В Кыргызстане неблагополучно с особо опасными болезнями домашних животных
Поддержать

В Кыргызстане неблагополучно с особо опасными болезнями домашних животных

В Алматы прошел форум специалистов в области человеческих ресурсов, на котором обсуждали профессиональные тренды. Один из них говорит о том, что в эпоху уже 4-ой индустриальной революции уйдут в вечность как минимум три профессии — юриста, бухгалтера и страховщика.

Организатор и идейный вдохновитель форума – киевлянка Юлия Бижко — уже не первый год проводит в Алматы HRD Inter Forum. Она директор собственной независимой компании Up Conference. Говорит, что в свое время выбрала Казахстан, потому что видит здесь самый перспективный рынок, рынок с русскоговорящим населением, чего, например, нет в Азербайджане, где бизнес перешел на родной язык.

Оценить человека, а не его должность

Секретным спикером форума стала ИринаЧернозубова, бизнес-консультант международной консалтинговой компании Korn Ferry. Ирина — гражданка России, в течение 13 лет работала в разных странах – России, Украине и теперь в Казахстане. По ее словам, в бизнесе всегда была четкая иерархия, стандартизация, простота. И эту парадигму поддерживала HR. В современном бизнесе начались перемены. Люди хотят чего-то необычного, чего-то, что отличается от стандарта. Новые технологии меняют и процессы, и восприятие людей. В частности, это влияет на потребителя. Бизнес-консультант говорит, что новые вызовы бизнеса нельзя решить старыми методами управления персоналом. Оценить человека, а не его должность – это новый тренд, который уже работает в странах Запада — в США и Европе. Кроме того, меняется подход к основам организации труда. Фокус ставится на эффективные команды. Нет жестких границ взаимодействия между разными командами.

Согласно социальным опросам, 34 процента сотрудников связывают свою результативность с увеличением вознаграждения. В Казахстане только 7 процентов считают также, потому что бизнес не готов увеличивать фонд оплаты труда. Тем временем тренд – «я хочу больше денег» – не всегда означает именно желание иметь деньги. Иногда сотруднику хочется, чтобы его ценили, чтобы у него было больше баланса в личной жизни, была возможность проводить время не только на работе… Сегодня больше компаний движутся к широким диапазонам оплаты. Сотрудник должен знать, как его квалификация влияет на увеличение его доходов. Появилось командное премирование, когда каждый член команды понимает, что он создает команду чемпионов. Таким образом, создание общего результата – основной месседж времени. Руководство компании использует самые сильные стороны сотрудника. Новая парадигма, по мнению эксперта – будем стремиться быть вместе, а не каждый сам за себя. 

Частный бизнес рулит

В интервью Exclusive.kz Ирина Чернозубова объясняет, почему в Казахстан все чаще приглашают экспатов на топовые позиции. По ее мнению, это связано с тем, что у иностранных работников есть набор полезных знаний, которых пока нет у местного персонала. Так, в коммерческом секторе не хватает знаний и опыта в области маркетинг-технологий, новых каналов продаж. В производстве – среди местных практически нет инженеров, которые способны работать с оборудованием нового поколения.

«У новой индустрии большие проблемы именно с кадрами, потому что, чтобы жить по принципам технологического развития, в первую очередь нужны специалисты, которые смогут это настроить, – говорит бизнес-консультант. — Вот почему часто приглашают экспатов на проекты по цифровизации, потому что нужны люди на стыке технологий, с техническими компетициями, с IT-компетенциями… Таких специалистов в Казахстане пока очень мало». 

В банковский сектор часто приглашают экспатов, тех, кто имеет опыт внедрения в банках, кто прошел стадию технологического развития и финтех, когда внедрены новые платформы. Опасность для тех, кто сейчас идет учиться — это не прогадать с выбором будущей профессии, считает Ирина Чернозубова. «Многие профессии просто исчезают на наших глазах. Это как в прошлом веке, когда появилось конвейерное производство, многие рабочие специальности перестали существовать, — говорит эксперт. — А сейчас у нас другой виток, сегодня не будут нужны бухгалтера, юристы, страховщики. Это все, что уходит, потому что создаются системы скоринга, технологии, которые позволяют машине лучше, быстрее и качественнее выполнять работу».

По ее наблюдениям, частный бизнес в Казахстане очень продвинут, потому что ориентирован на результат. Частный предприниматель скорее заменит бухгалтера машиной, если ему это будет выгодно.

Герман Греф: «Эволюционируй, или вымрешь»

Заместитель директора по работе с персоналом ДБ АО Сбербанк Феликс Абдрашитов в своей презентации рассказал историю эволюции бизнеса со времен Генриха Форда, когда тот в 1900 году поставил на конвейер сложное производство. До поточной линии самым ценным сотрудником на заводе Форда был самый пожилой человек, который много лет руками собирал автомобиль. Теперь он стал ненужным. Начались сокращения кадров, внезапно наступило будущее. 1920 год – появился гидравлический механизм. Здоровые ребята перестали быть нужными. Опять сокращения. 1930 год – автоматизация производства также приводит к массовым сокращениям кадров. Период войны, период после войны – в 1970-е годы уровень производства возвращается в 1930-й год. А в 1990 году появляется интернет, у людей теперь есть возможность связаться с любой точкой мира. Но все кардинально меняется в 2000-м году, когда изобрели Google, который дает доступ ко всем знаниям мира. Ключевым моментом для нас является 2015 год — страны СНГ вошли в цифровой век во главе с Россией. В уходящем 2018 году – Айфон и «Сири» с искусственным интеллектом. К чему привел это прогресс? Юристы и бухгалтера были сокращены в первую очередь. «Юрист учил законы и все прецеденты. Но он по сравнению с компьютером медленнее работает, — говорит Феликс Абдрашитов. — Как жить дальше? Конкурировать с компьютером становится все сложнее! Начались сокращения бухгалтеров и других специальностей. Счет идет на сотни тысяч!». По его прогнозам, в ближайшее время умрут такие сферы экономики, как производство дешевой одежды, розничная продажа (потому что есть Амазон и прочие интернет-платформы продаж), такси (уже сейчас услуги проходят через интернет), авиакассы (билеты можно купить он-лайн), грузоперевозки, сельское хозяйство (на хакатоны выходят студенты с необычными идеями). Банковский сектор сильно меняется. Традиционному банку все сложнее работать. Часть банков в он-лайне создает кредитки.

Где будем завтра мы? Что делать, чтобы быть конкурентоспособными? Эксперт считает, что сегодня особенно важны знания и желание развиваться. Надо стремиться в мир цифровизации, иметь культуру учиться. Важен фактор среды обитания, чтобы человек мог в разных компаниях работать, в разных странах мира, и меняться. 

Будущее сегодня

Об эпохе нейроменеджмента рассказали Махаббат Ермекбаева, HRD АО «Казахстанская фондовая биржа», и Раушан Райсханова, эксперт HR. Они рассказали о навыках в эпоху нейроменеджмента, в частности, о важности психологической атмосферы в коллективе. Компании, где сотрудники обнимаются и похлопывают одобрительно друг друга по плечу, работают более эффективно. Кроме того, оказалось, что для написания сложного скучного отчета сотрудник должен находиться в печальном грустном состоянии.

Навыки, без которых сегодня невозможно выжить на своей профессиональной позиции — способность к самообучению, эмоциональная грамотность, кросскультурность, системное критическое мышление, креативность и инновационность, навыки работы в условиях неопределенности, digital-компетенции, умение адаптироваться к новым условиям. Цифровая грамотность. Цифровые коммуникации. Критическое мышление.

Кристина Ахмедова, HRD АО «Нефтяная страховая компания», сделала HR-прогноз на ближайшее будущее. По ее словам, в эпоху 4-й индустриальной революции будет происходить рост удаленных работников, технологический прорыв, искусственный интеллект и робототехника, воздействие новых тенденций на профессиональные навыки, нейроменеджмент и управление командой, развитие кадрового потенциала, появятся новые профессии.

Кроме того, появился новый тренд — гигономика – или экономика свободного заработка. Предстоит решить такие проблемы, как новые формы трудовых контрактов, чтобы фрилансеры не мешали вашему бизнесу, постоянное освоение новых навыков. Следующее поколение не хочет сидеть в офисах, а потому будет расти число удаленных сотрудников, аутсорткомпаний.

Экспаты в Казахстане

В интервью Exclusive.kz на вопрос о ситуации с экспатами и утечкой мозгов Юлия Бижко ответила, что сейчас в Казахстане не так много экспатов. Когда начался кризис, часть из них вернулась домой, потому что компании не могли покрывать затраты на их содержание. Ведь когда экспату делают предложение, обычно оно включает содержание его квартиры, машины, перелеты домой несколько раз в году, возможность перевезти семью в Казахстан. То есть, экспат – это довольно дорогой проект для компании. И многие компании во время кризиса отказались от услуг иностранных менеджеров. Самые дешевые экспаты, по ее словам, из Украины, они согласны за меньший ценник занимать топовые позиции в Казахстане. За ними — Россия и Европа.

Для соседнего Узбекистана Казахстан – это новый рынок, там, где местные кадры не видят возможности для развития бизнеса, узбеки его видят. Они открывают здесь магазины и рестораны. В Алматы и Астане это особенно видно. Что касается оттока людей, в Казахстане он явно есть, лучшие кадры покидают страну. Уезжают обычно либо в сторону Москвы, либо дальше в Европу. «Это не вопрос для HR, а скорее вопрос для государства – как остановить отток кадров из страны? Это больной вопрос для любого государства, потому что, когда человеческий капитал покидает страну, страна теряет в любом случае, — говорит Юлия Бижко, — Наибольшая ценность государства – это человек. Наибольшая ценность компании – это человек, который в ней работает, и человек, для которого производит какой-то продукт. В центре всего все равно стоит человек».

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.