На границе Узбекистана и Казахстана заработал новый транспортный коридор
Поддержать

На границе Узбекистана и Казахстана заработал новый транспортный коридор

Тюрколог-палеолингвист Александр Гаркавец предполагает, что в Иссыкском кургане была похоронена девушка. Такую гипотезу он выдвинул после прочтения надписи на серебряной чаше, найденной у изголовья погребенного.

— Однако, чтобы сделать окончательные выводы о половой принадлежности, нужно делать анализы ДНК по голове Золотого человека, — говорит он. — А ее-то и нет, хотя изначально она была.

Надпись на чаше

Открытие полвека назад (весной 1969 года) захоронения в кургане Иссык под Алма-Атой ознаменовалось целым рядом интереснейших находок. Это, прежде всего, напоминающая пиалу серебряная чашечка  размером 75-77×22 мм, оставленная слева от изголовья погребенного человека в золотой одежде, ниже туалетной сумочки с зеркальцем и кусочком алой краски.

На ее дне была вырезана надпись из 26 знаков, что само по себе явилось сенсацией для ученого мира – доселе признаков письменной культуры саков обнаружить не удавалось. Расшифровка надписи в полной мере не сделана до сих пор. Есть лишь множество версий. 

Габит Мусрепов, автор сценария историко-романтической драмы «Кыз-Жибек», после этого предложил использовать в фильме бутафорию с тюркской руникой. По книге специалиста-тюрколога, члена-корреспондента АН СССР Сергея Малова на стелу нанесли небольшую надпись, украсили рунами посох старейшины одного из родов, в первом кадре в них же пошло название фильма. К этому приложили руку редакторы знаменитой картины – молодые литераторы Аскар Сулейменов и Олжас Сулейменов. По ходу дела Олжас попытался, воспользовавшись только что вышедшим «Древнетюркским словарем», сделать перевод надписи на серебряной чаше. 31 октября 1970 года он опубликовал свое понимание надписи в «Комсомольской правде» и местных газетах: “Сын хана в двадцать три (года) умер, имя и слава (народа) обратились в прах / иссякли”.

Сорок лет спустя после обнаружения Иссыкского человека его первооткрыватель, маститый археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов, перекопавший тысячи тонн земли в поисках артефактов, подытожил: “Наконец мы поняли, что за человек был этот Алтын Адам. Он же воин! Иссыкский воин! Царевич! А его головной убор – не остроконечная шапка саков-тиграхаудов (букв. “в остроконечных шапках”) наскальной Бехистунской надписи Дария, а остроконечная корона. Царская. Значит, была уже государственность. Не случайно на нашем гербе крылатые тулпары-единороги с его короны. Он собрал нас в час независимости. Он по праву – наш символ”.

Одним словом, казахи воодушевились, почувствовав себя народом с великой тысячелетней культурной традицией. Но это будет потом, а в начале 70-х в адрес Олжаса Сулейменова, который первым высказал эту мысль, понеслись письма от разгневанных читателей. Поэт об этом напомнил в эссе «Аз и Я»: “…Авторы восприняли наше сообщение, прочтение и выводы как результат незнания «очевидных», «твердо установленных» положений. Как-то: орхоно-енисейское письмо возникло не раньше V-VI веков нашей эры на основе одного из позднейших иранских вариантов арамейского письма. Эта дата подтверждается незыблемыми в тюркологии авторитетами; следовательно, Иссыкскую надпись никак не можно относить к тюркским рунам, скорее всего, чаша с надписью занесена из стран, применявших арамейское письмо, вероятно, из Ирана, и случайно попала среди утвари в курганное захоронение. Таким образом, содержание надписи не должно отражать ситуацию, то есть это не эпитафия. Следует ожидать, что надпись содержит ираноязычный или семитский текст”.

Так и случилось. Венгерский лингвист Янош Гарматта в 1999 году прочел ее по-ирански: «Чаша должна содержать виноградное вино, добавлена приготовленная пища, (пусть да) приумножится для смертного.

Затем туда добавлено приготовленное свежее масло».

Востоковеды Селахи Дикер и Эдуард Хуршудян предложили свои версии прочтения также на иранском, а россиянин Сергей Рябчиков – славянский вариант, который звучал так: «Сказочная лошадь, в, в ярости, стремление. Огонь, небесная тропа; поворачиваться, это пожар/верх; небо».

Линию тюркских чтений повел и казахстанский ученый, крупный специалист в области руники Алтай Сарсенов. Вот его версия прочтения надписи на чаше, найденной возле Иссыкского воина (или девы):

«Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища».

Вариант:

«Старший брат (это) очаг для вас!

Незнакомец, преклонись! Потомство [пусть имеет] еду!» (фрагменты из монографии «Руноподобная надпись из сакского захоронения близ Алма-Аты»).

Прочтение Алтая Аманжолова принял и несколько модифицировал узбекский тюрколог Насимхон Рахмонов: «Если пища и родина будут далеко, друг останется внизу или Уташта хан станет хозяином».

Еще одна версия предложена на сайте Рустама  Абдуманапова «Центрально-Азиатский исторический сервер». Прочитав справа налево, сверху вниз и даже вверх ногами, он перевел надпись так: «Сак, испей ты клятву во имя народа! Слово донесет голос и славу восхваления эрена на небеса».

А вот как перевел руническую надпись на чаше из Иссыкского кургана  тюрколог,  доктор филологических наук, главный научный сотрудник Казахского НИИ  культуры Александр Гаркавец: «Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочёвку».  

 Однако, как бы ожесточенно не спорили ученые, несомненным является одно — наличие у древних саков  письменной культуры. Это, как считал известный археолог, академик Карл Байпаков, говорит о том, что сакское общество, жившее до нашей эры, стояло на гораздо более высоком уровне развития, чем считалось до открытия захоронения Иссыкского человека. Наличие письменности, по его мнению, связывается обычно с государственностью. Оседлые поселения с элементами городской культуры (оно укреплено рвами и крутыми неприступными стенами), обнаруженные возле могильника, подтверждают это.

Алтын адам или алтын мадам?

И еще один вопрос, который волновал многих с самого начала обнаружения находки (алтын адама): почему центральное, собственно царское, дважды ограбленное захоронение археологами не было инвентаризовано и не описано? Между тем, при  похороненном в боковом склепе человеке не было лука со стрелами, типичного для мужчины-воина, но была туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски,  бирюзовые бусы и золотые бляшки не цельно золотые, а лишь обернутые золотой фольгой. Поэтому исподволь и появлялись время от времени не высказываемые вслух предположения о том, что это член семьи царя, но не «алтын адам», а «алтын мадам». Расшифровка надписи, сделанная Александром Гаркавцом («Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочёвку»), говорит в пользу этой гипотезы. Тем более, что кое-что подобное обнаружено в могильнике Акбейит неподалеку от Каркаралинска, где погребена 10-11 летняя сакская принцесса. При ней были золотые серьги с бирюзой и литая золотая гривна, а в ее косметичке, обтянутой кожей, лежало похожее бронзовое зеркальце. Вспоминается и головной убор 40-45-летней сакской царицы из Урджарского района Восточно-Казахстанской области – он тоже представляет собой саукеле. Но оружия ни при той, ни при другой не обнаружено.

Итак, все, что мы знаем о Золотом человеке сейчас, — надпись на серебряной чаше адресованная, скорее всего, девушке. Но вопрос, кто  похоронен в Иссыкском кургане – юноша или девушка-батыр – остается открытым.

 Почему же до сих пор не сделан анализ ДНК, коль в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Иссык» (город Есик Алматинской области) хранится  посткраниальный, то есть без черепа, скелет. Он появился здесь в 2014 году. Где же находились останки до этого? И куда делась голова национального символа? Ведь она изначально вообще-то была.

— Несколько десятков лет не то что  голову, но вообще и все остальные костные останки не могли найти, — говорит сын первооткрывателя Золотого человека Бекена Нурмуханбетова Арман. —  Когда они, наконец, нашлись, то головы в комплекте не было. К сожалению, в традициях советской археологии не был предусмотрен вопрос о том, что делать со скелетом после раскопок. Многие археологи просто выбрасывали кости, другие (например, мой отец) после окончания раскопок перезахороняли их. В случае с Иссыкским человеком останки передали антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сделал предварительное устное заключение о том, что скелет принадлежит молодому человеку. Потом следы костных останков Золотого человека надолго затерялись…

— К поискам пропавших останков наш музей приступил в 2013 году, когда  взялся  разрабатывать проект «История открытия Золотого человека», — рассказывает исполняющий обязанности заместителя директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Иссык» Ермек Джасыбаев. — Вначале мы обратились к сыну руководителя Иссыкской археологической экспедиции, обнаружившей останки Золотого человека Кемаля Акишева. Алишер Акишев сказал, что их после извлечения из захоронения отец передал антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сказал, что вернул их через несколько дней Кемалю Акишеву… Путем опроса множества ученых и общественных деятелей удалось выйти на Казахский институт судмедэкспертизы, где и нашли коробку с надписью «Золотой человек». Московские антропологи, которые работали у нас в 2016 году, по костным останкам и по фотографиям, опубликованным в 1978 году Кемалем Акишевым в книге «Древний курган Иссык», определили, что это действительно кости Золотого человека. В своем заключении они указали, что поскольку скелет без головы находится в очень плохом состоянии, то пол определить сложно. Тем более, что у погребенного на момент захоронения не закончилось формирование костей. Однако по ряду признаков (например, по размерам довольно широкой ключицы) они предположили, что скелет, возможно, принадлежит юноше.

Пол Золотого человека пытались определить датские ученые. Они дважды отбирали костный материал, но его оказалось недостаточно для прочтения генетической дорожки. По их словам, если бы имелся череп или хотя бы один зуб, то они смогли бы полностью «прочитать»  Золотого человека: пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти. Увы, череп мы, к сожалению, пока не можем найти. Известно, что он был деформирован при раскопках Иссыкского кургана: на него упало одно из бревен, закрывавших погребальную камеру. Археолог Бекен Нурмуханбетов рассказывал, что антрополог Оразак Исмагулов пытался совместить соединить части этого черепа. Не удалось…

По мнению лингвиста-тюрколога Александра Гаркавца, предполагающего, что погребенный был девушкой, Министерство культуры и спорта проявляет безразличие к судьбе национального символа.

— В стенах музея-заповедника  находится феноменальная личность, а черепа у него нет, хотя он, пусть и деформированный, все же был когда-то.  Где он теперь? Может быть, в Москве? Или стоит на полке у какого-нибудь любителя археологии? Но ведь если речь идет о национальном символе, то можно и нужно поднять разные службы, вплоть до Комитета национальной безопасности.

P.S. Почему же голову национального символа не искали вплоть до 2013?

Александр Гаркавец дал простой ответ на этот большой вопрос:

«Мы жили в застойные годы, потом была перестройка, трудные 90-е … Занятым самовыживанием ученым, было, видимо, не до чужих голов»…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.