понедельник, 06 апреля 2020
,
USD/KZT: 439.01 EUR/KZT: 474.61 RUR/KZT: 5.75
По скорости загрузки фиксированного интернета Казахстан занимает 66-е место Елизавета II обратилась к своим подданным в тяжелый момент В уточненном бюджете нефть 20 долларов, а курс тенге - 440 Узбекистан начнет производство аппаратов ИВЛ Богатые тоже хотят урвать помощь Заседание ОПЕК+ отложили Китай на медицинских масках и халатах заработал 1,4 млрд. долларов Кто сможет получить 42500 тенге? Пресс-секретарь Нурсултана Назарбаева опроверг слухи о здоровье Елбасы В Павлодаре приземлился эвакуационный рейс Нефть растет, тенге тоже Нацбанк снизил базовую ставку В Казахстане сейчас 8 человек с диагнозом COVID 19 находятся на ИВЛ ВОЗ подтвердил отсутствие коронавируса в Таджикистане В США зафиксировано рекордное количество безработных Сайт 42500.enbek.kz рухнул из-за огромного потока обращений Нерабочая неделя в Нур-Султане и Алматы продлена до 13 апреля В Ухани от коронавируса погибло свыше 40000 человек? США выделило Казахстану на борьбу с коронавирусом 365 млн тенге Кто пойдет в армию? На антикризисные меры потратят 5,9 триллиона тенге В Казахстане перестанут ездить пассажирские поезда Президент Филиппин приказал убивать нарушителей карантина Беларусь собирается купить российскую нефть по 4 доллара за баррель В Алматинский области на карантин закрыли огромный ЖК с 20 000 жильцов

Чем заполнить идеологический вакуум?

В распоряжении exclusive.kz оказался текст выступления Аслбека Мусина в КНБ РК в апреле 2009 года. Несмотря на то, что прошло десять лет, вопросы, который ставил философ, стали еще более актуальными. Мы сочли приемлемым привести текст его выступления полностью как начало для широкой общественной дискуссии.

Включение Казахстана в орбиту современных глобализационных отношений все четче определяет масштабы новых вызовов, стоящих перед нашими нацией, обществом и государством. Сегодня, перед лицом глобальных опасностей, когда борьба между мировыми державами за природные ресурсы и сферы влияния приобретает откровенно хищнический характер, слабости казахстанского общества обнажены как никогда. Главными слабостями нашего общества являются его разобщенность и отсутствие объединяющих идеологических стержней. Общественная ткань разбита в своей структуре на множество сегментов: этнический, религиозный, языковой, родоплеменной, экономический…

Стихийная фрагментарность общества препятствует нахождению универсальной площадки для мобилизации различных общественных сил во имя единой цели. Такая ситуация есть результат отсутствия системной государственной национальной политики. Главной же причиной бессистемности в подходе к национальному вопросу является несовершенство мировоззренческого аппарата элит и контр-элит.

В первые годы после обретения независимости в обществе преобладали радужные настроения и уверенность в том, что мы сумеем реализовать свой потенциал и построим светлое будущее своими руками. Значительные запасы природных ресурсов, сочетание восточного традиционализма с западным рационализмом, достаточная географическая территория позволяли с уверенностью прогнозировать, что Казахстан имеет колоссальные перспективы для развития. Однако с течением времени стало ясно, что казахстанский народ и государство сталкиваются с вызовами планетарного уровня. Отвечать на такие угрозы мы были не готовы. Цивилизационные проекты, осуществляемые мировыми элитами (в первую очередь американскими) подрывают наши надежды и чаяния на то, что Казахстан займет достойное место в грядущем миропорядке. Совершенно очевидно, что в мировом разделении труда Казахстану отведена третьестепенная роль поставщика сырья для развитых стран Запада, Китая, Индии, экономик Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сырьевая ориентация нашей экономики делает Казахстан неавтономным и зависимым от коньюктуры мирового рынка. Участь же сырьевой страны печальна: в этом случае Казахстан не сможет долго удерживать свою территорию, в недрах которой хранится значительная часть ресурса выживания всего человечества.

В грядущем мировом катаклизме, первые раскаты которого мы уже слышим, мир будет перекроен и изменен. Сохранить себя и занять свое место в Новом Мировом Порядке сумеет только нация, заложившая основы победы заранее, то есть сегодня. Однако следует понимать, что победа и успех нации определяются, прежде всего, Методом, который применяется в качестве Руководства.

Поиск Смысла

Если в соседней России пока еще продолжаются робкие попытки создать или возродить национальные Идею и Метод, то в нашем обществе все гораздо плачевней. Наше общество не производит достаточного мыслительного продукта, направленного на осмысление национальной проблематики. На сегодняшний день в Казахстане не синтезировано ни одной целостной системы национального строительства, включающей в себя такие элементы как философия, теология, история, социология. Казахстанские мыслители, если они есть, не задают и, самое главное, не отвечают на такие вопросы как: Что есть мир? Что есть человек? Что есть общество? Что есть государство? Что есть история? А если мы не задаемся вопросом «ЧТО?», то откуда мы можем знать «КАК»? Как собрать свою собственную самодостаточную и победоносную Систему организации жизни и управления?

В отсутствии собственного метода объяснения и освоения реальности мы вынуждены прибегать к чужому. Девяносто лет назад этим методом стал марксизм-ленинизм, который был применен большевиками для реализации Великого Советского Проекта, участниками которого были и мы. Однако, этот проект потерпел крах и сегодня мы вынуждены находить новый Метод и лучше если это будет наш собственный Метод, учитывающий наше прошлое, настоящее и желаемое будущее, а также весь путь, пройденный человечеством. К сожалению, сегодня вновь осуществляются попытки применить к Казахстану чужие методы. Это саудовский «салафизм», неоязычество тенгрианства, сектантский протестантизм, восточные мистические учения и религии, западный постмодернизм и либерализм…Мы не должны сидеть сложа руки и молча наблюдать как из нашего народа делают марионетку в чужом спектакле. Вместе мы обязаны найти и, если надо, создать Идею, основанную на конечном Смысле бытия, времени, истории, человека.

О Методе и Идее

Живой классик социологии, почетный доктор более пятидесяти университетов мира, исследователь экономик и цивилизаций Иммануил Валлерстайн сказал: «нынешний этап геополитических сдвигов, начавшийся с 2001 года, характеризуется окончательным преодолением мировой гегемонии США и вытеснением их с геополитической арены…в условиях кризиса даже слабые воздействия “второстепенных” стран могут оказать сильный эффект, вплоть до критического, решающего воздействия. Поэтому, в ближайшие два десятилетия самый большой успех будет сопутствовать тем странам, чья политика отличается наибольшей твердостью, жесткостью, упорством и последовательностью».

Подхватывая слова профессора, хотелось бы добавить, что успех и победа будут на стороне тех наций, которые сумеют разработать и применить свой собственный метод объяснения и освоения реальности.

Такой метод должен:

  • иметь в своем ядре единое духовное основание;
  • целостно описывать бытие мировых процессов;
  • предлагать адекватные решения проблем на всех уровнях;
  • учитывать успехи и неудачи альтернативных методологий.

Примером успешного применения собственной духовно-интеллектуальной методологии на практике являются США. Америка началась, и во многом продолжает быть сугубо религиозным образованием, имеющим в качестве духовного ядра динамичную и победоносную доктрину. Что представляет собой эта доктрина? Первосновой, алмазным стержнем американизма является протестантство – духовный продукт европейской Реформации, в Новом Свете получивший абсолютный шанс на реализацию. Протестантство представляет собой набор духовных концепций, вращающихся вокруг единого центра – авраамического единобожия.

Ключевыми факторами, формирующими сознание протестанта являются:

  • антиклерикализм или отсутствие духовенства;
  • прямое, непосредственное духовное общение с Богом, отсутствие мистерий, литургий, упрощение ритуалов;
  • самостоятельное прочтение священного текста, без монопольного посредничества церкви на толкование; индивидуальное спасение через веру и труд, личная ответственность;
  • осознание своей избранности Богом, концепция мессианства, «града на холме», призванного спасти мир от хаоса и неверия.

Религия в США является духовным стержнем подавляющего большинства коренного (неиндейского) населения. В Америке формула WASP – «white anglo-saxon protestant», «белый англо-саксонец протестант» - это знак принадлежности к корневому ядру нации, к историческому проекту, к истинно американским цивилизации и культуре. Практически вся общественно-политическая жизнь в этой стране вращается вокруг христианских символов и идей. Например, государственная символика США буквально пропитана идеями единобожия.

Государственный (национальный) девиз США - «In God we trust», «На Бога мы уповаем», принятый Указом Конгресса в 1956 году. До того времени девизом был «E Pluribus Unum», «Из множества – Один», также имеющий религиозное значение. Этот девиз написан на всех долларовых банкнотах.

Декларация Независимости США, основополагающий документ американской государственности, имеет в своем тексте следующие слова: «...согласно законам природы и ее Творца... все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами... с твердой верой в покровительство Божественного Провидения, мы даем взаимный обет жертвовать своими жизнями и своим состоянием и свято блюсти нашу честь».

Государственный (национальный) гимн США имеет религиозно-мессианский смысл и заканчивается куплетом: «И пока будем жить, будем благодарить Силу, что сотворила нас единым народом. Этот выбор — священен, выиграть должны мы. Наш девиз неизменен: «Лишь Богом мы живы».

Государственная Печать США на одной стороне имеет надпись на латыни - «Annuit Сoeptis», «Он (Бог) одобряет начатые нами дела».

Ежедневно, во всех школах миллионы молодых американцев присягают в верности символу их страны, американскому флагу, повторяя следующие слова: «Я присягаю на верность флагу и республике, которую он воплощает, - единой и неделимой перед Богом, свободной и справедливой для всех».

Официальная присяга Президента США происходит в религиозной обстановке: свидетелями выступают известные христианские деятели, присягающий кладет руку на Библию, заканчивает словами «Да поможет мне Бог».

Присяга при получении гражданства Соединенных Штатов также предусматривает произнесение слов «Да поможет мне Бог».

За всю историю США все, кроме одного, президенты были протестантами. Религиозность претендента на должность президента США выступает в глазах огромного количества избирателей (40 млн. семей-членов южно-баптистской конвенции, например) обязательным и неотъемлемым качеством достойного кандидата на высший государственный пост в стране. Джордж Буш мл., предыдущий президент США, является последователем наиболее радикального течения в протестантизме, «зановорожденных христиан». Сам Буш открыто заявляет о своей религиозной принадлежности, публично отправляет религиозные обряды, регулярно посещает церковь, в официальных речах демонстративно применяет религиозную риторику.

В совокупности с философскими и научными технологиями Просвещения американское протестанство образует мощный метод объяснения и освоения реальности. Применяя этот метод американская англосаксонская элита сумела построить всего за два столетия самое могущественное цивилизационное образование на планете, одержавшее сокрушительную победу над всеми внутренними и внешними врагами: Французской колониальной империей; Индейскими племенами;Британской колониальной империей; Мексикой; Испанией; Германским рейхом в двух мировых войнах; Японской империей; Континентальной Европой в целом (по итогам Второй Мировой Войны); СССР (по итогам Холодной Войны).

Мы далеки от моральных оценок происходящих в мире событий-результатов военно-экономической политики Соединенных Штатов. Что реально важно осознать, так это необходимость выработки собственного метода, который позволит нам, казахстанцам XXI века активно и, что более важно, эффективно использовать ситуацию в свою пользу.

Монотеизм как метод

На протяжении последних столетий, между наукой, религией и философией были воздвигнуты мощные барьеры. Результатом такого разделения, при котором три методологии существуют, как бы, в параллельных измерениях стала следующая ситуация. Ученые занимаются поиском опытных данных о происхождении и структуре материальной Вселенной. Философы остаются в стороне от изучения научных открытий и следуют новомодным трендам, сводящим философию к изучению особенностей лингвистики или к абсурдистским течениям постмодерна. Теологи, смирившиеся с существованием методологических барьеров между наукой и религией, благополучно пребывают в уюте своих мечетей, церквей и синагог. В результате философские и теологические выводы, вытекающие из новых открытий науки, игнорируются как научным миром, так и самими философскими и религиозными кругами.

Тем не менее, истина едина и не может быть разделена на части: наука, религия и философия не могут обладать разными истинами. Наличие преград между методами познания привело ученых к неспособности делать целостные выводы из собственных исследований, философов к чрезмерному скептицизму, а теологов к предрассудкам и суевериям. Я считаю, что существующие сегодня научные данные и общепринятые на их основе космологические теории позволяют нам сделать решительный выбор в пользу рациональной веры в Создателя.

Существует четыре принципиальных позиции в отношении происхождения мира и существования Бога. Для легкости выделим эти позиции в краткие тезисы:

  • «Бог вечен, материя невечна, Бог существует». Монотеизм. Этого взгляда придерживаются три монотеистические религии мира: иудаизм, христианство и ислам.
  • «Бог вечен, материя вечна, Бог существует наравне с материей». Пантеизм. Этого взгляда придерживались Аристотель, Платон, все «естественные» неоткровенные религии, например ведические учения.
  • «Материя вечна, Бога нет». Материализм. Этого взгляда придерживались Демокрит, Карл Маркс, религии буддизма, джайнизма.
  • «Невозможно достоверно узнать, вечна ли материя и есть ли Бог». Агностицизм. Этого взгляда придерживались Гераклит, Иммануил Кант, Дэвид Юм.

Четыре мировоззренческие позиции в отношении происхождения мира лежат в основе всех существующих идеологий. Всё в жизни человека и нации зависит от того, какой из этих ответов будет положен в основу миропонимания. Поэтому, важность этого выбора для нас, граждан современного Казахстана, трудно переоценить.

Сегодня все факты во всех областях науки ясно свидетельствуют о едином источнике их происхождения. Единство и гармония научных законов свидетельствуют о существовании Единого и Всемогущего Создателя.

Таким образом, сегодня стало возможным и даже нужным говорить о преодолении искусственно возведенных барьеров между наукой, религией и философией. Путь, пройденный наукой, привел нас к таким пределам, где наука должна объединиться с теологией и философией в деле объяснения мира и роли человека в нем. Человек, используя чувства и разум, дарованные ему Творцом, вооруженный экспериментом и теорией сумел отыскать критерии достоверного знания. В своих поисках он приблизился к границам мира. Здесь физика уступает место метафизике, а теология перехватывает эстафету у науки и разрешает извечный спор между верой и неверием в пользу рациональной Веры в Бога.

«Бог вечен, материя невечна, Бог существует» - этот научный тезис должен быть положен в фундамент нашего мировоззрения.

Я убежден, что сегодня мы должны привести наше миропонимание в соответствии с философскими последствиями современной научной картины мира. В основе нашего Метода должен лежать научный монотеизм.

Обобщая духовно-интеллектуальные принципы монотеизма, мы можем ясно представить наличие Системы, основанной на единой Идее.

Эта Система имеет единое духовное основание – Единобожие авраамического образца, предполагающее абсолютные качества Творца, Его единственность, уникальность, трансцендентность, нетождественность материи и неподчинение ее законам, всеведение и всемогущество;
целостно описывает и объясняет суть и механизм мировых процессов через антропологию человека и философию истории, присущие концепции монотеизма;
предлагает идеальные и практические модели организации человека и общества, устанавливает моральные стандарты в политике и экономике, создает нравственно здоровый климат отношений между группами населения, разделенных признаками пола, расы, религии, культуры, языка, материального достатка;
указывает на ошибки и неудачи альтернативных методологий прошлого и современности, применяет их успехи, в целом и в частности учитывает предельные основания успеха и поражения человека и нации в обоих мирах.

Об идеологии

Несмотря на плачевное развитие событий последних лет, в среде интеллектуальной элиты Казахстана непрерывно шли попытки мобилизации духовных и интеллектуальных сил для создания «оружия сознания» - универсальной философии объяснения мировых процессов. На основе этой методологии должна быть разработана целостная идеология. Такая идеология должна раскрывать предельную сущность событий, происходящих в современном мире, создать системную картину миропорядка в индивидуальном и коллективном сознании наших соотечественников, выработать целостную систему национальной идентичности, защитить собственный национальный менталитет от разрушительного воздействия извне.

О доктрине

Для решения практических задач идеология должна найти выражение в форме национальной доктрины. Что такое Национальная Доктрина:

  • Это площадка для выработки национального мировоззрения и определения национальной идентичности;
  • Это интеллектуальный продукт, который, решая предельные по сложности задачи, может быть адаптирован для любой аудитории и разъяснен всей нации;
  • Это “оружие сознания”, способное защищать национальный менталитет от разрушительных воздействий;
  • Это совокупность различных сценариев будущего;
  • Это комплекс стратегических разработок, очерчивающих образ желанного Казахастана, каким он может и должен быть;
  • Это проект, реально объединяющий всех неравнодушных к судьбе Казахстана людей. 
Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33