среда, 22 января 2020
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Казахстанцев защитят от смертельного короновируса Президентом Греции впервые стала женщина Айсултан Рахат (Назарбаев) опасается за свою жизнь Что обсудил Токаев с Кулибаевым Беларусь хотела купить казахскую нефть, но приобрела норвежскую. В «КазМунайГазе» новый топ-менеджер За 9 месяцев мы потеряли 26000 человек Трамп может ограничить въезд в США жителям Кыргызстана и Беларуси В Усть-Каменогорске откроют Центр по защите ядерных объектов Убийство в «Казахмысе» Путь от официанта до заместителя Управляющего Делами Президента Иностранные номера только для иностранцев Шенгенская виза станет еще дороже Узбекистан в ЕАЭС вступать не будет Токаев с Назарбаевым дали старт году Абая В Москве начнутся судебные слушания по делу Аблязова В Узбекистане появится еще одна авиакомпания Мурат Айтенов стал акимом Шымкента В Павлодарской области новый аким ВОЗ проведёт экстренное совещание из-за неизвестного вируса в Китае В Узбекистане правительство подало в отставку Кредитный рейтинг Гонконга снижен с Aa2 до Aa3 Павлодар сохранит свое название 46 журналистов были задержаны в прошлом году в Казахстане Скушаем сами

Проект Земельного кодекса  не избавили от коррупционных рисков  

Земельный вопрос – один из самых больных для большинства казахстанцев. В 2016 году попытки внесения изменений в Законодательство спровоцировали население и люди вышли на митинги. Казахстанцы  добивались того, чтобы право владения землей не досталось иностранцам. Оно и понятно : для общественного мнения запрет на продажу земли иностранцам - краеугольный камень государственной  независимости.

Надо отдать должное  власти: она услышала народные чаяния и, как могла, учла их при разработке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты  Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса». 

Законопроект вносит изменения в существенную часть нормативно-правовых актов, одним из которых является Земельный Кодекс РК. 

Например, Статью 23 Кодекса «Собственность на земельные участки граждан и юридических лиц» пункт 4 предлагается дополнить частью четвертой следующего содержания: «При вхождении в состав участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства право собственности на земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса».

В статью 24 «Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения» предлагается внести следующие изменения: «При этом, земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пограничной зоне Государственной границы Республики Казахстан, не могут принадлежать на праве землепользования иностранцам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.»

Однако, другие предложения законотворцев вызывают определенные сомнения у людей, разбирающихся в отрасли распределения земельных участков и сложившейся традиции их пользования.

Комитет по аграрным вопросам мажилиса предложил узаконить право аренды земли, мотивируя свои действия необходимостью  развивать институт аренды земель сельскохозяйственного назначения ради привлечения инвестиций  и  развития полноценного оборота сельхозземель. 

Вот как обосновывают свою позицию парламентарии: «Действующие нормы запрещают передавать и отчуждать (продажу, дарение, мену (обмен) право землепользования на сельхозземлях, кроме передачи их в качестве взноса в уставной капитал хозяйственных товариществ (ТОО, ТДО, полное товарищество и др) и акционерных обществ в оплату их акций.  Данные ограничения являются основным сдерживающим фактором развития полноценного оборота сельхозземель. 

В целях развития рынка аренды земель сельхозназначения предлагается расширить права землепользователей путем снятия ограничений на совершение сделок по отчуждению своего права аренды до окончания ее срока и устранить административные барьеры по обороту сельхоз земель.

При этом предлагается освободить сельхозтоваропроизводителей от выкупа права аренды для совершения гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и другого), как мерой государственной поддержки, что позволить развить институт аренды сельхозземель, привлекать инвестиции в отрасль сельского хозяйства».

В переводе с”депутатского” на русский получаем такой расклад:если  раньше земельные участки, находящиеся на праве аренды, можно было лишь внести в качестве взноса в уставный капитал ТОО или сельхозкооператива,то  теперь у собственника земли на праве аренды появится возможность продавать это право , дарить или обменивать. 

Больше того, если законопроект станет законом, то арендаторы получат право без ограничений заключать сделки  “по отчуждению своего права аренды до окончания ее срока, кроме передачи во вторичное землепользование (субаренду) земель”.

Причем, в этих случаях можно будет пере оформлять договоры аренды земельных участков  без одобрения в какой либо форме  со стороны местных исполнительных органов, что, по мнению законодателей, “предотвращает создание коррупционных рисков”.

«При этом, УЗО не вправе будут заключать договоры землепользования с лицами, не соответствующие требованиям законодательства (отсутствие резидентства РК, участие иностранцев в уставном капитале, наличие в реестре недобросовестных землевладельцев и пр.). Между тем, снятие такого ограничения подразумевает передачу права владения, распоряжения, пользования к другому лицу в землепользование, который приобретая титульные вещные права, получает право на заключение нового договора на землепользование с местным исполнительным органом с дальнейшей его регистрацией. 

С учетом того, что права на землю будут возникать с момента государственной регистрации, УЗО будут актуализированы учетные данные по землепользователям», - говорится в пояснительной записке к проекту закона. 

С одной стороны вроде бы сделано все,чтобы обеспечить достижение заявленных целей –и аренду земель развить, и облегчить жизнь простому крестьянину-арендатору.Но этот самый крестьянир у нас традиционно безграмотен юридически. А значит, ушлые чиновники преподнесут его законное право как их личное благодеяние. Так что, о «предотвращении коррупционных рисков» можно поспорить.

Но главное даже не в этом. Очень важно понимать, какие возможности это открывает перед латифундистами, работниками акимата и прочими коррупционерами всех мастей. 

У нас нет полностью открытого и прозрачного механизма распределения земельных участков. 

Права на аренду земель сельхозназначения будут традиционно распределяться среди родственников и ближайшего окружения местных акимов и земельных чиновников, которые уж в дальнейшем, вполне официально, смогут продавать возможность пользования землей. 

Бедного крестьянина и сейчас дурят с землей, до сих пор идут десятки судебных процессов во многих районах, когда фермеры, по незнанию, за небольшую мзду получали на руки «Постановление акима сельского округа» и более никаких документов (ни решения акима, ни утвержденного земельного проекта, ни госакта на землю) и радостно бежали осваивать землю, которая, оказывалась чужой. 

Страшно представить, какие масштабы примет мошенничество в сфере продажи права аренды земельных участковP.S. У нас на руках версия законопроекта еще на  конец февраля, но насколько нам известно, при внесении более поздних поправок норму отчуждения права аренды земельного участка решили оставить в том виде, в каком она есть у нас. Видимо, после каникул депутаты примут закон и внесут изменения в соответствующие законодательные акты. Главное, чего они добьются  - и овцы будут целы, и волки сыты:  народ перестанет беспокоиться относительно продажи земли иностранцам, ну а агашки получат  новые возможности  в буквальном смысле подобрать деньги с земли.

Кирилл Павлов, Фонд-Бюро Расследования коррупции.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33