Ислам и терроризм - попытка анализа. Часть 2
Поддержать

Ислам и терроризм — попытка анализа. Часть 2

ИСЛ.ТЕР.4

Окончание

Пророк Мухаммед (с. а. в.) первым в истории человечества еще в 7-м веке заложил основы гуманитарного права, одной из самых молодых отраслей современного международного права. Каноны Ислама категорически запрещают убивать во время военных действий всех тех, кто не воюет – детей, женщин, немощных, монахов, священников занятых богослужением, тех, кто сложил оружие, попавших в плен.

Ислам наложил запрет на пытки, глумление над телами погибших, уничтожение посевов, деревьев, скота, жилищ. Также в Исламе приказывается оказание посильной помощи раненым противника. Эти стандарты были достигнуты секулярным международным правом только в 20-м веке, да и то, существуют серьезные пробелы в праве (следует напомнить следующий ужасный факт — вплоть до последнего времени в международном праве открыто не запрещалась практика бомбежки (!) мирных жителей, будь-то в городах или сельской местности), а существующие нормы часто нарушаются.

Такие предписания Ислама, как например, предписывающие борьбу с лицемерами или жесткое отношение к определенным категориям неверующих, по своей сути являются положениями «саниян ва би-ль арад», т.е. второстепенного значения и они строго обусловлены определенными обстоятельствами, т.е. привязаны к определенным реально существующим условиям». Те, кто выставляет их на передний план, не принимая в расчет причин, которыми они обусловлены, не понимают ни сути Коранических предписаний, ни сути причин их ниспослания, ни вообще сути Ислама.

К сожалению, незнание вышеуказанной классификации аятов Корана, незнание причин их ниспослания, особенно в которых речь идет о применении силы, приводит к тому, что некоторые отвергают миролюбивую природу Ислама. Также этим незнанием пользуются лидеры и «наставники» террористов, легитимируя свои чудовищные идеи священным Писанием. Поэтому некоторые исламские ученые придерживаются того мнения, что чтение неподготовленными людьми простого «перевода смыслов» аятов Корана, а не толкований, чревато многими опасностями. Так как, не имея представления об общем контексте Корана, о причине ниспослания аятов, можно прийти к глубоко ошибочным заключениям, например, «ситуативные» аяты принять за мировоззренческие, особенно в теме войны и применения силы.

ИСЛ.ТЕР.6

Необходимо учитывать также и то, что неверное понимание Сунны может привести к неверному толкованию хадисов, что также чревато большими опасностями. Верное понимание Сунны требует специализированного знания, к тому же в контексте присущем Исламу, т.е. знаний основанных на многовековой методологии (традиции) понимания Сунны. Например как было пояснено выше в теме вероотступничества, из-за этого незнания некоторые хадисы понимаются глубоко ошибочно, хотя все хадисы, имеющие отношение к вероотступничеству, сказаны именно в отношении наказания совершенных тяжких мирских преступлений, тогда как в отношении просто вышедших из Ислама, но не совершивших каких-либо тяжелых преступлений, Пророк Мухаммед не прибегал ни к каким наказаниям.

Абсолютная нетождественность Ислама и терроризма

Привести общепринятое определение понятия «терроризм» крайне сложно, существует очень много определений и трактовок. В самом простом виде терроризм можно охарактеризовать как политику, основанную на систематическом применении террора («terror» с латинского страх, ужас), т.е. «насилия», «устрашения». Оксфордский словарь трактует терроризм, как «систематическое использование насилия и угроз для того, чтобы подвинуть правительство или общество к принятию определенных политических требований».

Одним словом, «насилие», «устрашение» — ключевые элементы терроризма. Но как было отмечено выше, мировоззрение Ислама строится только на доброй воле, истинной гуманности, искренности и справедливости. Следовательно, терроризм без каких-либо оговорок вне Ислама, и он не может быть даже неверной трактовкой Ислама, ибо неверная трактовка, неверное толкование предполагает «совершение ошибки», т.е. предполагает «ошибание толкователя, действующего в определенных дозволенных рамках». Но в терроризме – существует явное и преднамеренное коверкание религиозных источников или явно ошибочная методология толкования, полностью игнорирующая предусмотренную методологию толкования религиозных текстов. И все это никак не может быть преподнесено как «неверное толкование». Например, никто не может сказать, что утверждение гласящее, что «после Священного Корана будет новое откровение» является просто неверной интерпретацией исламских источников, так как это утверждение – полностью вне Ислама. Подобно этому, никто не может назвать неверной трактовкой Христианства взгляды секты, адепты которой верят в то, что, совершив массовое самоубийство, они встретят Мессию, так как это толкование полностью вне христианства.

Кто толкует в этом духе (будь-то Ислам, или Христианство), будет действовать в недозволенных рамках толкования. Следовательно, утверждение гласящее, что убийство невинных людей ради достижения каких-либо целей или запугивание общества (составные элементы терроризма) допустимо в Исламе– полностью вне Ислама, не может даже считаться неверным толкованием источников Ислама. Как отмечал много раз турецкий ученый и мыслитель Ф. Гюлен, «мусульманин не может быть террористом, а террорист не может быть мусульманином», коротко и ясно!

ИСЛ.ТЕР. 3

Верующий, воспринявший истинно религиозное сознание не может встать на тропу терроризма, в каких бы тяжелых условиях он не был бы. Поэтому когда в мусульманском мире было сильно истинно исламское мировоззрение, питающееся из «классического» толкования источников (взгляды Ахл-ю Сунна), терроризма не было.

Проблема терроризма (вернее отождествление терроризма с Исламом) появилась только в последние десятилетия. Несмотря на то, что до середины 20-го века была открытая оккупация и колонизация населенных мусульманами территорий, и, что от рук колониальных и оккупационных сил гибли сотни тысяч мусульман, также несмотря на планомерное унижение, грабежи местного населения, посягательства на их святыни, со стороны мусульман не было терроризма, не было убийств невинных людей, более того не было терактов с использованием смертников, хотя взрывчатые вещества использовались в период уже с конца 19-го начала 20-го веков, который являлся апогеем колониализма в мусульманских странах. Ни одна без исключения организация идейных мусульман не прибегла к терроризму. Потому, что в эти годы истинно исламское сознание было еще живо, и влияние истинно исламского мировосприятия на людей было сильным.

Но к середине 20-ого века, после победного шествия анти-религиозного модернизма по миру происходит надлом и в сознании мусульман. Уже в ходе национально-освободительной борьбы имевшей место в 2-й половине 20-ого века, можно заметить отдельные случаи терроризма, но (!) осуществленные секулярными, в основной своей массе националистическими или левыми (марксистскими или маосистскими) группами.

Ослабление роли «улема» (признанных и авторитетных исламских ученых), которая является «хранительницей исламского наследия и верной методологии понимания исламских источников», более того нивелирование роли «улема» в большинстве мусульманских стран, а в некоторых их физическое уничтожение – одна из причин ослабления и вымывания истинно исламского мировосприятия в мусульманском мире.

В ходе исламской истории были прецеденты культивирования насилия маргинальными группами, такими как Хариджиты и приверженцы Хасана Саббаха (ассассины), но они согласно единодушному признанию мусульманских ученых считались вышедшими из лоно Ислама. Это можно сказать и о «нео-Хариджитах» современности.

В общем можно отметить, что самое активное распространение экстремистских идей и движений в мусульманском мире можно увидеть в период форсированной модернизации, когда исламское сознание стало рушиться под натиском «модернизма», в результате чего в исламском мире зародился этнический, региональный, политический и конфессиональный партикуляризм (т.е. дробление и последующие за ним конфликты) и в конечном счете, появилась проблема терроризма. Но никто не может назвать неверной трактовкой Ислама модернистскую идеологию терроризма, отбрасывающую всё классическую методологию понимания источников Ислама, и берущего на вооружение только 6-7 аятов (вырванных из контекста) из более чем, 6000 тысяч аятов Корана.

Профиль террористов

Известный мусульманский мыслитель, ученый- социолог Али Булач попытался вывести профиль террористов. Основную массу людей в той или иной степени замешанных в терроризме или как минимум в актах насилия, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, они в юности вели вовсе не праведную жизнь, т.е. их детство и юность не отличалось религиозностью и праведностью, а скорее наоборот, они были далеки от религиозной духовности и морали, дающей направление всей сознательной жизни. Во-вторых, значительная доля этих людей в прошлом придерживалась других мировоззрений, в особенности националистических и марксистских взглядов. В-третьих, многие из них выпускники инженерных факультетов и медики. Юристы, педагоги, журналисты, архитекторы идут вслед за ними. Но среди них вообще нет или встречаются крайне редко в качестве исключения выпускники высших богословских учебных заведений. В-четвертых, они не имели какого- либо серьезного религиозного образования. Следовательно, не стоит удивляться тому, что значительная часть этих людей могла утверждать о том, что «им достаточно их толкования Корана» и они ограничивались заучиванием суры «Тавба». Хотя, как известно любому более-менее сведущему в Исламе мусульманину, Коран, да и вообще Ислам без Сунны Пророка понять невозможно. А сура «Тавба» содержит именно те аяты Корана, которые как раз таки без понимания, прежде всего Сунны и жизнеописания Пророка (с.а.в.), а также истории Ислама, истории ниспослания аятов Корана и других исламских наук, можно растолковать ошибочно, в частности как легитимирующие насилие.

Многие мусульманские общественные деятели и мыслители, а также некоторые западные исследователи привлекают внимание к вероятности использования этих религиозно неграмотных, «отчуждающих всех не похожих на себя» и легко манипулируемых людей со стороны различных секретных организаций или спецслужб.

ИСЛ.ТЕР.1

Фактор манипуляции (поиск новых образов врага)

Выглядит крайне странным, как религия, которая со времен своего появления стояла на защите плюрализма, которая открыто признавала «многоликость рода человеческого», которая категорически запрещает убийство невинных людей даже во время войны, раненого или просящего пощаду противника, которая запрещает всякие виды пыток (будь то физического, или морального характера) и издевательств, последователи которой на протяжении веков были основателями самых пестрых, самых плюралистических обществ, могла пережить какую- то загадочную метаморфозу в конце 20-го века и стать способствующей терроризму!?

По большому счету, терроризм, с которым хотят связать Ислам и мусульман, ничего не даёт ни Исламу, ни мусульманам. Во время терактов страдают сами мусульмане, а после терактов именно мусульмане подпадают под подозрение и подвергаются всяческим проверкам, нередко и дискриминации. Теракты вызывают у немусульманского населения явное отвращение к Исламу и мусульманам. А если следовать логике любой религии, в особенности это присуще Исламу и Христианству, адепты религии должны стараться донести свой призыв другим. Более того, если учитывать, что согласно учению Ислама, «Ислам – это универсальная религия, посланная всему человечеству» и, что «каждый мусульманин должен преподносить другим людям свою веру идеальным образом жизни», и «что никто не ответственен за грехи и ошибки другого», то логика которая движет террористами, действующими якобы во имя мусульман и Ислама, предстает явно «вне Ислама», более того «анти-Исламской».

Дата, с которой берет начало систематическое отождествление Ислама с терроризмом на Западе – это начало 90-х годов 20-го века. Начало 90-х годов символично окончательным разрушением двухполюсного миропорядка, провозглашением «однополюсного мира» и «нового мирового порядка» (New World Order) и объявлением Ислама такими влиятельными представителями Запада, как М.Тэтчер, генсек NATO Вёрнер «новым врагом Запада», вместо бывшего Восточного блока.

Если провести всесторонний и объективный анализ, то можно увидеть, что такие феномены как так называемый «исламский фундаментализм», международный терроризм, «джихадизм», «неуловимый Бен Ладен» и т.д. почти все порождения последнего времени. В связи с темой международного терроризма среди некоторых аналитиков можно встретить пишущих о «Гладио» (тайных полувоенных подразделениях НАТО, которые должны были быть использованы с целью подрывной деятельности в ходе войны с Восточным блоком), «идеологии страха» и «манипуляции сознанием». Недавние громкие разоблачения в Турции многопрофильной террористической организации «Эргенекон», связанной с определенными спецслужбами и турецкими СМИ, смогли пролить свет на многие вопросы, годами волновавшие турецкое общество, особенно в связи с терактами приписываемыми религиозным радикалам или радикальным курдским организациям. Почти все теракты оказались на самом деле плодом деятельности «Эргенекона», преследовавшей цели – нагнетания обстановки в стране, натравливания различных групп друг против друга и дискредитации мусульманских общин и организаций.

Не преследуют ли некоторые темные силы цели столкнуть некоторые страны и в общем всё человечество в пучину «столкновения цивилизаций»?

В заключение, вслед за многими мусульманскими мыслителями современности, можно сказать, что «терроризм – это незаконнорожденное дитя модернизма, модернистского сознания, подброшенное в объятия мусульман» и это проблема, разрешение которой требует со стороны мусульман – понимания и обретения вновь истинно религиозного сознания, а со стороны остального мира – доброй воли, справедливости и объективизма. Но если придерживаться того курса действий, той методологии, которая сейчас на вооружении у правящих элит стран Запада и многих мусульманских стран и которая зиждется на «ответном насилии и информационно- интеллектуальной войне против Ислама» (не имея элементарного представления об Исламе, не вникая в смысл таких терминов, как «джихад», «фундаментализм», «радикализм», не зная о существовании определенной методологии толкования исламских источников и не имея представления об ориенталистических шаблонах и стереотипах, коверкающих Ислам), проблему терроризма и насилия не решить и в далеком будущем. Ведущий российский ученый специалист по фикху Леонид Сюкияйнен говорит, что мощным оружием против терроризма являются истинные исламские ценности и правильно понимаемый шариат.

По сути, терроризм, с которым некоторые идентифицируют Ислам и мусульман, на самом деле является чудовищным «капканом» как для мусульман, так и для всего мира.

Галым Жусипбек




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.