КНР и РФ заключат сделку о расчетах в нацвалютах до конца 2018 года?
Поддержать

КНР и РФ заключат сделку о расчетах в нацвалютах до конца 2018 года?

История появления компании «Чайный центр» вполне обыденна для Казахстана. Как вспоминает его основатель Медеу Серикбаев, она началась в 1998 году. Он занимался другим бизнесом и после его закрытия возник вопрос, чем делать дальше.

«Я выбрал первое попавшееся мне направление — расфасовка чая, — рассказывает Медеу. Не было ни знаний, ни осознанного выбора, ни плана. При этом казалось что именно у нас все  должно получиться лучше, чем у остальных. Но в жизни реалии не так! И ты пополняешь армию неудачников, в лучшем случае пробуя снова и снова! И если у тебя нет опыта, или ты просто не понимаешь, что это провал, или у тебя необузданный оптимизм , короче ,если ты двигаешься хаотично и беспорядочно, то есть шанс, что из тысячи бесполезных движений что-то сработает! Удача на стороне тех, кто делает множество попыток! И наоборот,  когда ты всё знаешь, всё просчитываешь, анализируешь и бесконечно советуешься, никогда не рискуешь, как правило, ничего не происходит!

— Мы заключили с посредником контракт на поставку первой партии чая, заказали упаковку, которую назвали «Сергек» и продажи начали расти с геометрической прогрессией. Все было прекрасно, но с ростом продаж чая стало не хватать и посредник начал скупать в погоне за прибылью всех подряд. Качество чая испортилось и, естественно, спрос начал падать с такой же обратной прогрессией. Мы к посреднику: качество испортилось, посредник в ответ: «Сами дураки! Не умеете торговать!».  В ответ мы наняли консалтинговые и рекламные агентства, истратив на них большие деньги. Ребята сильно за нас переживали, но за результат не отвечали! Деньги закончились, а вместе с ними и любовь консультантов ушла. В итоге мы остались с разбитым корытом, полным чая и неуемным энтузиазмом.

Мы выпускали новое название с старым содержимым, но продажи продолжали падать.

Гремучая смесь упорства, отсутствия знаний, не подкрепленной веры, оптимизма ни к чему не приводила.

И тогда, в поисках чуда, я поехал в Китай. Мне сказали, что в Китае чай растет в 18 провинциях. Я поехал в город вечной весны, столицу провинции Куньминь. Шарахаясь по местному базарчику наткнулся на русско-говорящую китаянку, страшно обрадовался, потому что по местному ни в зуб ногой, развернул перед ней стратегический план под названием « С китайским чаем мы завоюем мир!» , нарисовал ей картину « Нью Васюки!» определил ей место Вице-адмирала и мы с ней поехали на плантации. Оказалось, что в провинции черный чай выпускают всего три компании. Выбрали самую мелкую. Я попробовал чай и, кроме того, что он был очень дешевый, его вкус мне ничего не говорил. Китайцы были на одно лицо, в части экспорта знали не больше моего. За вечерним ужином каждый тост сопровождался словом «Гамбей!!!»( пей до дна!).

Загамбеили мы не одну бочку местной водки и,  воодушевленный перспективами  китаец Ваня отдал первую партию чая без денег, под честное казахское слово « Наң үрсың! Қайтарам!». Мы с братом Ваней , будущим фельдмаршалом в моем плане сели в старенький грузовик и повезли первую партию чая на станцию. Зависли мы с ним на станции Куньмин на неделю ,потому что каждый день приносил открытия: то еще одна  бумага, то сертификат. С нами обоими это было в первый раз! Финальным аккордом нашим была погрузка в вагон! Оформив в документах экспортных 36 тонн чая, я самоуверенно сказал, что они должны вместиться в вагон. Китаец Ваня был не в теме, вагон он видел впервые в жизни, поездка в Куньмин с братом Медеу для него была эпохальным событием. Оказалось, что китайский вагон намного меньше советского и в него влезает всего 25 тонн. Но делать нечего, документы оформлены, надо грузить, китайские грузчики, мастера впихнуть невпихиваемое, с помощью китайской матери загрузили 32 тонны в вагон и ужас!!!- осталось 4 тонны сиротливо лежащие перед вагоном. Уговоры не помогли, грузчики категорически отказались, но мы, воодушевленные китайской водкой, сказали «Смотрите и учитесь, пока мы живы! « и вдвоём с братом Ваней принялись разгружать вагон на рампу( площадку перед вагоном). Грузчики, простые деревенские парни, собрались всей станцией, устроили тотализатор, ставя ставки, через сколько мешков мы выдохнемся. Через 20 мешков я подумал, может ну их эти 4 тонны, пусть остаются, но в галдёже китайцев мне послышалось слово «Понтогоны !» или «Слабаки!». Дальше я додумал сам и дело начало принимать идеологический окрас. «Сдохну, но покажу, как работают казахи!»  Этот запал помог мне справиться ещё с сотней мешков. Ваня был не лучше, обессиленные мы сели на мешки и посмотрели на остаток. Переводчица ,будущий Вице-адмирал Света принесла нам кипятку и бичпакеты. Разгружали мы часа четыре. Разгрузили и легли обессилено на пол. Теперь это всё и плюс 4 тонны , которые не влезли, нужно было загрузить обратно в вагон. Каждый мешок нужно было утрамбовать так, чтобы не осталось  просвета. Вооружившись палками, мы подстукивали каждый мешок , формируя из него квадрат и грузили как во сне. В результате загрузили все и ещё осталось место. Грузчики нам сказали: «Эти казахи дурные и с ними лучше не связываться! Они могут и 40 тонн вместить!» Мы с Ваней праздновали это три дня. Видимо, предчувствовали, что в  в Казахстане чай этот пошёл «влет». Правда, Ваню за пьянку с работы уволили, а новый директор переключился на другой вид чая.


После того, как провинция Юнань переключилась на производство другого чая, я устремился в Индонезию. Внешне малайцы похожи на казахов и также подвержены «понтам»: в дырявых носках, но на 600 сотом мерседесе, костюм пошит врукопашную, часы Ролекс, ручка Монблан, сотка коммуникатор Нокиа, а в кармане пусто. Но в чём-то они ушли вперёд, например,  у них узаконено многожёнство, благополучно уживающееся с европейским правом. Бизнесом рулят китайцы, чай в госсобственности на то время, частных лавочек мало, продажи через аукцион.

Потом Индия — древняя страна! Чай является одним из основных экспортных товаров. Дегустаторы у них пьют до 5000 чашек в день, а я тогда еле 50 чашек в день мог осилить. (Пришлось бросить курить. Со временем рецепторы развиваются и ты начинаешь понимаешь чай). Бизнес в руках у Марваров — индийских евреев. Отношение к жизни философское. Люди едут на работу гроздьями вися на автобусе по 4-5 часов в одну сторону. Могут годами ждать, когда освободится вакансия чай боя (разносчик чая). В Индии меня научили не только проверять чай, но и разговаривать. Говорят, что английский родился в Англии, заболел в Америке, и умер в Индии. Так что мой английский понимают только индусы. На остальных языках малайском и китайском я, как собака, все понимаю, но сказать не могу.

После Индии уже пошли другие страны: Шри-Ланка, Кения… в таких поездках я провел около 5 лет. Потом уже, когда начал довольно бегло разговаривать на профессиональном чайном языке, стало намного проще.

— А что такое профессиональный чайный язык?

— Как у Элочки-Людоедочки из Ильфа и Петрова —  двух ста слов достаточно для покорения мира -это терминология, описывающая качество чая!

Африка — это 18 чаепроизводящих стран, это разный уровень развития стран, от совсем дикого, до более похожего на цивилизацию, много бывших колоний.  Африка быстро растёт и, боюсь, дорастет до  миллиарда. Поэтому можно видеть и геноциды миллионов людей, и демократию, и войны, и развивающуюся экономику, людоедство и сотрудничество с международными организациями, вуду и современные небоскрёбы, машины и водовозов, таскающих вручную тачки с водой.

Кения — это отдельный разговор. Это спокойная, ласковая , пляжная Момбасса-основной центр кенийского чая с малярийными комарами, которых так боятся приезжие и криминальный Найроби с окопавшимися отелями.

Вообще, я благодарен  посредникам, вогнавшим наш бизнес в крутое пике, благодаря которым я познал много интересного. Благодарен времени, в котором живу, и всему что происходит. Вся жизнь человека состоит из беспрестанного обучения, но пока свой «задний мост » не поднимешь, не начнёшь делать, ничего не будет. Я считаю, что в бизнесе главное — действовать, двигаться и учиться. Просто встань и делай!

— И во что в итоге это вылилось?

— Мы научились открывать производства- открыли производство хлеба, печенья, лапши, муки, сладостей. Научились торговать по Казахстану и вышли за рубеж. Разбираемся в маркетинге, учёте, законодательстве, логистике и снабжении. Попутно освоили строительство. Самое главное научились подбирать людей — это самый главный навык! Ну и конечно навыки профессиональные- на сегодняшний день я называю себя «Самый главный чайник!»  Но главное я понял, что  основной эксперт у нас потребитель. И лучше потребителя никто в качестве не разбирается. Не нравится ему, брать не будет. Ты должен это понять и дать то качество, которое ему понравится. Это тоже на ментальном уровне тяжело преодолеть, когда бизнесмен понимает, что он должен быть слугой потребителя, а не пытаться выпустить продукт своей фантазии.

«Үлык болғың келсе,күшік бол! » — «Хочешь быть великим, спустись на землю!». Надо все делать для потребителя.

— Значит, все же не цена, а репутация – вот основной урок?

— В первую очередь репутация бренда, которую мы испортили и продолжали за него цепляться. Репутацию практически невозможно исправить. Она зарабатывается годами, а теряется в миг.

— Считается, что гранулированный чай, также, как и кофе растворимый — это суррогат?

— Технология производства гранулированного чая и листового отличается. Берется один и тот же лист чая, но при производстве гранулированного два барабана трутся друг об друга и между ними пропускается чайный лист. Барабаны обсыпаны иголками, которые разрывают клетку чайного листа, выпускают весь сок и все превращается в зеленую кашицу, которая потом ферментируется, гранулируется, сушится и превращается в чай. Из такого чая вытесняется максимум экстрактивных веществ. При производстве листового чая клетка не разрывается, клеточный сок получается путём растирания, выдавливается под прессом, потом чайный лист ферментируется и его высушивают.

— То есть, ваша рекомендация — листовой чай?

— Во многих странах люди пьют по-разному чай. Если у нас основным критерием является выход чая, его крепость, то в других странах… в Судане, например, пьют чайную пыль, потому что она дает больше экстрактивности и пьют его с молоком. В Индии популярен чай с добавлением имбиря, перца, там климат такой, что лучше пить чай с имбирем.

—  Какие сейчас марки чая вы продаете на рынке? Где они продаются?

— Мы продаем практически весь спектр чаев: крупнолистовые, мелколистовые, гранулированные кенийские и индийские чаи, зеленые листовые чаи,  китайские пакетированные чаи, «Каркаде»…

— Как вы решаете проблему дистрибуции? Вы довольны продажами?

— Мы превратились в многопрофильную компанию, производящую хлеб, лапшу, печенье, муку и стали этим интересны торговым компаниям. Мы занимаем первое место по продажам листового чая «Самовар»в Казахстане. По продажам гранулированного чая «Алтын Кесе» одно из ведущих мест. И продажи листового чая только растут. Меня это радует, потому что прогноз сбылся и наши пью только хорошее!

В завершении я хочу порекомендовать всем производителям, производя товар, думать о качестве  продукта. Не думай о прибыли и деньгах, вначале определи, без какого твоего продукта потребитель не сможет, или этим продуктом ты сделаешь ему хорошо! И вкусом, и качеством, и ценой!

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.