четверг, 17 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
35 паломников погибли в Саудовской Аравии Брексит: жёсткий выход отменяется? США призывают власти Казахстана улучшить ситуацию с правами человека Одним движением больше В Казахстане подорожает бензин Когда поменяют код аэропорта столицы? В Казахстане появилась Демократическая партия Опять про Стати Экс-главу Союза фермеров Казахстана осудили за изнасилование Божко: «мне что-то добавить очень сложно» 93% компаний Казахстана сталкиваются с киберугрозами Банки рефинансировали займы на сумму около 215 млрд. тенге Эрдоган против перемирия с сирийскими курдами Токаев о будущем Казахстана Конфуз с российским гимном Майлыбаева раньше срока не выпустят В Казахстане обсудят зарплаты с китайцами Назарбаеву дали новый орден Казахи из Китая просят политубежища в Казахстане Кто в стране самый заядлый шопоголик? Ануар Нурпеисов: «если я не могу выбрать президента, я могу выбрать страну, в которой я хочу жить» Таджикская власть признала оппозиционеров террористами Константина Сыроежкина лишили казахстанского гражданства На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии

Проект Земельного кодекса  не избавили от коррупционных рисков  

Земельный вопрос – один из самых больных для большинства казахстанцев. В 2016 году попытки внесения изменений в Законодательство спровоцировали население и люди вышли на митинги. Казахстанцы  добивались того, чтобы право владения землей не досталось иностранцам. Оно и понятно : для общественного мнения запрет на продажу земли иностранцам - краеугольный камень государственной  независимости.

Надо отдать должное  власти: она услышала народные чаяния и, как могла, учла их при разработке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты  Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса». 

Законопроект вносит изменения в существенную часть нормативно-правовых актов, одним из которых является Земельный Кодекс РК. 

Например, Статью 23 Кодекса «Собственность на земельные участки граждан и юридических лиц» пункт 4 предлагается дополнить частью четвертой следующего содержания: «При вхождении в состав участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства право собственности на земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса».

В статью 24 «Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения» предлагается внести следующие изменения: «При этом, земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пограничной зоне Государственной границы Республики Казахстан, не могут принадлежать на праве землепользования иностранцам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.»

Однако, другие предложения законотворцев вызывают определенные сомнения у людей, разбирающихся в отрасли распределения земельных участков и сложившейся традиции их пользования.

Комитет по аграрным вопросам мажилиса предложил узаконить право аренды земли, мотивируя свои действия необходимостью  развивать институт аренды земель сельскохозяйственного назначения ради привлечения инвестиций  и  развития полноценного оборота сельхозземель. 

Вот как обосновывают свою позицию парламентарии: «Действующие нормы запрещают передавать и отчуждать (продажу, дарение, мену (обмен) право землепользования на сельхозземлях, кроме передачи их в качестве взноса в уставной капитал хозяйственных товариществ (ТОО, ТДО, полное товарищество и др) и акционерных обществ в оплату их акций.  Данные ограничения являются основным сдерживающим фактором развития полноценного оборота сельхозземель. 

В целях развития рынка аренды земель сельхозназначения предлагается расширить права землепользователей путем снятия ограничений на совершение сделок по отчуждению своего права аренды до окончания ее срока и устранить административные барьеры по обороту сельхоз земель.

При этом предлагается освободить сельхозтоваропроизводителей от выкупа права аренды для совершения гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и другого), как мерой государственной поддержки, что позволить развить институт аренды сельхозземель, привлекать инвестиции в отрасль сельского хозяйства».

В переводе с”депутатского” на русский получаем такой расклад:если  раньше земельные участки, находящиеся на праве аренды, можно было лишь внести в качестве взноса в уставный капитал ТОО или сельхозкооператива,то  теперь у собственника земли на праве аренды появится возможность продавать это право , дарить или обменивать. 

Больше того, если законопроект станет законом, то арендаторы получат право без ограничений заключать сделки  “по отчуждению своего права аренды до окончания ее срока, кроме передачи во вторичное землепользование (субаренду) земель”.

Причем, в этих случаях можно будет пере оформлять договоры аренды земельных участков  без одобрения в какой либо форме  со стороны местных исполнительных органов, что, по мнению законодателей, “предотвращает создание коррупционных рисков”.

«При этом, УЗО не вправе будут заключать договоры землепользования с лицами, не соответствующие требованиям законодательства (отсутствие резидентства РК, участие иностранцев в уставном капитале, наличие в реестре недобросовестных землевладельцев и пр.). Между тем, снятие такого ограничения подразумевает передачу права владения, распоряжения, пользования к другому лицу в землепользование, который приобретая титульные вещные права, получает право на заключение нового договора на землепользование с местным исполнительным органом с дальнейшей его регистрацией. 

С учетом того, что права на землю будут возникать с момента государственной регистрации, УЗО будут актуализированы учетные данные по землепользователям», - говорится в пояснительной записке к проекту закона. 

С одной стороны вроде бы сделано все,чтобы обеспечить достижение заявленных целей –и аренду земель развить, и облегчить жизнь простому крестьянину-арендатору.Но этот самый крестьянир у нас традиционно безграмотен юридически. А значит, ушлые чиновники преподнесут его законное право как их личное благодеяние. Так что, о «предотвращении коррупционных рисков» можно поспорить.

Но главное даже не в этом. Очень важно понимать, какие возможности это открывает перед латифундистами, работниками акимата и прочими коррупционерами всех мастей. 

У нас нет полностью открытого и прозрачного механизма распределения земельных участков. 

Права на аренду земель сельхозназначения будут традиционно распределяться среди родственников и ближайшего окружения местных акимов и земельных чиновников, которые уж в дальнейшем, вполне официально, смогут продавать возможность пользования землей. 

Бедного крестьянина и сейчас дурят с землей, до сих пор идут десятки судебных процессов во многих районах, когда фермеры, по незнанию, за небольшую мзду получали на руки «Постановление акима сельского округа» и более никаких документов (ни решения акима, ни утвержденного земельного проекта, ни госакта на землю) и радостно бежали осваивать землю, которая, оказывалась чужой. 

Страшно представить, какие масштабы примет мошенничество в сфере продажи права аренды земельных участковP.S. У нас на руках версия законопроекта еще на  конец февраля, но насколько нам известно, при внесении более поздних поправок норму отчуждения права аренды земельного участка решили оставить в том виде, в каком она есть у нас. Видимо, после каникул депутаты примут закон и внесут изменения в соответствующие законодательные акты. Главное, чего они добьются  - и овцы будут целы, и волки сыты:  народ перестанет беспокоиться относительно продажи земли иностранцам, ну а агашки получат  новые возможности  в буквальном смысле подобрать деньги с земли.

Кирилл Павлов, Фонд-Бюро Расследования коррупции.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33