В Европе Bek Air давно бы уже закрыли
Поддержать

В Европе Bek Air давно бы уже закрыли

Материалы по теме

«Авторитарные режимы опираются на тёмные стороны человеческой натуры, демократические – на её светлую сторону».

Если учесть, что казахи на всём протяжении своей истории кочевой культуры вплоть до первой половины ХХ в. имели самый высокий в мире коэффицент естественного роста населения, равного 2,5, то, если бы не геноцид, казахов к 2018 году было бы 140 млн человек.

Среди отечественных историков и демографов до сих пор нет единого мнения не только о подлинном масштабе голода в Казахстане 1932-1933 гг., но и о том, какова была действительная численность казахского народа накануне этой трагедии, не имеющей аналогов в истории человечества. Все противоречия о числе жертв национального бедствия народа происходили из-за отсутствия, точнее, из-за сокрытия достоверных статистических сведений о подлинной численности казахов накануне массового голода (фото № 1). Немалую лепту в эти противоречия, чаще всего преднамеренно, вносят учёные из современной России, которые пытаются опровергнуть исследования казахских историков и демографов 1990-х гг. и занижают количество погибших и откочевавших от голода в сопредельные страны, опираясь лишь на официальные статические данные СССР [1]. Но чтобы представить себе подлинный масштаб национального бедствия казахов 1931-1933 гг. (именно 1931-1933 гг., поскольку голод начался с 1931 г., о чём неопровержимо свидетельствуют архивные материалы. – С.А.), достаточно взять за основу данные первой всероссийской переписи населения 1897 г. Так численность народа, назвавшего своим родным языком казахский, по итогам первой всеобщей переписи 1897 г., равнялась 4 084 тысячам [2, с. 577-578], узбеков — 726 534, киргиз – 201 682, туркмен – 281 357 [3]. Далее приведу следующий сравнительный анализ:

№ п/п

Народы Казахстана и Центральной Азии

Численность за 1897 г.

Численность за 2018 г.

Прирост

в %

1

 

Казахи

4 084 139

12 250 305

299,9% или

в 2,9 раза

2

 

Узбеки

726 534

24 858 159

3421,5% или в 34,2 раза

3

 

Киргизы

201 682

4 587 430

2274,5% или в 22,7 раза

4

 

Туркмены

281 357

4 011 000

(данные 2010 г.)

1425,6% или

в 14,2 раза

Как видно из статистических сведений переписи 1897 г., в начале ХХ в казахов было вдвое больше всех остальных народов Центральной Азии (киргизов, узбеков, сартов, туркмен и таджиков) вместе взятых. Между тем, необходимо почеркнуть, что данные о численности казахов по первой переписи 1897 г. были не совсем объективными. Казахи скрывали или уменьшали количество своих детей допризывного и призывного возраста из-за подозрений и страха, что «перепись производится с целью призыва их детей на службу в русскую армию» [4, с. 1]. Немало казахских семей просто откочевало в глубь степи, чтобы избежать переписи. Необходимо добавить, что первая перепись в империи вызвала массовое недоверие и огромные волнения по всей России, в том числе в русском крестьянстве [5]. Но, тем не менее, если взять хотя бы эти данные о казахах в 4 084 тыс. и умножить её на самый низкий показатель прироста среди других народов ЦА — в 1425,6% или 14,2 раза (прирост туркмен), то численность казахов на сегодня должна была составить 57,9 млн человек (!), или если умножить на средний показатель прироста в 2274, 5% или 22,7 раза (прирост киргизов), то казахи сегодня составили бы — 92,8 млн человек (!), что заметно больше населения современной Турции на текущий момент (82 млн). Если учесть тот факт, что казахи на всём протяжении своей истории кочевой культуры вплоть до первой половины ХХ в. имели самый высокий в мире коэффицент естественного роста населения, равного 2,5, то следовало бы  официальную численность 1897 г. в 4 084 тыс. умножить на 3421,5% или в 34,2 раза (прирост узбеков), чтобы получить наиболее вероятную численность казахов к 2018 г., равную 139,7 млн человек. «Масштабы трагедии были столь чудовищны, — говорится в материале Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова МОН РК «Коллективизация в Казахстане» от 01.08.2013 г., — что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить её как проявление политики геноцида. Такая констатация вытекает из строгих норм международного права, зафиксированных в международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» [6].

Далее, процитировав сухие официальные статитические данные о том, что к концу голода в 1933 г. численность казахов составляла менее, подчеркиваю — МЕНЕЕ 2-х млн человек, едва достигнув 2 181 тыс. лишь к 1937 г. [7], необходимо констатировать следующее. В начале ХХ в. казахи являлись пятым по численности народом до и послереволюционной России. Ещё в 1914 г. лидер «Алаш» А.Н. Букейхан в статье «Мұсылман сиезі» (букв. «Мусульманский съезд») подчеркивал: «Среди тюркских народов нет других народо-государств, сплочённо занимающих на одной территории огромной численностью, как наши казахи» (ориг.: «Түрік затты халықта біздің қазақтай бір жерде тізе қосып, қалың отырған іргелі ел жоқ») [8, т. ХІ, c. 72]. «Даже в том случае, если казах, как прежде, утаил число своих домочадцев, а статистик «ошибся» в своем статистическом отчёте, казахское население Туркестана и Казахстана (за исключением казахов Бухары и Хивы) составляет сегодня не менее 6 млн. 470 тыс. человек», — заявлял тот же А.Н. Букейхан в своей заметке, опубликованной в 1924 г. в печатном органе партии и правительства КазАССР – газете «Еңбекші қазақ» [9, с. 3]. Следует заметить, что автор здесь вёл речь о численности этнических казахов, населяющих территорию одноименной республики в границах до 1925 г. Вместе с сородичами из Бухары и Хивы, этнические казахи могли составить не менее 7 млн. Советская власть, искусственно организовав человеконенавистический голод, прервала преемственность поколений казахского народа, уничтожила его историческую память, истребила основной генофонд нации, cломала его вольный степной дух, превратив его в малочисленную тюркскую народность без исторических корней, самобытной культуры, языка, с исковерканнным этнонимом («казах» вместо «казак»), рабской психологией и послушанием. Затем чтобы окончательно ассимилировать казахов последовали ещё два акта. Сначала в 1940 году  был принят закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики», второй — в 1944 г. ЦК ВКП (б) приняла постановление о запрете изучения истории тюркских народов, прежде всего казахского народа.  

Так что же предшествовало этому геноциду и этноциду против казахского народа, что стало главной её причиной?

Предвестником грядущей общенациональной трагедии стало назначение ответственным секретарём Казакской краевой коммунистической партии ВКП (б) Ф.И. Голощёкина. Как И. Сталин, малообразованный «семинарист-недоучка» (выражение его коллеги по партии Л.Д. Троцкого), для реализации своего чудовищного замысла в Казакской АССР мастерски подобрал себе подобного малообразованного (выпускник зубоврачебной школы в Риге), хлоднокровного, безжалостного цареубийцу (один из организаторов убийства семьи царя Николая ІІ) Ф. Голощёкина. А он, в свою очередь,  подобрал себе подобных малообразованных, бездушных карьеристов из числа казахских коммунистов-большевиков. Прибыв в Казахскую АССР в качестве партийного вождя – первого руководителя республики в 1925 г., Ф. И. Голощёкин стал отстранять от власти неугодных себе казахских деятелей: С. Кожанулы, С. Садвакасулы, Н. Нурмакулы, А. Алибекулы и др. были отстранены от власти и отозваны в Москву. На посту председателя КазЦИК Жалау Мынбайулы (Мынбаев) в 1927 г. заменил Ельтай Тышканбайулы (Ташканбаев), который на этот пост взлетел с должности секретаря волостного комитета ВКП(б). На посту председателя СНК КазАССР Ныгмета Нурмакулы в 1929 г. заменил Ораз Исаулы. В руководстве КазКрайКома Ф. Голощёкин своим заместителем – ІІ секретарем взял Измухана Корамысулы.

Кого из себя представляли новые руководители Казахской АССР?

Измухан Корамысулы (1896-1938) закончил начальную русско-казахскую школу. В 1916-1917 гг. работал в скотобойнях Оренбурга, затем в родном ауле участвует в создании первых совдепов. Был назначен секретарём, а затем председателем Туз-Тубинского волисполкома. Вступив в партию в 1921 г., избирается членом Акбулакского уездного исполкома. В 1923 г. назначен инструктором, а затем — замзаведующего орготделом Актюбинского губкома ВКП (б); в 1924 г. в Оренбурге помощник ответ. секретаря Киргизского обкома РКП(б). 1925-1934 гг. – 2-й секретарь КазКрайКома ВКП(б), одновременно в 1932-1933 гг. первый секретарь Алма-Атинского обкома ВКП(б). На этом посту участвовал в политике массовой конфискации, приведшей к массовому голоду.

Ораз Исаулы (1899-1938) – казахско-советский государственный деятель, председатель СНК Казахской АССР-ССР (1929-1938). В эти годы он состоял членом особой тройки, созданной по приказу НКВД СССР Николая Ежова от 30.07.1937 г. № 00447 [10] и активно участвовал в сталинских репрессиях (Тройки НКВД СССР или республиканские, краевые и областные тройки НКВД СССР органы административной (внесудебной) репрессии при республиканских, краевых и областных управлениях НКВД СССР, созданные в целях проведения операции по репрессированию «антисоветских элементов» и действовавшие в СССР с августа 1937 по ноябрь 1938 года. Состояли из трёх человек — начальника, секретаря и прокурора, чем и обусловлено их название). В его бытность главой СНК КазАССР за его подписью было издано постановление от 05.02.1936 г., согласно которому было исковеркано обозначение казакской нации – этноним казак изменили на КАЗАХ. За верность и усердную службу ВКП (б) отмечен повышением по службе: с 1930 по 1937 гг. кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1930-1937), с октября 1937 г. — член ЦК ВКП(б). Постановлением пленума ЦК ВКП(б) № 11 от 12.10.1937 г. — член Президиума ЦИК СССР (1935-1938), кандидат в члены Президиума ЦИК СССР (1929-1935).

Ельтай Ерназарулы (18871945) – малограмотен, едва читал и писал. В молодости батрачил. В 1907-1919 гг. чернорабочий кожевенного завода; в 1919-1927 гг. — секретарь аульной ячейки, председатель волкома бедняцкого союза «Кошчи»; с должности секретаря волкома ВКП(б) избран на пост председателя ЦИКа республики. Он по рекомендации Ф. Голощёкина («такая фамилия не подобает председателю ЦИК республики»), которому понравился скромный шаруа, поменял свою фамилию с Тышканбайулы на Ерназарулы (Ерназаров). На этом посту он также возглавлял комиссию, руководившую конфискацией хозяйств крупных баев в 1928 г.

Неудивительно, что массовое преследование бывших алашординцев и их единомышленников из числа первых казахских большевиков, массовая конфискация байских хозяйств и массовая принудительная коллективизация, повлекшие за собой катастрофический для казахов голод, удивительным образом совпали по времени – 1928-1933 гг. Именно в эти годы появляются ряд соответствующих постановлений КазЦИК и СНК КазССР, как, например, «О конфискации байских хозяйств» от 27.08.1928 г. (фото № 2), «Об уголовной ответственности за противодействие конфискации и выселении крупнейшего и полуфеодального байства» от 13.09.1928 г., «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством и байством» от 19.02.1930 г. и т.д. В частности, как известно из официальной отечественной истории, в 1929 г. более чем 40 видных деятелей «Алаш» во главе с А. Байтурсынулы арестованы, под конвоем доставлены в Москву и заключены в Бутырку. Параллельно с этой акцией началась широкомасштабная кампания по конфискации байских хозяйств (фото № 3). Как отмечалось в вышеупомянутом материале ИИиЭ им. Ч.Ч. Валиханова, её масштабы в Казахстане пока не поддаются точной оценке. Десятки тысяч хозяйств высылались за пределы округа проживания в границах республики. Кампания раскулачивания вылилась в широкие репрессивные акции по отношению теперь и к шаруа. 07.08.1932 г. был принят закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», предполагавший наказание в виде расстрела, а при «смягчающих обстоятельствах» 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Только за первый год действия этой антиконституционной нормы в Казахстане было осуждено 33 345 человек. Так называемые раскулачиваемые подводились под ряд других статей уголовного характера. При этом отсутствовало какое-либо подобие судебного разбирательства. Все решалось «тройками», членом которой являлся  Ораз Исаулы. За 5 лет, с 1929 по 1933 гг., тройкой ПП ОГПУ в КазАССР, по неполным данным, было рассмотрено 9805 дел и принято решений в отношении 22 933 лиц, из них к высшей мере наказания — расстрелу было приговорено 3 386 человек, заключению в концлагерях от 3 до 10 лет — 13 151 чел. [6].

Фото № 2

Беспрецедентный урон понесло традиционное казахское животноводство. В 1928 г. в республике насчитывалось 6509 тыс. голов крупного рогатого скота, а в 1932 г. всего 965 тыс. Даже накануне войны, в 1941 г., доколхозный уровень не был восстановлен (3335 тыс. голов). По данным А.Н. Букейхана, если в 1913 г.  поголовье овец и коз составляло 30-36 млн., то в 1932 г. осталось 1 млн. 386 тыс. Из поголовья лошадей, определявшегося на 1928 г. в 3,6 млн. голов, физически выбыло 3,2 млн. Практически перестала существовать такая традиционная для казахов отрасль, как верблюдоводство: к 1935 г. осталось всего 63 тыс. верблюдов, тогда как в 1928 г. их насчитывалось 1042 тыс. голов [6].

Таким образом, в 1930-1931 гг. ситуация в Казахстане стала настолько катастрофической, что заставила и бывших казахско-советских руководителей, отозванных в Москву, и элиту Алаш забыть о существовавших противоречиях и обидах. Вот как это описывал в своих показаниях Ныгмет Нурмакулы следователю ОГПУ в бутырской тюрьме в 1937 г., председатель СНК Казахской АССР в 1925-1929 гг. (фото № 4): «Период 1930-1933 гг. для Казахстана был особенно тяжелым, …ошибки казахского руководства привели к резкому упадку животноводческого хозяйства, невиданному голоду и массовым откочёвкам казахского населения из Казахстана. Будучи убеждённым в том, что Казахским руководством проводится великодержавно-шовинистическая, колонизаторская политика, я, как и другие националисты, встал на путь борьбы» [11, л. 30]. 

 

Фото № 3. Сведения о конфискованном скоте у баев-полуфеодалов в 1928 г.

Из беседы с Т. Рыскулулы, состоявшейся в 1931 году в его кабинете в Кремле, он заключил, что тот взялся за объединение всех недовольных положением для «организованной борьбы». «Объединение нас, Рыскулова, Ходжанова и меня, означало создание руководящего ядра», — заявлял далее Н. Нурмакулы [11, л. 35]. По его свидетельству, Т. Рыскулулы, занимая пост заместителя председателя СНК РСФСР, в качестве превентивного метода борьбы с «великодержавно-шовинистической и колонизаторской политикой» Ф. Голощёкина предложил опять же… служебную записку, не забывая при этом о своей личной карьере: «Одной из конкретных форм этого организованного выступления, по мнению Рыскулова, должно быть организованное давление на ЦК ВКП(б) с изложением положения в Казахстане в нашем представлении, о провале руководства Казахстана, о недовольстве им казахского населения. По высказанному мнению Рыскулова, эта записка должна быть подана за многими подписями, которые надо собрать в Казахстане. Наряду с этим Рыскулов расчитывал, в результате этого, в ближайшее же время добиться своего назначения на пост председателя СНК КазАССР» [11, л. 35]. Однако весь эффект двух служебных записок Т. Рыскулулы, а также письменного обращения к Сталину главы СНК КазАССР Ораза Исаулы от августа 1932 г. заключался в том, что 17.09.1932 г. И. Сталин подписал постановление ЦК ВКП(б) «О развитии животноводства Казахстана». Это постановление, принятое в самый разгар голода, стало издевкой над великим степным народом и его традиционным скотоводческим хозяйством, имеющим глубокую историю в несколько тысяч лет. Ровно 100 лет назад, в 1832 г., «казахский геродот» А.И. Левшин писал: «Стада овец изумляют здесь многочисленностию своею. Едва ли есть где-нибудь в мире такая страна, в которой бы видно было их более» [12, c. 375].       

Фото № 4. Руководство Казахской АССР с генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. Сталиным: (во втором ряду слева направо) первый — ответственный секретарь Казкрайкома ВКП (б) Ф.И. Голощёкин, второй – редактор партийно-правительственной газеты «Еңбекші қазақ», далее – председатель ЦИК КазАССР Жалау Мынбайулы, И. Сталин, Измухан Корамсыулы (вероятно), председатель СНК КазАССР Ныгмет Нурмакулы, последний неизвестен. Москва, Кремль, 1926-1927 гг.

Этот чудовищный геноцид над многомиллионным, самым крупным в мире тюркским народом Советская власть совершила руками его же сыновей коммунистов-большевиков. Известный историк Талас Омарбек считает, что такие аппаратчики, как Ораз Исаулы, Абдолла Асылбекулы, Измухан Корамысулы, Сейткали Мендешулы, Елтай Ерназарулы и др. были «карьеристами, ценившими свои высокие места выше чаяний народа». Однако, историк слишком мягко охарактеризовал их роль в национальной трагедии казахского народа. Ни одна «величайшая» идея, навязанная извне, никакая «развитая индустрия» и те десятки городов, которые якобы построены в Казахстане советской властью, не могут и не оправдают тех бесчисленных злодений, тех античеловеческих экспериментов, повлекших миллионы жертв. Ответственность за этот геноцид несёт в первую очередь Коммунистическая партия (РСДРП (б), РКП (б), ВКП (б), КПСС) во главе с ее бессменным вождем в 1922-1953 гг. И. Сталиным и правительство СССР. Геноцид, согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 09.12.1948 г. в Парижe, является тягчайшим преступлением против человечества. Вместе с ними всю полноту ответственности должны нести и казахские коммунисты-большевики, руководившие КазАССР/ССР в 1925-1938 гг. Геноцид как преступление не имеет срока давности.

Но вместо этого, при обретении независимости, казахско-советская, крайне однобокая, мифологизированная и политизированная, история досталась нам в «наследство», в которой наши коммунисты-большевики «обрели»  луноликие образы.

Пора прямо и открыто сказать о распространённом среди научных и творческих деятелей позорном, если не сказать, опасном, явлении. Между учёными, писателями, поэтами бытует молчаливый, негласный раздел исторических личностей по жузам, областям и регионам. Подобного «раздела» не избежала ни одна из исторических фигур, торе-султаны (чингизиды, прямые потомки Чингис хана и его старшего сына хана Джучи) не стали исключением. Эта позорная практика коснулась особенно популярных деятелей новейшей истории – с начала ХХ в. Смысл раздела в том, что каждый жуз, область или регион идеализирует своего земляка-идола, независимо от того, алашординец он, потомок того или иного хана, большевик или научный или творческий деятель, и чаще всего в отрыве и в ущерб подлинной истории. К примеру, идолом Западно-Казахстанской области с конца 80-х гг. прошлого столетия стал видный представитель движения «Алаш», бывший глава Западного отдела Алаш Орды Жаханша Досмухамедулы, Акмолинской области – Сакен Сейфуллин, Кызылординской области – Мустафа Шокай, в Туркестанской области их даже два – Султанбек Кожанулы, но для одного жуза, Турар Рыскулулы — для другого (последний ещё и в Жамбылской области). Этой практике молчаливо потворствует само государство, предписывая праздновать юбилеи исторических фигур общенационального уровня в тех или других областях, но ни в коем случае в новой столице. Например, 300-летие хана Абылая – в Кокшетау (2013 г. вместо 2011-го), 150-летие А. Букейхана – в Караганды (2016), юбилеи (215-летие со дня рождения, 170-летие со дня гибели) последнего правителя единого Казахского ханства Кенесары – в Таразе (2017), 125-летие С. Кожанулы и Т. Рыскулулы – в Туркестане (2019) и т.д. И не факт, что 150-летие А. Байтурсынулы в 2022 г. пройдёт в столице, а не в Костанае. А вот  состоятся ли в текущем году юбилейные торжества на общенациональном уровне по случаю 100-летия со дня преобразования Автономии Алаш в Казахскую Советскую Республику как фундамента и основоположника независимости современного Казахского государства — это большой вопрос.

Перечень первоисточников:

  • 1 Алексеенко А. Н. Население Казахстана. 1920—1990 гг. — Алматы, 1993 г.
  • 2 Букейхановъ, А. Н. Киргизы. // Костелянскій, А. Н. (ред.). Формы национальнаго движенія въ современныхъ государствахъ. 1910 г. СПб. — С. 577–600.
  • 3 РГАЭ РФ (быв. ЦГАНХ СССР), фонд 1562, опись 336, ед.хр. 966-1001 (Разработочная таблица ф. 15А. Национальный состав населения по СССР, республикам, областям, районам); Тройницкий Н.А. — Первая всеобщая перепись населенія Россійской Имперіи, 1897г. / Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г.
  • 4 Бөкейханов Ғалихан, Байтұрсынов Ахмед, Дулатов Мирякуб, т. б. Қазақ халқына! (Есеп алу тақырыпты). //«Қазақ», № 234, 24.06.1917 ж. Орынбор. – C. 1.
  • 5 Котельников А. История производства и разработки всеобщей переписи населения 28 января 1897 г. — СПб., 1909;
  • 6 Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Коллективизация в Казахстане. – Е-history, 13.01.2013 — https://e-history.kz/ru/contents/view/294
  • 7 Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. – 320 с.
  • 8 Бөкейхан Ә. Шығармалары – Сочинения. 15 томов. – Астана: Общественный фонд «Алашорда», 2018.
  • 9 Бөкейханов Ә. Қазақ қанша?//«Еңбекші қазақ», 28.10.1924 ж. Орынбор. – С. 3
  • 10  Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  • 11 ЦА ФСБ РФ. Дело № 12103 по обвинения Нурмакова Н.Н. Р-8336.
  • 12 Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей (под общей редакцией академика М.К. Козыбаева). — Алматы: «Санат», 1996. – 656 с.
  • 13 ЦА ФСБ РФ. Следственное дело № 12066 по обвинению Букейхана А.Н. Р-34862.
Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.