В Китае ввели запрет на продукцию «Халяль»
Поддержать

В Китае ввели запрет на продукцию «Халяль»

Казахстану  нужно принять современную и просвещённую Государственную Программу деколонизации («отарсыздандыру»). Так считает Сабыр Қасымов, Президент Республиканского Общественного Фонда «Каhармандар», заслуженный деятель РК.

В Петропавловске установлен памятник выдающемуся казахскому полководцу, политическому и культурному деятелю Кожабергену.

350 лет назад Кожаберген сумел создать объединенную казахскую  армию, в которую вошли воинские части других тюркских народов: каракалпаки, татары, башкиры, ногайцы. Но мало кто знает, что он еще и поэт-жырау, написавший бессмертное «Елім-ай» и другие произведения. Как политик-законотворец, он впервые собрал воедино и создал письменный свод законов «Жеті Жарғы», считающейся первой писанной казахской Конституцией.

Еще триста лет назад Кожаберген системно выдвигал и отстаивал  концепцию общетюркского единство. Он был убежден,  что только объединённая защита интересов тюркского мира, языка и культуры может спасти тюркские народы от агрессивной Российско-царской и Цинской империй.

Во имя этой цели Кожаберген выступает как яростный поборник и организатор единства казахского народа. Он призывает ханов и султанов подняться выше личных, корыстных интересов, прекратить интриги и междоусобицу, все силы и ресурсы направить на победу над врагом и укрепление единого Казахского ханства.

После 23 лет командования объединёнными войсками казахов Кожаберген добровольно уступил пост не своему земляку-сородичу, не преданным и лояльным к нему людям, не тем, кто был с ним  в хороших отношениях, а 27-летнему талантливому Богенбаю. Это может служить нравственным и политическим образцом сегодняшним кадровым назначениям во всех регионах и сферах.

Завещание-аманат Кожабергена обращённое к потомкам, вложенные в крылатые слова: «Кеудеңде шыбын жанын болса егер- жоғалтпа жер бетінен қазақ атын» адресованы кажому из нас и будущим поколениям.

Тот факт, что мы почти ничего не знаем об этом человеке, это повод задаться вопросом: почему имя Кожабергена жырау долгие годы находилось в забвении? Ведь об уникальном творческом наследии этого человека с уважением и восхищением говорили и писали прогрессивные деятели в XVIII, XIX, XX веках.

На мой взгляд, основная причина этого явления кроется в том, что мы на протяжении двух десятилетий так  и не осознали цену государственной независимости Казахстана. В связи с быстрым распадом Советского Союза и «свалившейся» на нас независимости мы так и не смогли по достоинству оценить многовековую борьбу лучших представителей нашего народа за эту независимость, территориальную целостность нашей Родины. Национальная интеллигенция не смогла взять на себя ответственность, сплотиться и выработать (не говоря о реализации) новую государственную идеологию по возрождению и становлению наших национальных ценностей и стандартов в разных сферах жизни.

Казахская «зиялы қауым», вместо того, чтобы повести наше общество и государство вперёд к прогрессу, и стать идейным и духовным лидером в строительстве новых институтов власти и гражданского общества, ограничилась пассивной ролью, и только некоторые люди и группы, как недавно выразилась власть, «тявкали», из-за угла в виде отдельных выступлений и акций, не меняющих сути происходящих процессов.

Но это отдельная и большая проблема, которая сегодня обсуждается в нашем обществе и требует не только проведения десятков конференции, но и других  реальных мер. И, конечно, для этого к руководству наукой и идеологией в стране и регионах должны придти сегодняшние «кожабергены», выработаны новые национальные ценности и стандарты общественной и политической жизни. А для этого, как Вы понимаете, надо поменять многое, прежде всего в наших головах и сознании. Иначе, застойные явления усилятся.

Казахстану  нужно принять современную и просвещённую Государственную Программу деколонизации («отарсыздандыру»). Казахстану она нужна постольку, поскольку наш народ в течении ряда веков, в отличие от других народов бывших союзных республик, подвергался беспрецедентной территориальной и духовной колонизации, в результате которой манкуртизм стал основной характеризующей чертой нашего народа.

Нам необходимо на основе определённо казахстанских национальных ценностей и интересов, а также с учётом прогрессивных стандартов  западных и восточных государств, выработать свои казахстанские правила и законы бытия, свои духовные, политические, государственные ценности, свою методологию, концепции, принципы, взгляды на всё присходящее.

Поэтому нужно продуманно и системно осуществить деколонизацию нашего сознания, деколонизацию нашей государственной и общественной жизни. По мере деколонизации нашей исторической и политологической науки, деколонизации нашей философии и психологии, дела, поступки и творческое наследие выдающихся деятелей своего времени, боровшегося за свою землю, за интересы народа будут находить своё место в сердцах и умах наших граждан.

Если мы не создадим свои национальныее ценности и стандарты, то мы не сможем сохранить свою национальную самобытность, защититься от надвигающейся мировой и региональной экпансии и глобализации. В противном случае мы окажемся в политическом тупике.

В истории казахского народа немало героев, на подвигах которых можно добиваться эффективного и положительного патриотического воспитания. Но их не так много, чтобы ими не дорожить. Это и массовый героизм вчерашних Каhарманов Желтоксана, поднявших восстание против мощной тоталитарной советской системы. Это героизм, великое бескорыстие, высокий Дух и Любовь к своему народу плеяды просвещённых алашординцев во главе с Алиханом Букейхановым. Это и бесстрашный героизм Кенессары и многие другие.

Но к сожалению, наши учёные-историки и идеологи, отягощеные грузом прежних доктрин, не говоря уже о политиках,  в течение 20-лет не  выработали   необходимую и ясную методологию, научные принципы и подходы к ключевым вопросам истории.

Наш академик Салык Зиманов сказал: «Новая эпоха, новый этап в развитии нашего народа, нашей государственности, безусловно, требуют особенно в научной среде, новых современных подходов, инноваций, использование новых инструментариев, ценностей и стандартов на уровне международных достижений научной мысли. Жизнь и цивилизация идут вперёд. Нельзя оставаться в мире прежних догм и доктрин, которыми изобиловала советская общественная, в том числе историческая  наука. 

Историческая память одна из главных составляющих целостную духовность  нации. Без истории нет народа. Историю же, известно, делают люди и личности. До сих пор, по известным причинам, не была написана подлинная, объективная история казахского народа. В мире не было, и сегодня  нет примеров, когда идеологи и летописцы колонизаторов написали объективную историю колонизируемого народа.

Они, конечно, не могли, не хотели дать объективную оценку личностям, которые боролись против колонизации. Они их называли «преступниками», «бандитами», «реакционерами», объявляли их «врагами дружбы народов», «врагами прогресса». Поэтому имена и заслуги борцов за свободу, независимость, территориальную целостность Казахстана надо восстанавливать повсеместно. В этом смысле нашу историю надо написать заново. Это наш гражданский, нравственный и сыновний долг.»

Например, очевидно что для казахского народа  Великой Отечественной войной является война с джунгарами, длившаяся  почти 200 лет, уничтожив от одной трети до половины казахского населения. Известно, что руковордство Российско-царской и Цинской империй, с целью последующего захвата (колонизации) казахских земель, натравливали джунгар на казахов, оказывали им военную помощь, вооружали их огнестрельным оружием. Тогда  стоял  вопрос не только об уничтожении нашей государственности, но и  нависла реальная угроза истребления  казахского народа. Именно в этой войне казахи насмерть защищали свою землю, свой народ, своё будущее.  Выстояли, и в конце-концов победили врага.

Из-за отсутствия чётких идеологических и политических и научно обоснованных критериев участников советской военной агрессии в Афганистане мы продолжаем возводить в ранг героев, даём им общественный и политический статус выше чем каhарманам Желтоксана-86 года, спасших честь и достоинство казахского народа. Речь не идёт о социальных льготах жертвам и семьям погибших в Афганистане воинов, речь о том, что нашими героями в первую очередь, должны быть борцы за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана.

Мы не можем до сих пор разобраться и дать объективную оценку другому выдающемуся деятелю Мустафе Шокаю, который изначально  разглядел преступную суть сталинской политической системы. Почти сто лет назад, в Европе он поднял знамя борьбы за свободу казахского народа, стал рупором и защитником казахского и других тюркских народов от сталинизма, всю свою жизнь посвятил защите интересов родного народа, оставив большое творческое наследие.

Главной причиной этому является неспособность наших идеологов и учёных разоблачить «клеймо предателя», навязанное КГБ СССР и советской пропагандой о его сотрудничестве (временном, специальном), ради реализации своих тактических планов и спасения жизни земляков с некоторыми руководителями фашистской Германии.  Не предавая при этом национальных интересов своего народа и Казахстана. По версии шокаеведов, фашисты, «раскусив» его тактическии план и замыслы организовали его убийство.

Сегодня, из тактических соображений, мы заключаем разного рода соглашения и договора с некоторыми тоталитарно-криминальными, экстремистскими режимами и обосновываем такую политику государственной целесообразностью. А Мустафе Шокаю только в одном случае отказываем в таком праве. Не это ли чингизайтматовский казахский манкуртизм в действии!

То обстоятельство, что наши академики и профессора, защищавшие свои диссертации на идеях Ленина не могут сказать о нём доброго слова- говорит о многом. А ведь благодаря политике Ленина, в начале XX-века начала восстанавливаться казахская государственность, возвращены  исконно казахские земли. Кто хорошо изучал Ленина, знаком с основами теории «Государственного строительства» и знает реалии советской действительности, тому не сложно сделать вывод, что ленинский проект социализма и сталинско-брежневская система управления государством — это совершенно разные явления.

И если мы способны разобраться в трёх политических и теоретических «соснах» должны в Казахстане сохранить память о Ленине, но не как вождя мирового пролетариата, а как защитника национальных интересов и прав казахского народа. Другого защитника интересов трудящихся, малых наций и справедливости в ранге руководителя имперской России казахи не знают.

В годы независимости мы возводим памятники, центральным улицам присваиваем имена идеологов, активно проводивших колониальную политику, участникам советско-немецкой войны, а имена наших великих батыров Исатай, Махамбет, выдающихся деятелей «Алаш-Орды» и других известных борцов за свободу и независимость Казахстана «забываем», не находим достойного места или прячем их на задворках.

В заключение хочу привести слова нашего Главы Государства, имеющего прямое отношение к обсуждаемой теме: «Наша задача не искать врагов и не забыть то, что случилось, а узнать настоящую историю, описать её и вспоминать, чтобы наши потомки об этом знали. Мы не хотим кого-то обвинить или обвинить историю. Мы просто хотим знать правду. Зная правду, мы будем знать, что делать для того, чтобы это не случилось».

Иллюстрации из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.