Ба, знакомые все лица!
Поддержать

Ба, знакомые все лица!

«Мы растим из наших детей послушных, одетых в одинаковую форму, не умеющих разобраться в своих чувствах, людей. С таким багажом они не выживут в быстро меняющемся мире»,

— считает  Гаухар Киикова, изучающая особенности детского развития в докторантуре одного из университетов США.

В Колумбию (штат Миссури) Гаухар временно переехала с семьей   — мужем и двумя детьми – в прошлом году. На днях она сообщила оглушительную для казахстанских родителей новость: собрала своего первоклассника в школу за $5!

 — Старшему было почти шесть, когда мы приехали в Америку, — рассказывает Гаухар. —  Он здесь пошел в нулевой класс, а в этом году — в настоящий первый класс. Теперь мне уже кажется, что именно это главная причина того, почему мы уехали из Казахстана.

Я хорошо знакома с нашей школой. Знаю, как это бывает, — ломать ребенка. Начинается это со школьной формы – актуальной в последние дни темы для казахстанских родителей. Сам факт ее необходимости мне в принципе непонятен. Одежда — один из способов самовыражения для детей. Желание видеть их одинаковыми «солдатиками» я расцениваю как подавление индивидуальности и стремление контролировать мысли и чувства.

Нет, в Америке, конечно же, тоже есть определенные нормы. К примеру, юбка должна быть длиннее вытянутых по швам рук. Однако никому и в голову не придет запретить носить яркую одежду или кроссовки. Можешь хоть в пижаме прийти в школу, никто ничего не скажет, поскольку это не столь важно для самого процесса обучения.

Но в казахстанских школах, судя по рвению, которое проявляют чиновники от образования, а следом за ними и учителя, жизненно важно, чтобы девочки не носили облегающие брюки, все поголовно были в блузках снежно-белого цвета, а на головах даже у старшеклассниц красовались пышные (и тоже белые) банты, хотя в нормативах написано про форму — «с учетом возрастных особенностей».

Я сама давно уже закончила школу, но школьную форму до сих пор вспоминаю как кошмарный сон. Родом я из Семея, где морозы бывают под 40 и ниже. И вот в одну из таких холодных зим со мной произошла история, которую до сих пор расцениваю как психологическую травму. Замерзшие автобусы ходили плохо, и я, надев теплые джинсы темно-синего цвета, пошла в школу пешком. Развернули уже у порога. В джинсах — нельзя!

Побежала обратно, переоделась уже и не вспомню во что. И опять – не то. Снова погнали домой. И только когда я в 35-градусный мороз надела юбку, соизволили запустить. Это было отвратительно со стороны «законопослушного» завуча! Какого черта, спрашивается, ребенка, пусть даже старшеклассницу, гоняли по морозу из-за такой глупости! Неужели нельзя было сказать, чтобы на следующий день пришла одетой по форме. А ведь я училась в лучшей, образцово-показательной гимназии города.

— Но ведь плюсы у этой нашей школы тоже есть, коль вы поступили в магистратуру,  а потом и в докторантуру в другой стране.

— Мне этот вопрос – о плюсах – уже задавали. Я долго думала над ним и честно пыталась найти плюсы, но – увы! – их нет. Наверное, я, как человек, который изучает детское развитие, ставлю все-таки в центр интересы ребенка. А казахстанская школа, к сожалению, не озабочена его интересами, если не считать за плюс какую-то мифическую разностороннюю развитость школьника. Но это тоже, честно говоря, надуманная вещь. Еще, может быть, в отличие от американцев, мы хорошо знаем географию. Но система она и есть система. Какие бы плюсы ни были, все равно они не перекрывают общей политики в образовании. А она — никудышная, направленная против ребенка. Но начинать преобразования надо с дошкольного образования. Привлекать туда специалистов, которые знают психологию детей и понимают что-то в развитии детей.

— А как это – понимать развитие детей?

— Могу рассказать на примере распорядка дня американского школьника. Утром, с 08.05 до 8.20, дети собираются во дворе школы, каждый класс на своем участке, пока не выйдет учитель. Уроки в американских школах, как и у нас до недавних пор, — по 45 минут. Два раз в день школьники средних классов выходят на улицу, чтобы побегать и выплеснуть энергию. Смена деятельности у детей в классе идет часто. После сидячего урока учитель на медиа-доске включает какие-то песенки. Дети подпевают и танцуют. Встряхнулись — и опять сели что-то делать. У них часто бывает командная работа, поэтому сидят по четыре человека за двумя сдвинутыми партами. Многие критикуют американскую школу, в том числе и за то, что дети заняты весь день. Но когда учеба идет вперемежку с игровыми занятиями, то они, мне кажется, даже и не устают.

В нулевом классе, особенно в первые месяцы, детям разрешают приносить с собой одеяло и подушку. Посередине учебного процесса они ложатся отдохнуть 15-30 минут. Кто-то спит, кто-то читает книжку. Кстати, школы в зависимости от возраста отдельные: от нулевого до 5-го, с 5-го по 9-ый, и с 10 по 12 классы. У старшеклассников часто предусмотрен большой олимпийский бассейн, площадки для баскетбола, тенниса, футбола и разных видов спорта. Вот это и называется «с учетом возрастных особенностей».

Первоклассник за пять долларов

— Сколько вам стоило собрать ребенка в школу?

— Школа дает список обязательных предметов, которые необходимы ребенку в течение года. В супермаркетах (например, сети «Валмарт») могут дать уже собранный по поданному школой списку набор. В прошлом году нам это обошлось в $25: $15 – рюкзака, $10 — клей, маркеры, карандаши, папочка. В этом году мы сходили на школьную ярмарку, а там рюкзак с разными принадлежностями нам вообще выдали бесплатно. Так что  в этом году, наверное, потратим всего долларов пять, чтобы собраться в школу. К слову, учебники здесь покупать не нужно. Когда я училась в 11 классе американской школы, тоже не припомню, чтобы покупала их. Мы, кажется, платили только единоразовый взнос за спорт. В остальном все было бесплатно: и занятия, и учебники, и футбол, и теннис, и баскетбол, и любой другой, доступный в нашей школе, вид спорта.

— Говорят, в США демократия зашла так далеко, что там много таких, кто не умеет читать и писать просто потому, что не захотел в свое время ходить в школу.

— Это неправда. Американцы  — читающая нация. У них есть библиотеки и в школе, и в каждом классе. Наша школа находится напротив городской библиотеки. И там постоянно проходят разные мероприятия для детей как минимум раз в неделю. Взрослые в библиотеку ходят постоянно. Раз в месяц там устраивают распродажу книг.

Традиция – читать на ночь ребенку – есть в каждой американской семье. Возможно, американские школьники не изучают, как это принято у нас, все предметы подряд. У них в старшей школе только 40-50% обязательных предметов, остальные идут по выбору. В блоке «Наука» выбирают, например, один из предметов —  физику, химию или биологию — и пробуют один семестр изучать только его. Если нравится, то идет углубленное погружение в предмет.

В школу ходят все. Есть разные формы обучения — кому какой подходит. Есть государственные программы, которые помогают отстающим и детям из бедных семей подтянуть уровень перед школой. Если кто-то и не ходит в школу по какой-то причине, то это скорее исключение.

— А как там можно попасть в хорошую школу?

— Единственный способ  – жить в том районе, куда относится школа. Что касается рейтинга, то он зависит не от учителей, а от того, насколько благополучен район, где она расположена. Мы свою выбирали по принципу «сарафанного радио». Перед тем, как приехать в США, я познакомилась с девушкой, живущей в том же городе, где мы собирались обосноваться. Она сказала, что в ее районе есть хорошая школа. Мы сняли квартиру в том же комплексе, где живет она, и не пожалели. Школа маленькая, но рейтинг у нее один из самых высоких в городе. За год обучения в нулевом классе моего сына научили читать и писать на английском, разбирать текст (тема, главная мысль и т.д.), работать в команде, понимать слово «нет», определять свои границы и не влезать в чужие, дышать и «медитировать» (минутка осознанности по утрам), понимать эмоции и справляться с ними, разбираться в местных животных и растениях (ходят в парк неподалеку от школы и университетский ботанический сад). По отчету учителя в конце года сынок почти по всем академическим показателям «опережает ожидания». Это не означает, что педагог сравнивала его с другими детьми. Здесь это, равно как и общие родительские собрания, не практикуется и не приветствуется. Примерно три раза в год учитель встречается с каждым родителем отдельно, на этих встречах можно задавать вопросы и поговорить об успехах и сложностях своего ребенка.

Зарплата учителя в США

— Вы не интересовались заработной платой американского учителя? Какая она там?

— По американским стандартам очень низкая. Примерно раза в два выше самой минимальной, которая только возможна. Тем не менее эта профессия востребована. Чтобы стать учителем, нужно образование. А оно стоит немалых денег. Но диплом без многочасовой практики в детских садах и школах университет не выдаст. Поэтому здесь очень серьзено относятся к будущей профессии. И еще здесь очень смотрят на профессиональный рейтинг. Без него и без рекомендации ни на одну работу невозможно устроиться.

Что касается нашей страны, то для меня остается загадкой — как будущие педагоги приходят в свою профессию, какого качества за их плечами имеется практика, и кто ее контролирует перед приходом в школу.

— В казахстанских школах идет усиленный, но не официальный сбор денег с родителей. Имеет ли это место быть в школах Америки, коль там учителя тоже получают мало денег?

 — В каждой школе есть родительский комитет и статья расходов, но собранные с родителей деньги идут не на обязательные нужды школы, а на «плюшки» — дополнительные мероприятия. Сообщения о сборе денег посылают либо по е-mail, либо кладутся детям в папку в конце недели. Но взносы – дело добровольное. Родительский комитет так и пишет: если хотите. Взнос может быть любым, хоть один доллар. Я ни разу пока его не делала — доходы не позволяют. Но то, что мы не сдаем деньги в общую кассу, никак не повлияло на отношение учителя к ребенку, потому что она этими деньгами не распоряжается.

— Как часто родители прибегают к услугам репетиторов?

— Здесь это не практикуется совсем. Весь класс должен быть примерно на одном уровне.  Если ребенок все же отстает, то учитель занимается с ним дополнительно. Это является частью школьной программы. Если нужны дополнительные занятия, будет помогать либо учитель, либо поставят «тьютора», ученика, который лучше успевает, либо он — старшеклассник. Мой сын посещает дополнительные уроки для тех, у кого английский не родной. Там другой учитель, другая методика. Мы школу об этом не просили, это просто предусмотрено.

Что касается казахстанской школы, то система создает все условия, чтобы поборы процветали даже в стенах школы. Это одно. Второе – менталитет родителей. Они сами так росли, и детей своих воспитывают по привычной схеме. Очень много появилось людей, заточенных на том, что все покупается и продается. Тех, кто хотел бы поменять что-то, — система раздавливает, ставя на каждом шагу перед выбором – сделать по совести и закону, или пойти по пути наилегчайшего сопротивления. Чаще мы выбираем то, что легче – даем деньги. А не дашь – оторвутся на твоем ребенке.     

— Вы намерены остаться в штатах и после того, как закончите учебу?

— Мне кажется, у каждой страны есть свои ценности. В Америке мне не все из них созвучны. Но это не касается высшего образования. Докторантура здесь все-таки лучше, чем в Европе. А дальше все будет зависеть от того, где найду работу. Но честно скажу, не горю желанием остаться здесь. Во-первых, не хочу привязываться к одной стране. Во-вторых, говорят, что в средней школе начинается буллинг. Мне бы не хотелось, чтобы мои дети столкнулись с этим. И, в-третьих, проблем здесь тоже хватает. Один из таких стрессовых моментов — страховка. Даже если она есть и покрывает до 90% лечения, то все равно людям приходится раскошеливаться на приличную сумму — несколько десятков тысяч долларов. Это очень страшно, — серьезно заболеть.  На днях мужу за лечение двух зубов после 20% скидки насчитали $7405 (без страховки).

Еще один момент —  работа, работа, работа. Больше двух недель отпуск никто не берет. Мне не нравится это. Я все-таки больше склоняюсь к тому, что человек должен концентрироваться на своем личном счастье. Я хочу, чтобы у моих детей были ценности поважнее, чем материальные. Поэтому я затрудняюсь сказать, останусь ли здесь жить. Но все будет зависеть от работы.

Когда у детей начнется переходный возраст, возможно, уедем в более продвинутую европейскую страну, где, например, очень серьезно озабочены проблемами экологии на планете. В Америке про это думают очень мало. Они производят мусора намного больше, чем перерабатывают его.

Не нравится мне и отсутствие декретного отпуска в США. В лучшем случае получаешь 6 неоплачиваемых недель, редко – 3 месяца. Некоторые работодатели вовсе не предоставляют ни дня, приходится брать больничный и отпуск, как-то выкручиваться, чтобы успеть родить и чуть прийти в себя. Мне бы не хотелось вставать перед выбором — иметь еще детей или нет — в зависимости от политики государства. И детей своих в такое положение мне ставить тоже не хочется.

Если говорить еще о минусах, то удивительно, насколько сильная здесь наука в области детского развития, и настолько слабое идет исполнение. То, что я выше рассказала, конечно, по сравнению с казахстанскими школами кажется чуть ли не раем. Но если посмотреть на Швецию или Финляндию, то США очень сильно отстают. Страна — огромная, неповоротливая в плане больших и серьезных изменений. Много ограничений. Но совокупные плюсы пока перевешивают минусы для нашей семьи.

Казахстану мне хотелось бы пожелать очень серьезно пересмотреть политику в области раннего детского развития (от зачатия до 8 лет) и среднюю школу, в том числе. У нас государство намного меньше и внести реальные и эффективные изменения гораздо легче. Однако все это должно инициироваться самим государством. Одиночными потугами ничего не изменишь. Необходим полный аудит всей системы. Нужно привлечь специалистов по детскому развитию, которые знают и наш менталитет. Только повернувшись к детям лицом, мы можем построить сильное государство. Пытаться менять взрослых – не самая эффективная практика. Лучше — поддерживать в детях индивидуальность, не разделяя на элиту и остальных, что так активно пропагандируется государством: например, НИШ и остальные школы, программа «Болашак» и все остальные, выпускники зарубежных вузов и все остальные.

Детей надо учить повышать эмоциональный интеллект и принимать решения, а не подчиняться и слушаться. Давать им навыки, а не только знания, которые часто состоят из вызубренных дат и стихов. Прислушиваться к их мнению, а не ломать и растить тихих, послушных, одетых в одинаковую форму, не умеющих разобраться в своих чувствах людей. С таким багажом они не выживут в быстро меняющемся мире.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.