Все доноры попадают в рай
Поддержать

Все доноры попадают в рай

B

Слушая пресс-конференцию, которая проходила в канун Всемирного дня донора, я почему-то вспомнил историю, которая поразила весь мир без малого тридцать лет тому назад.

Эмма Акопян, жительница города Ленинакана (ныне Гюмри), учитель русского и английского языков прошло испытание, которое не многие выдержат. При первых же толчках землетрясения дом, в котором жила ее семья, мгновенно разрушился. Эмма с двухмесячной дочкой оказалась под завалами рухнувшего здания. Между плитой, нависшей сверху, и их жизнью было шесть сантиметров. Каждый день это расстояние сокращалось. Эмма на груди рукой удерживала ребенка, остальными частями тела пошевелить не могла. Ребенок плакал от голода, и тогда (так может поступить только Мать) она зубами прокусила пальцы руки… Их нашли на пятые сутки. Грудной ребенок спокойно посапывал, держа во рту, как соску, палец матери, из которого капельки крови сохраняли малышке жизнь.

О женщине, спасшей свое дитя собственной кровью, узнал весь мир. В трагические для армянского народа дни сын президента США Джон Буш прилетел в Ленинакан, чтобы найти Эмму Акопян и высказать свое восхищение ее мужеством.

Кровь – это всегда экстремальная ситуация. Сила крови спасает сотни тысяч жизней ежегодно.

14 июня не зря обозначен в календаре как Всемирный день донора. Введен он был по инициативе Всемирной организации здравоохранения и с одной целью — привлечь внимание международного сообщества к острой нехватке безопасной донорской крови и важности безвозмездного донорства. По данным той же ВОЗ ежегодно в мире доноры сдают более 80 млн. миллиграммовых доз крови. Однако, несмотря на эти цифры, для многих больных переливание крови недоступно, либо связано с огромным риском. 8 из 10 нуждающихся в мире не могут получить безопасную донорскую кровь. Проблема нехватки донорской крови существует во всех странах. Не исключением является и Казахстан. Если в больших городах, в крупных административных центрах республики острота этой проблемы достаточно сглажена, то в отдаленных районных больницах нехватка крови для переливания порой становится поистине вопросом жизни или смерти. Люди, пострадавшие в авариях или в результате природных катаклизмов, больные гемофилией (а их в Казахстане – тысячи), сегодня постоянно находятся в тревожном ожидании: найдется ли для них в нужный момент необходимое количество алой влаги, спасающей жизнь.

Сегодня в Казахстане доноров крови становится все меньше, сообщил на пресс-конференции директор Республиканского центра крови Дилявер Бекиров. Если точнее, то с 1989 года их число уменьшилось в 2,5 раза.

— По стандартам Всемирной организации здравоохранения, для полного обеспечения медицинских организаций компонентами крови необходимо иметь показатель в 20-50 донаций на 100 человек населения. У нас же этот показатель показатель составляет 18 доноров на 1000 человек населения, что составляет порядка 270 тыс. доноров вместо 750 тыс. – рассказывает Дилявер Бекиров. Благородную идею донорства поддерживают только немногие наши ветераны-энтузиасты. Количество доноров сократилось вдвое, что, в основном, связано с социально-экономическими изменениями в стране, ликвидацией прежней плановой системы организаций донорства и недостаточным информированием населения о проблеме донорства в средствах массовой информации.

ДОНОР 1-1

Возрождение благородной миссии безвозмездного донорства является важнейшей задачей не только медиков, но и всего общества, считает Генеральный директор общества «Красный Полумесяц Казахстана» Елена Ким. Она призвала всех принять участие в возрождении и формировании культуры безвозмездного донорства среди населения Казахстана.

— Для осуществления данной деятельности «Красный Полумесяц Казахстана» имеет необходимый потенциал, он тесно сотрудничает с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца других стран, которые являются ведущими организациями в области пропаганды безвозмездного донорства крови — сообщила она.

Однако, несмотря на проводимые акции и все призывы, проблема эта уже долгие годы не находит решения.

В гулких коридорах Республиканского Центра крови в Алматы немноголюдно. Сам Центр сегодня сияет новыми, отремонтированными кабинетами и палатами, пластиковыми окнами, кафелем на полу и белизной потолков. А еще несколько лет назад это было весьма непрезентабельное учреждение, финансируемое, как говорится, «по остаточному принципу».

Не было бы счастья – да несчастье помогло. Трагедия в Южно-Казахстанской области, когда сотни детей были заражены ВИЧ именно через препараты крови, потрясла все общество. Были выделены огромные средства для наведения порядка в системе заготовки крови и создания на ее основе лечебных препаратов. В городские и областные Центры крови поступило самое новейшее оборудование и инструменты, укрепили кадровый состав этих учреждений. Сделано все, чтобы в дальнейшем подобная трагедия не повторилась. В Республиканском Центре крови сегодня есть новейшие аппараты для приготовления препаратов крови, холодильные и морозильные камеры, центрифуги и многое другое, что позволяет отнести сегодня Центр к одним из самых современных медицинских учреждений страны. Но доноров все же не хватает.

Один из таких энтузиастов — Рахим, молодой человек лет тридцати, менеджер одной из алматинских компаний, как раз готовился сдать порцию крови.

— Я ежемесячно сдаю кровь – рассказывает он. – У меня для этого – свои, личные причины. Несколько лет назад моя маленькая дочь попала в аварию. Срочно понадобилось переливание крови, плазма крови, причем редкой группы. И тогда я оценил самоотверженность наших врачей, которые сделали все, чтобы доставить необходимую кровь из другого города! Чья-то кровь спасла моего ребенка, за что я этому неизвестному донору всю жизнь буду благодарен. А так как я лично поблагодарить его не могу, я решил – я сам теперь стану донором и буду регулярно сдавать кровь. Пусть я тоже помогу кому-нибудь…

А за пациентами, которым нужна кровь, дело не станет. Я побывал в Республиканском научном центре педиатрии и детской хирургии. В здешнем отделении онккогематологии постоянно находятся шестьдесят – восемьдесят детей, чья жизнь напрямую зависит от переливаний крови и ее препаратов. Не будет крови – и они неизбежно умрут. Лечение этих детей долгое, тяжелое. Стоит только посмотреть в глаза четырехлетней девочке Айгуле, которая беззаботно качает куклу, сидя на больничной кровати — и комок подступает к горлу…

В центре мне привели простые расчеты: только это отделение нуждается примерно в 250 литрах донорской крови в год (малышам нужно делать переливание не реже одного раза в неделю). Да еще литров 200 кровяной плазмы. Да еще несколько десятков литров тромбоконцентрата… А ведь еще есть и другие отделения – хирургическое, например, где потребность в донорской крови постоянно существует.

ДОНОР 2-2

В центре считают, что сегодня казахстанское донорство нуждается в огромной моральной общественной поддержке. Мы должны создать в обществе такое отношение, чтобы донорством гордились. Как, например, в Израиле, где донорами, по существу, является все взрослое население страны. И проблемы крови там нет.

Донорская кровь сегодня все же в дефиците. Создавшаяся ситуация – результат серьезного кризиса, поразившего казахстанское донорское движение. Многие государства применяют всяческие системы поощрения доноров с тем, чтобы как можно больше граждан сдавали свою кровь для переливания. В Казахстане же донорство давно вышло из сферы внимания государства и, по сути, стало уделом одних энтузиастов.

Сдаваемые в год в этом Республиканском центре крови примерно 40 — 50 тысяч доз донорской крови позволяют, в целом, обеспечивать потребность в переливании крови больниц южной столицы и области. Это также позволяет создать определенный запас крови и производных из нее препаратов для возможных экстренных случаев. Однако сказать, что положение удовлетворительное, нельзя. Донорское движение развивается очень медленно.

Показательно, что большую часть сдающих кровь сегодня людей составляют родственники или близкие пострадавших пациентов. А чтобы иметь необходимый «запас прочности» в случае каких-нибудь техногенных или природных катаклизмов, необходимо придать донорству массовый размах. Для этого количество доноров должно увеличиться минимум в два раза. Но как это сделать, если прежние льготы у доноров государство отменило, а даже принятые несколько лет назад Закон о донорстве никаких льгот для этой категории граждан не предусматривает? Правда, донор может получить свои «законные» три дня к отпуску, но… по усмотрению работодателя! Прежние, еще советского времени льготы донорам, по самым строгим оценкам, соответствовали общественной важности донорства, как необходимого социального явления. Донор обязательно получал хороший горячий обед – гречка, мясо, фрукты, молоко, или деньги на него. Донору полагался день отгула после кровесдачи. Почетному донору (это звание присваивалось человеку после 40 сдач крови) полагались бесплатный проезд на транспорте, скидки при приобретении лекарств, скидки на оплату коммунальных услуг. Донорство несло на себе отпечаток бескорыстного служения страждущим, вызывавшее всеобщее уважение в обществе. Одно только это привлекало в ряды доноров большое количество граждан, особенно молодежи. Можно даже сказать, что именно донорство, как социальное явление, может служить индикатором сложившейся в обществе моральной атмосферы. Именно поэтому период с середины 90-х годов прошлого века, с его крушением идеологии и «диким» рынком, обостренным эгоизмом и цинизмом, характеризовался еще и резким падением престижности донорства.

Много лет говорится, что нужно восстановить систему льгот для доноров. И это не плата за кровь – это показатель признания их заслуг перед обществом, это тот минимум, которым общество может выразить этим подвижникам свою благодарность. Но все эти годы наши государственные органы и парламентарии топчутся на месте, жалеют выделить эти финансовые крохи на чрезвычайно нужное дело. Общественное уважение к донорству нужно поддерживать и материально.

Сегодня, к счастью, еще остались люди, готовые бескорыстно сдавать кровь. Специалистов радует, что все чаще в Центр крови приходят молодые люди, хоть их еще и мало. Наверное, стремление делать добро ближнему никогда не умирает в людях. Оно может быть задавленно обстоятельствами, жизненными проблемами, но когда жизнь немного улучшается, оно обязательно проявляет себя. И в этом – надежда…

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.