Москве нужна пятая часть KASE
Поддержать

Москве нужна пятая часть KASE

Не успели казахстанцы и авиакомпании оправиться от повышения цен с января 2018 года, как аэропорт Астаны заявил о планах вновь поднять цены с начала 2019 года. Причем по некоторым позициям рост стоимости составляет 314%!!! Это значит, что  все, кто прилетает в Астану, должны будут платить больше.  Обязаны ли казахстанцы оплачивать неэффективный менеджмент аэропорта Астаны через авиабилеты? Ведь любое удорожание стоимости аэропортового обслуживания сказывается на конечной стоимости билетов.

В Международной ассоциации воздушного транспорта IATA считают, что повышение вряд ли скажется на улучшении качества услуг. Вся выручка от роста цен пойдет на капитальные расходы аэропорта, которые, кстати, требуют тщательной проверки. “Надо, чтобы тарифы справедливо применялись для всех. Чтобы все, кто пользуется услугами аэропорта, все, кто сидит в охраняемой зоне, все, кто построил себе здание там и кто пользуется этой территорией, оплачивали соответствующее вознаграждение аэропорту. Таким образом, чтобы не все расходы аэропорта перебрасывались на плечи авиакомпаний”, — отметил региональный менеджер Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по Центральной Азии Джордан Карамалаков

Следует обратить внимание на то, что во многих казахстанских и иностранных аэропортах с аналогичным пассажиро и грузопотоком, тарифы на аналогичную услугу ниже, чем в аэропорту Астаны (14 506 тенге за тонну): аэропорт Алматы — 5 250 тенге за тонну, аэропорт Караганды — 5 973 тенге за тонну, аэропорт Бангкока — 0,90 тайских батт за килограмм, что эквивалентно 9 999 тенге за тонну, аэропорт Стамбула — 40 долларов США за килограмм тонну, что эквивалентно 14 537 тенге.

 

Тем временем, в авиакомпании QAZAQ Air отметили: “С 2015 года стоимость аэропортовых услуг повышалась из года в год. Некоторые услуги наземного обслуживания с тех пор подорожали на 300-800%.” А на вопрос с чем связано повышение цен, в аэропорту Астаны ответили: “В период август-сентябрь 2018 г. Обществом проведены встречи с представителями авиакомпаний по вопросам пересмотра тарифов на услуги наземного обслуживания на 2019 год. Подобного рода практика обсуждения аэропортом своей политики тарифообразования с потребителями услуг является не новой и применяется в мировой практике. В Казахстане же она была применена впервые столичным аэропортом”. То есть, так и не объяснили причин. 

Из ответа аэропорта Астаны также непонятно скажется ли повышение цен на качестве предоставляемых услуг. Профессионалы авиаторы считают, что на качество влияют не только деньги. “Обоснованность капиталовложений, обучение персонала и внедрение новых технологий — все эти три момента влияют на качество. Капвложения должны быть соразмерны с реальными потребностями, обучение персонала должно проводиться систематически”. Единственное, что радует авиаторов -это внедрение новых технологий.  Однако, по всем трем пунктам аэропорт должен иметь свой план, желательно опубликованный. Тогда и авиакомпании смогут поддержать аэропорт, например, проводить бесплатные тренинги для персонала. 

В  авиакомпании Air Astana сообщили, что АО «Международный аэропорт Астана» уведомил авиакомпании о планах повысить цену на следующие услуги:

Идите вы в …. Караганду.

Робкие попытки авиакомпаний противостоять безудержному аппетиту монополиста натыкаются на ответ: “Определение маршрута и выбор аэропорта исключительная прерогатива авиаперевозчика”, намекая на “не нравятся наши цены, идите в другой аэропорт”. А это, на минуточку, 244 км до ближайшего аэропорта Караганды, или 336 км до аэропорта Кокшетау.

В результате нарастающего конфликта казахстанцы рискуют получить не только повышение цен на авиабилеты, но и сокращение, а возможно и закрытие существующих авианаправлений. Уход некоторых международных авиаперевозчиков с рынка Казахстана также может быть следствием необоснованных повышений аэропортовских сборов. На сегодня стоимость обслуживания в международном терминале почти в три раза выше цен на услуги местного аэропорта, рассказали в IATA. И даже такие услуги, как аренда помещений, реклама, передача коммерческой деятельности в аутсорсинг, компенсационные выплаты за пользование инфраструктурой аэропорта и ряд других сервисов не спасают аэропорт от финансовых сложностей. Поможет ли им новое повышение?

Ежегодно пассажиропоток Астаны растет в среднем на 10%. Это значит, что аэропорт зарабатывает с каждым годом все больше.

 

Таб. Показатели динамики развития пассажиропотока аэропорта Астаны за 2006-2017

По предварительным подсчетам, в 2019 году планируется обслужить более 5,0 млн., 2020 — 5,5 млн., 2021 – 6,2 млн, 2022 – 6,9 млн, 2023 – 7,8 млн. человек. То есть, прибавка к доходам в размере 10% аэропорт не устраивает, они хотят больше, и когда остановится рост цен, пока неизвестно. Единственное позитивное изменение, о котором также уведомили авиакомпании в том, что с 1 января 2019 года будет обеспечен допуск независимых провайдеров на рынок услуг наземного обслуживания аэропорта Астаны, а значит впредь авиакомпании смогут выбирать у кого заказывать услуги. Но случится ли конкуренция провайдеров там, где аэропорт владеет всем — вопрос риторический. 

Иллюстрации взяты из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.