В Багдаде простились с убитым иранским генералом
Поддержать

В Багдаде простились с убитым иранским генералом

В Казахстане за последние десятилетия в области образования была проведена череда реформ, которые, несмотря на соответсвие международным стандартам, только ухудшают его состояние. Провальными назвала старший преподаватель кафедры международного образования и сравнительной педагогики института образования университета Цукуба (Япония),  доктор Куаныш Тастанбекова последнюю из новаций — переход в сжатые сроки на обучение на трех языках.

О трехъязычии

— Английский с первого класса, также, как и введение преподавания предметов естественно-научного цикла на этом языке, нецелесообразно в казахстанских условиях по ряду причин, — говорит ученый, основной сферой исследовательского интереса которой является Казахстан. – Среди них — психолингвистические (неучитывание этапов развития когнитивных способностей детей); социально-культурные (отсутствие языковой коммуникативной среды) и политико-экономические. Под последним подразумевается игнорирование огромного неравенства в качестве образования в сельских и городских, в казахских и русских школах, отсутствие механизма работы с наиболее отстающими учениками. Этот факт признает и сам МОН РК, и эксперты из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Ссылки некоторых казахстанских экспертов на опыт Сингапура или Малайзии по введению обучения на английском языке несостоятельны. В Сингапуре этот язык – официальный, он — как русский в Казахстане, поэтому сингапурские дети билингвы, но никак не трилингвы. В Малайзии перед началом повсеместного внедрения в школах обучения на английском была проведена полномасштабная подготовка учителей в педагогических вузах и повышение квалификации на местах, выпущены тысячи новых учебников и методических пособий. А через 5 лет в этой стране отказались от опыта преподавания предметов на английском языке. Причина — у выпускников школ оказались очень низкие показатели академических достижений. И это при том, что их  реформаторы хотели, чтобы дети были билингвы, но никак не трилингвы. Директор инновационного агентства Малайзии, отвечавшего за внедрение обучения на английском языке, сказал буквально следующее: «Мы не гордые. Коль допустили ошибку, то постараемся ее исправить, поскольку несем ответственность за нынешнее и будущие поколения малазийцев».  

Что касается нашей страны, то напомним, что Казахстан берет в долг огромные деньги на реализацию реформ, необходимость которых не доказана. К примеру, у Всемирного банка взят кредит на 66 миллионов долларов на «модернизацию среднего образования», что включает в себя и введение трехъязычия.

То, что новый министр МОН РК Куляш Шамшидинова объявила о приостановке форсированного введения трехъзычного обучения, подтверждение того, что вышеуказанные причины все-таки являются довольно существенным препятствием на пути реализации этой реформы.

Никакие финансовые вложения и титанические усилия, вкладываемые в подготовку учителей, не дадут ожидаемых результатов. В Казахстане сейчас нужны высококвалифицированные двуязычные (казахский, русский) кадры, которым английский язык нужно дать в рамках школьной программы на уровне хорошего чтения и понимания текста, а также базовой коммуникации. Если им понадобится для профессионального роста более высокий уровень знания языка, надо создать условия для дополнительных занятий.

О подготовке учителей

Подготовка будущих учителей – одна из острейших проблем системы образования. К сожалению, ни закон о статусе педагога, ни профессиональный стандарт педагога, проблемы не решат.

Несмотря на увеличивающееся количество выделяемых грантов, на педагогические факультеты поступают по остаточному принципу, проходной балл ЕНТ остается все также одним из самых низких. Введенный два года назад творческий экзамен тоже не гарантирует отбора наиболее способных и мотивированных на профессию абитуриентов. Мне приходилось встречать молодых учителей — выпускников ведущего педагогического вуза Казахстана — допускащих элементарные грамматические ошибки в письме и не умеющих решать уравнения с одной переменной. Низкая заработная плата, загруженность бумаготворческой работой, постоянное давление со стороны органов управления образованием не способствуют мотивации учителей для саморазвития, а у лучших выпускников педвузов и вовсе нет интереса идти работать в школу.

Пути решения очевидны: если уж и проводить кардинальные реформы в образовании, то именно в области подготовки и повышения квалификации учителей. Отказаться от оплаты по базовой ставке и ввести 40-часовую рабочую неделю. Базовый оклад учителя при этом нужно сделать выше средней заработной платы по стране. По словам предыдущего главы государства, она составляет 500 тысяч тенге при двух работающих в семье. Так вот, если учительскую зарплату сделать на уровне этой суммы и плюс — ужесточить отбор на занятие вакантной должности трехуровневым экзаменом (документы, тестирование и эссе, показательный урок и собеседование), тотальная аттестация в три этапа и  отсеивание всех, кто ее не прошел, а проходной балл на педагогические факультеты сделать не менее 90% от максимального,  – престиж профессии поднимется на глазах. И, конечно, такая реформа подразумевает абсолютное отсутствие коррупционного фактора. Но именно поэтому она и не может быть реализована в современных казахстанских условиях.

Если говорить о подготовке педагогических кадров, владеющих английским языком, то сейчас в Казахстане она проводится в двух форматах – повышение квалификации работающих за три недели и подготовка будущих учителей на педфаках университетов. Первая форма абсолютно неэффективна. За 21 день невозможно научить преподавать на английском, даже если учитель этим английском языком владеет. Можно лишь, дав ему основы новых технологий в преподавании предмета, показать, как их применять на практике. Еще можно дать словарь узкоспециализированных терминов на английском языке, чтобы учитель мог их вводить на уроке, но преподавать, повторяю, на иностранном языке научить невозможно.

В языковых школах и во многих школах мира учителя, преподающие английский язык, должны иметь сертификат, который подтверждает квалификацию TEFL – Teaching English as а Foreign Language – «преподавание английского как иностранного языка». Или TESOL – Teacher of English to Speakers of Other Languages – «учитель английского языка для говорящих на других языках». Такой сертификат подтверждает, что учитель не просто сам отлично владеет языком, но и прекрасно знает методику его преподавания для разных целей. Обычно их (целей) две. Одна — английский язык как иностранный для формирования коммуникативных способностей. Вторая — как второй язык, который необходим не только для базовой коммуникации, но и для усвоения школьной программы и вообще успешной интеграции в общество. В Казахстане, как и во многих неанглоязычных странах, этот язык должен преподаваться в рамках школьной программы как иностранный по одной простой причине — у нас нет англоязычной среды, где  владение этим языком можно сравнить с воздухом, которым дышишь. Изучение английского как второго языка может происходить за счет высокой мотивированности самого человека. Если он ему нужен, чтобы учиться по англоязычной программе, или, если он собирается уехать в другую страну, где этот язык станет для него основным.

Так вот, через 21-дневное повышение квалификации учителям-предметникам невозможно дать даже базовые компетенции по преподаванию английского как второго, а уже тем более — компетенции по преподаванию предмета на английском языке. Ведь квалификация TESOL, о которой я говорила выше, – это полноценная программа, рассчитанная как минимум на два года. Ее осваивают в рамках высшего или дополнительного профессионального образования. Логически можно предположить, что второй формат подготовки учителей-предметников, преподающих на английском языке, будет более эффективным. И это действительно возможно при условии, что вузовские программы будут включать в себя компетенции TESOL. Но, к сожалению, в педвузах Казахстана на сегодняшний день преподается только курс «Professional English», на котором дают в основном только глоссарий (словарь узкоспециализированных терминов). Однако это не дает нужного эффекта, потому что большая часть казахстанских студентов (это я могу сказать по собственному опыту общения с ними) педвузов не владеют даже базовыми знаниями английского языка.

О СОР и СОЧ

Насколько  я понимаю, переход на обновленную программу обучения и введение критериального оценивания – суммативное оценивание за раздел (СОР) и суммативное оценивание за четверть (СОЧ) проводится в очень сжатые сроки без учета реальной ситуации. Например, в обновленной программе очень мало уделяется времени закреплению и повторению материала. Она построена по принципу student centered learning (личностно-ориентированное обучение). Основной целью программа ставит развитие функциональной грамотности. То есть ученик самостоятельно должен закрепить и повторить материал, а также научиться применять полученные знания в обычной жизни. Но проблема в том, что учителя не знают основ такого подхода. Большинство из них считает, что ученик сам должен находить материалы и вырабатывать методы самостоятельной работы, плюс к тому же еще и понять, где знание законов физики или исторических фактов он может применить в жизни. Но это в корне неверно. Учитель должен научить ученика использовать разные методы самостоятельной работы, как с дополнительными учебными пособиями, так и с онлайн-обучением, и сам составлять задания, через решение которых ученик может увидеть — где и как эти знания ему понадобятся.

Как показывает практика, даже курсы по повышению квалификации по обновленной программе не дают учителям такого материала. Там их знакомят с ее основными принципами, объясняют особенности критериального оценивания, но такие вопросы — как работать с учениками и разрабатывать тестовые задания по СОР и СОЧ — почти не затрагиваются. Учителям советуют на курсах использовать в качестве примера шаблонные задания, разработанные на базе НИШ. Но это опять же абсолютно не соответствует реальной ситуации в обычной школе. Всем известно, что условия обучения в НИШ и в обычных общеобразовательных школах разчлиаются как небо и земля. Кроме того, из-за увеличивающейся нагрузки в виде отчетности учителя не заинтересованы в усвоении нового. Им проще механически скопировать, чем разобраться и создать свои оригинальные задания для оценивания. Говоря проще, учителя и сами не понимают всех нововведений. А без учителя, стремящегося эффективно применять новые методики, невозможно говорить о том, что ученик сможет учиться самостоятельно, чтобы затем применять приобретенные знания в жизни.

Что касается родителей, то для них происходящие в образовании нововведения не является зоной личной ответственности. Они знают, что их требования никто не слышит, что в обществе нет механизма взаимодействия между государством и населением (налогоплательщиками). Поэтому дальше возмущении в соцсетях дело у них не идет.

Все вышесказанное приводит к тому, что обновленная программа и новые методы оценивания, которые, в принципе, соответствуют международным стандартам, не просто не работают в условиях казахстанской школы, но еще больше усугубляют ее и так незавидное положение.

Позволю себе перефразировать классика: разруха творится не образовании, разруха творится в головах, в системе.

Сара Садык




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.