека провела дефиле свадебных моделей. Девушки-модели были прекрасны, платья красные и красивые, так что зрители хлопали громко и от души. Но, все же, современным нарядам далеко до традиционных свадебных платьев.

Надо сказать, что и сегодня дунганская невеста, как и ее прабабушки, надевает традиционную вышитую вручную одежду, серебряные украшения, вышитые сапожки. А приданное девочкам готовят с самого рождения – сундуки, подушки, одеяла, ковры, само свадебное платье, посуду, мебель, и сегодня еще в приданное входит холодильник, стиральная машина и прочая домашняя техника.

Совсем как у казахов. Да и других народов Средней Азии.

В отчем доме ей делают сложную свадебную прическу, и невестам из Токмака приходилось переходить границу с этим сложным сооружением на голове. Но пограничники уже привыкли к этому, благо, свадеб много, и поток невест из соседней страны не тает.

Невестам чаще 15-16 лет, есть и постарше – 18 лет. Но уже 19, 20 лет для дунганской невесты — это уже «старая дева».

Женихи тоже юные. 18, 19, 20 лет. Но есть и старше – от 25 лет.

Многие женихи с хорошим китайским образованием, переводчики, филологи.

Сегодня молодые встречаются перед свадьбой, но осталась и практика, когда будущие супруги знакомятся во время собственной свадьбы.

Казахское «шашу» — осыпание конфетами гостей и молодых, перенято и дунганами.

Дунгане

Легенда, которую знает каждый дунганин с детства: однажды китайскому императору, который жил в эпоху Тан (618 – 907 г.г.) приснился сон, в котором его от чудовища спасет юноша в зеленой одежде. Вызванные на утро мудрецы, объяснили императору, что чудовища – это его враги – кочевники, а юноша в зеленом – цвет, появившейся на западе новой религии, от которой зависит спасение империи. Следуя советам мудрецов, император посылает в Аравию послов, чтобы те пригласили пророка Мухаммеда. Последний послал императору на помощь три тысячи арабских воинов. В борьбе с кочевниками и победе над ними арабы сыграли решающую роль. Чтобы удержать арабских воинов у себя, император дал им в жены китаянок. Дети от этих браков и есть дунгане.

Так гласит легенда. Связь нынешних дунган с арабами и персами, которые с VIII по XIII века населяли портовые города Китая, не отрицают и научные источники. Впрочем, на внешности это никак не отразилось, дунгане похожи на китайцев, кухня и быт тоже типичны для китайских этносов. Единственная неоспоримая связь с предками – это ислам, который прочно и гармонично вжился во все сферы жизни дунган – культуру, семейные отношения, традиции, менталитет, атрибуты быта и одежды. И все без внутреннего насилия. Каждый член семьи и сообщества четко знает и принимает свою роль и свое место в общественном укладе. Уважение к старшим, место женщины и мужчины в семье налажено и принято.

Возможно потому,  что они привыкли много трудиться. У дунган большие богатые дома, и большие наделы земли, на которой растет все – лук, чеснок, баклажаны, перец, помидоры, капуста,  фруктовые деревья, розы, хризантемы, райхан и прочие яркие цветущие кусты.

Мы застали осенние огороды, в которых сушился перец красными бусами на нитках, на земле сушились кукуруза и лук, сено.     

Дом дунганина – это отдельная тема. Он обязательно имеет большой навес, большой двор, рассчитанный на будущие свадьбы и сотни гостей. Под одной крышей живут сразу три поколения семьи, у каждого свой дом под этой крышей. Невестки с раннего утра подметают двор и улицу перед домом, готовят завтрак, и все это с неизменной улыбкой.

Меня поразили малыши. Они приобщены к труду с крохотных лет. Так, пятилетний малыш хозяев дома, где остановилась наша журналистская группа, спокойно, по-хозяйски сидел и крутил помидоры через мясорубку. Девочка постарше смотрела за малышами, и фасовала мясо по пакетам.

Патриархальное воспитание, сильная вера, уважение традиций – кажется, это те самые ингредиенты, которые лежат в основе рецепта счастья по-дунгански.

Они не требуют власти или кого-то еще обеспечить им жизнь, не ждут результатов программ 2020, или 2030. Они просто живут и работают здесь и сейчас. И, кажется, в их отдельно взятом островке в Казахстане, давно наступил рай.

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.