четверг, 17 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
35 паломников погибли в Саудовской Аравии Брексит: жёсткий выход отменяется? США призывают власти Казахстана улучшить ситуацию с правами человека Одним движением больше В Казахстане подорожает бензин Когда поменяют код аэропорта столицы? В Казахстане появилась Демократическая партия Опять про Стати Экс-главу Союза фермеров Казахстана осудили за изнасилование Божко: «мне что-то добавить очень сложно» 93% компаний Казахстана сталкиваются с киберугрозами Банки рефинансировали займы на сумму около 215 млрд. тенге Эрдоган против перемирия с сирийскими курдами Токаев о будущем Казахстана Конфуз с российским гимном Майлыбаева раньше срока не выпустят В Казахстане обсудят зарплаты с китайцами Назарбаеву дали новый орден Казахи из Китая просят политубежища в Казахстане Кто в стране самый заядлый шопоголик? Ануар Нурпеисов: «если я не могу выбрать президента, я могу выбрать страну, в которой я хочу жить» Таджикская власть признала оппозиционеров террористами Константина Сыроежкина лишили казахстанского гражданства На выборах президента сэкономили В Алматы обсудили эко-проблемы стран Центральной Азии

Девять программ АПК

Агросектору Казахстана необходим общественный контроль. Триллионы тенге, выделяемых  в рамках госпрограмм, только разрушают отрасль.

Существует Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Но не знающий человек её ни за что не найдёт на сайте Министерства, если не вбить эту программу в поиске. Если вы ее все же найдете по ссылке: https://moa.gov.kz/ru/page/state-program-2017-2021,  то приятно удивитесь тому, что она касается всех отраслей и направлений сельского хозяйства страны и каждого региона. Она снабжена яркими графиками, диаграммами, таблицами, SWOT-анализом, планами, целевыми показателями и цифрами финансирования. Если не знать, что это 9-ая по счету программа развития АПК Казахстана, начиная с 1991 г., можно было бы поверить, что все планы сбудутся.

Как случилось, что, имея обширные пастбища, пахотные угодья, леса, реки, 42% населения на селе, отрасль «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» составляет 4,3% ВВП страны?

Несмотря на то, что все эти годы правительство обещает решить проблему продовольственной самодостаточности, от импорта зависит на 54% потребление плодово-ягодных культур и винограда, на 51% потребление сыра и творога, колбасных изделий 46%, мясных и мясорастительных консервов 40% и сливочного масла 36,4%, переработанного картофеля - 98%, свежей̆, охлаждённой̆ и замороженной̆ рыбы обеспечивается импортом на 75%.

Производство сельского хозяйства в стране также стагнириует вот уже третий год. И даже там, где Казахстан когда-то имел хорошие конкурентные преимущества: производстве зерновых и КРС.  

Все эти годы программы развития АПК идут одна за другой, похожие до неприличия, копируя одни и те же решаемые проблемы. И как минимум две из них отражают кризис управления отраслью в целом: недоступность субсидий для большинства сельхоз товаропроизводителей и отсутствие привязки субсидирования к конечному результату и специализации регионов.

Справедливости ради, в каждой из программ сами  разработчики, одной из угроз реализации выделяют – «риск неэффективного государственного регулирования отрасли».  

И риски эти становятся все более дорогостоящими. Если на Программу АПК 2010-2014 гг. было выделено 1 трлн 029 млрд. тенге, то на  АПК 2017 -2021гг. выделено вдвое больше -  2 трлн 371 млрд тенге.

При этом декларировалось, что уже в 2015 году  повышение производительности труда в АПК увеличится в 2 раза, наращивание доли АПК в экспорте до 8%, обеспечение 80% внутреннего рынка продовольственных товаров отечественными продуктами питания. Как мы можем видеть по состоянию отечественных прилавков, ни одна из целей не достигнута. Никем проанализированы результаты. Никто не понес персональной ответственности.  

В чем же причина нестабильного развития сельского хозяйства? Ответ в самой же Программе – тотально неэффективном менеджменте.

Например, иерархия управления по программе мясного животноводства представляет из себя вот какую картину:

  • Руководитель программы мясного животноводства:
    Первый̆ вице-министр
  • Главный̆ менеджер программы:
    Директор Департамента производства и переработки животноводческой̆ продукции
  • Руководитель подпрограммы:
    Заместитель акима области
  • Главный̆ менеджер подпрограммы:
    Руководитель управления сельского хозяйства
  • Координатор базового инвестиционного проекта:
    Заместитель акима района.
  • Главный̆ менеджер базового инвестиционного проекта:
    Руководитель отдела сельского хозяйства.
  • Руководитель базового инвестиционного проекта:
    Руководитель откормочной̆ площадки.
  • Координатор инвестиционного проекта:
    Аким сельского округа.
  • Руководитель инвестиционного проекта:
    Фермер (семейная ферма)

Таким образом, над фермером находится 7 вышестоящих руководителей! С такой номенклатурной цепочкой фермер просто не в состоянии справится. И это не считая других так называемых «ключевых стейкхолдеров программы»: семи министерств, акиматов, холдингов и отраслевых союзов.

Все это подтверждает тезис о том, что огромное количество регуляторов – далеко не условие, а главное препятствие развитию сельского хозяйства. И наконец, во всей этой пищевой цепочке не хватает главного – общественного контроля.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33