вторник, 02 июня 2020
,
USD/KZT: 408.61 EUR/KZT: 454.09 RUR/KZT: 5.86
4,5 миллиарда тенге за велодорожки Фонд социального медицинского страхования за аренду здания заплатил около 130 млн. тенге Токаев пожелал выздоровления Пашиняну Увеличены выплаты за сдачу старого авто на утилизацию Нас ждёт жара 4 банка получили 20 миллиардов Неспокойная граница Брат министра решил уйти в отставку на фоне коррупционного скандала ОПЕК+ может состояться 4 июня Отец пропавшего студента пытался покончить самоубийством В Уральске от коронавируса умер сотрудник Тенгиза Космический корабль "Драгон" пристыковался к Международной космической станции В Алматы установят туалеты за 10 миллионов тенге Число могил на спецкладбище для жертв коронавируса в Алматы возросло Таиланд откроет международное авиасообщение 1 июля Поезда на Алаколь запустят в ближайшее время Дети до 14 лет будут летать бесплатно Несмотря на карантин Казахстан покинули свыше 7 тысяч человек В Казахстане блокпосты снимут 1 июня Импортеры и производители кабельной продукции обратились к президенту Токаеву Трамп подписал скандальный указ о соцсетях C 30 мая в Алматы откроются мечети и церкви Уровень газификации Казахстана равняется всего 51,47% Volkswagen станет акционером совместного производства JAC Motors в Костанае Только три банка из ТОП-10 показали прирост вкладов в апреле

Налог на социальную справедливость

Глава государства К.К. Токаев провел 11 мая заключительное заседание Государственной комиссии по чрезвычайному положению, которая теперь преобразована в Государственную комиссию по восстановлению экономического роста. Президент страны сформулировал семь задач, которые предстоит решить в ближайшем будущем.

Большинство задач особого отклика у общественности не вызвало. Они уже ставились не раз в прошлом, но по сию пору как-то не решались.

Наибольший резонанс вызвала задача №4: «Считаю, что во имя социальной справедливости пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН в отношении заработных плат и других видов дохода. Смысл прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплачиваемого налога возрастет. Наша основная цель – вывести из «тени» наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте».

В социальных сетях появилось множество постов, критикующих предложение К.К. Токаева. В основном критика сводится к тому, что увеличится налоговая нагрузка на работодателей, что приведет к увеличению доли зарплат в конвертах, что о никакой социальной справедливости речи идти не может.

На самом свое зерно истины в идее ввести прогрессивное налогообложение доходов населения есть. Но оно заключается не в социальной справедливости, а в стимулирование потребления отечественных товаров, работ и услуг за счет системы вычетов. Например, брать на вычеты пропорционально нормам амортизации стоимость товаров длительного пользования казахстанского производства.

Но вот здесь возникает первая проблема – проблема социальной справедливости. Человек с высокими доходами, даже если применит такие вычеты, все равно будет платить налоги. А как быть человеку с низкими доходами? Если он будет применять подобные вычеты, то не он будет должен бюджету, а, наоборот, бюджет будет должен ему. А если у него отобрать право на вычеты, то это будет явной социальной несправедливостью. И раз мы говорим о социальной справедливости, государству придется смириться с тем, что расходы, которые можно брать на вычеты, должны компенсироваться за счет бюджета для наших граждан с низкими доходами.

Таким образом, за счет системы вычетов государство стимулирует потребление казахстанских продуктов, а значит и рост производства. Но чтобы получить по-настоящему действенный эффект, надо развивать конкурентную среду, демонтировать сложившуюся систему покровительства бизнеса (экономику агашек). В противном случае, только некоторые производители получат выгоды, что практически гарантировано приведет к росту цен и снижению качества продукции.

Вычеты создают и другой резон для внедрения прогрессивной шкалы: вывод из тени части бизнеса, прячущегося в ней. Например, если брать на вычеты какую-то долю арендной платы за съемное жилье, то это будет понуждать арендатора требовать налоговую счет-фактуру. Арендодатель в таком случае будет вынужден декларировать свои доходы. Цены за аренду, конечно, вырастут, но это тот побочный эффект, без которого никак не обойтись.

При таком подходе к прогрессивному налогообложению – широком применение системы вычетов в наших текущих условиях– бюджет скорее проиграет, чем выиграет. Но если внедрять прогрессивное налогообложение без вычетов, то это увеличит долю бизнеса в тени, что тоже отрицательно скажется на доходах бюджета.

Поэтому, когда речь идет о прогрессивном налогообложение, то во главу угла должна ставиться не социальная справедливость, даже не стимулирование потребление казахстанских товаров, работ и услуг, а изменение условий ведения бизнеса.

А изменение условий ведения бизнеса невозможно без глубокого реформирования системы государственного управления. Об этом тоже говорил глава государства на заседание госкомиссии: «Важнейшим направлением Стратегического плана страны станут преобразования системы государственного управления ... Следует исключить ненужные процедуры, согласования, совещания, пустую трату времени и средств. Эта практика изжила себя. Решения нужно принимать быстро, и, самое главное, выполнять их. Важно сохранить определенный заряд инициативности, принятия ответственности на себя и в поствирусный период».

Выполнение решений зависит от уровня общественного контроля: чем меньше контроль, тем хуже дела с исполнением. Принятие ответственности на себя зависит от объема полученных полномочий: чем меньше полномочий, тем больше согласований с вышестоящим начальством.

Возвращаясь к прогрессивному налогообложению. Его внедрение требует коренного переустройства политической системы, конкуренции не только в бизнесе, но и в общественной жизни. Налоговая система не может быть социально справедливой и стимулирующей экономическое развитие без реального народного представительства, когда выбранные народные представители определяют, что, как и в каком размере облагать налогами, а затем контролируют как исполнительные органы распоряжаются собранными налогами.

Казахстан многообразен и не один регион не похож на другой. И даже между районами одного региона есть существенные различия. И единая система налогов при таком многообразии тоже не может быть социально справедливой и стимулирующей экономическое развитие без налогового федерализма, когда по части налогов – их базы, ставкам – решения принимаются на уровне районов и регионов.

Нет налогов без представительства! Нет государственных денег – есть деньги налогоплательщиков.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33