Обезглавленный народ
Поддержать

Обезглавленный народ

Правительство намерено ввести еще один утилизационный сбор – теперь уже на кабельную продукцию. Его главный аргумент – создание 160 рабочих мест. Но при этом никто не подумал о том, какими будут последствия для производителей кабельной продукции, а также сотен казахстанских компаний — импортеров, которые обратились с просьбой к президенту остановить этот беспредел. Это первый случай, когда интересы импортеров и производителей совпали.

Материалы по теме

 

— Чем продиктовано обращение участников рынка кабельной продукции к президенту Токаеву и в государственные органы?

—  Президент все время повторяет тезис о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, связанного с пандемией. Вопрос защиты бизнеса и, самое главное, сохранения рабочих мест и доходов населения стоит как никогда остро. Но, несмотря на это, МИИР продвигает процесс введения утилизационного платежа на кабельную продукцию и вносит незначительные изменения в ранее утвержденные «Правила стимулирования производства в Республике Казахстан кабельно-проводниковой продукции: экологически безопасной (негорючей и (или) с пониженной пожароопасностью и малым дымо- и газовыделением); отходы которой являются перерабатываемыми на территории Республики Казахстан».

Это откровенный лоббизм! Это поставит наши заводы и импортеров в условия, при которых они будут вынуждены повысить цены на кабельную продукцию, как производимую в стране, так и не производимую в Казахстане. А поскольку в Казахстан импортируется почти 65% потребляемой кабельной продукции, то она вырастет в цене на 7-10%, что приведет к удорожанию энергетических проектов с уже утвержденной сметной стоимостью. При этом пострадает большое количество строительных и электромонтажных компаний. А в будущих проектах будет увеличена нагрузка на госбюджет. Закон рынка таков, что любое ограничение конкуренции, и последующее за ним снижение предложения на рынке, приводит к повышению цены. Поэтому повышение на 5%, а затем на 10% — это только начало.

Уничтожение действующих заводов, не вошедших в список избранных, повысит цены на кабель и дальше. И наконец, сейчас, когда мы и так находимся в тяжелейшей ситуации, у нас попросту нет средств на уплату утилизационного сбора.

А кабель, который не производится в Казахстане по элементарной причине отсутствия рентабельности (малые объемы потребления, но очень широкая номенклатура), будет импортироваться, но уже по более высокой цене.

Кроме заводов, пострадают торговые компаний, импортирующие кабель, строительные, электромонтажные, электросетевые компании, которые будут вынуждены компенсировать потери от увеличения стоимости кабеля. Только в одной «Казахстанской Электроэнергетической Ассоциации» состоит 114 крупных компаний (это всего лишь одна из профильных ассоциаций), плюс еще большее количество компаний, которые не состоят в данной ассоциации, плюс более 100 торговых компаний Казахстана.

Пролоббированное введение утилизационного сбора для поддержки 4-5-ти избранных заводов приведет к многочисленным непрогнозируемым последствиям, сокращению рабочих мест в компаниях, росту социального напряжения…

— О каких избранных компаниях идет речь? Может, таким образом министерство пытается поддержать отечественных производителей?

— Мы только за отечественных производителей, а импортеры ввозят в Казахстан ту продукцию, которая в большинстве своем не производится в стране, соответственно их деятельность не мешает заводам развиваться, а наоборот вынуждает производить конкурентоспособную продукцию.

А с текущим ухудшением состояния экономики в ближайшее импортируемые виды продукции производиться не будут тем более. Это тот первый случай, когда интересы импортеров и производителей совпали.

Свою позицию на изменения Правил стимулирования производства наш Союз и Союз производителей кабельной продукции Казахстана направили в Минэкологии, Мининдустрии, Минюст и НПП. Нас также поддержали казахстанские заводы, не входящие в Союз.

Сами Правила настолько «скользкие», что стимулирования можно и не получить, но при этом 5% с оборота вынь и отдай. Такой подход нас не устраивает. А импортеры, отчаявшись от того, что их мнение вообще никто не учитывал, обратились к Президенту.

Правда в том, что введение утилизационного сбора на кабельную продукцию  поддерживают заводы, входящие в состав Ассоциации кабельных заводов Казахстана, а это 5 заводов, если, конечно, за время наших споров в их состав не вошли новые предприятия. Акционером и руководителем одного из этих предприятий является Председатель Комитета обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен». Думаю, комментарии излишни.

Авторы идеи по введению утилизационного сбора нисколько не думали об экологии, заботой о которой активно маскируют все свои действия. На самом деле, их усилия направлены на устранение конкуренции внутри страны.

Они предлагают производить расчет утилизационного сбора на основании стоимости кабеля, и это говорит о том, что ни экология, ни защита здоровья населения, ни развитие производства на самом деле не являются приоритетами для лоббистов этого  предложения. Для сравнения, в соседней России утилизационный платеж рассчитывается от массы кабеля и направлен на реальные меры переработки и защиты окружающей среды. При этом ставка утилизационного платежа в России в 170 раз меньше предлагаемой в Казахстане!

На сегодня не отработаны механизмы сбора кабеля, нет механизма утилизации, отсутствуют тарифы компенсации за сданный на утилизацию кабель, нет ни одного перерабатывающего предприятия и даже экономического обоснования на создание  комплекса, осуществляющего утилизацию кабельной продукции. Поэтому вызывает огромное недоумение спешка по его введению.

 По данным МИИР РК введение утилизационного платежа позволит создать 160 (всего!) рабочих мест в кабельной отрасли РК. При этом, ведомство никак не оценило масштаб издержек для импортеров кабельной продукции, не оценил количество предприятий, которые будут вынуждены закрыться, количество людей, потеряющих работу. Я уже не говорю о том, что потери бюджета, связанные с перерасходом средств на приобретение импортной кабельной продукции, составят в год более 5 млрд. тенге!

Если создание 160 рабочих мест ценой сокращения не менее стольких же рабочих мест важнее для государства, то даже не знаю, как это назвать. Если каждый импортер с целью оптимизации расходов сократит по 1-2 сотрудника, то это не так вроде и страшно в разрезе отдельно каждой компании, но вместе это примерно 150-300 сотрудников.

А заводам придется минимизировать свои расходы и риски невозврата оплаченного утильсбора через стимулирование. Что могут предпринять заводы? Например, создать торговые дома и продавать им произведенную продукцию по себестоимости. В результате размер утильсбора станет меньше, так как оплата его осуществляется с цены первой продажи. А налоги в бюджет от самих заводов резко упадут, если вообще будут платиться. Зачем это все государству? Не исключаю также при такой оптимизации и сокращение работников.

То же самое могут предпринять и иностранные заводы, продавая продукцию своим торговым домам, созданным в Казахстане, по низкой цене.

Зачем лезть к отрасли со своей «помощью», если большая ее часть просит просто оставить их в покое?

Нашу отрасль пытаются все время сравнить с «автопромом», но это не уместно. Если так называемый «автопром» занимается сборкой авто и не в состоянии достичь уровня локализации в 50%, то у кабельных заводов с этим проблем нет.

Да и сам результат от попыток наладить автопроизводство в стране говорит сам за себя.

— Сколько предприятий поддержали ваше обращение к госорганам и импортеров к Президенту? Какое количество работников на них занято?

— В общей сложности 8 заводов выступили против введения утилизационного сбора при таких Правилах стимулирования, когда возврат не гарантирован. На этих заводах трудятся более 1500 человек.

А к Президенту обратились 35 компаний-импортеров, а всего их более 150 по стране, на которых трудятся более 2000 человек.

— С чем вы связываете постоянные попытки правительства ввести утилизационный сбор на ту или иную продукцию? Ведь каждый раз это становится поводом для скандала?

Когда вводят плату утилизационного сбора с целью обеспечения утилизации отходов, таких как техника, бытовые приборы, упаковка, масла и прочие товары, которые естественным путем в короткие сроки не разлагаются или наносят вред экологии, то это понятно. Решается чисто экологический вопрос.

Когда на авто и сельхозтехнику устанавливают размер утильсбора в разы превышающий расходы на их утилизацию, это вызывает возмущение не только у бизнеса, для которого эта техника является орудием производства, выполнения работ или оказания услуг, но и у народа, который должен платить иногда в десятки раз больше, чем необходимо. Например, за авто определенной марки объемом двигателя 2400 куб. см необходимо оплатить 500 МРП, то есть 1.389.000 тенге, а за тоже авто, но с объемом двигателя 3500 куб. см необходимо уже заплатить 1150 МРП, то есть 3.194.700 тенге. Как может объем двигателя влиять на утилизацию авто? Никак! Учитывая, что утилизация этого авто стоит примерно 130 – 150 тыс. тенге.

Отсюда и выводы, что цель утильсбора не экология, а «стимулирование автопрома» за счет денег потребителей, то есть народа и бизнеса.

Вообще не могу понять, почему одну отрасль производства должны развивать в ущерб другой отрасли, которая является для общества жизненно необходимой? В частности, за счет сельского хозяйства хотят развивать «производство» сельхозтехники.

С 2016 года по 2019 год «автопром» получил примерно около 100 млрд. тенге «стимулирования», а налогов заплатил мизер. Получается они убыточные? Тогда зачем они вообще нужны нам?

Теперь решили ввести и на кабельную продукцию, но тут уже взимать плату в размере 5% от цены первой продажи или ввозной цены импорта.

Если кто-то в министерствах экологии и индустрии считают, что замораживание 5% с оборота даже на месяц не наносит никакого ущерба заводам, то они ошибаются. Также надо учитывать, что уплаченный утильсбор может и не вернуться через стимулирование, в таком случае одни заводы будут в более худшем положении, чем другие, а это нарушение 194 статьи Предпринимательского кодекса.

Когда представители госорганов говорят, что за это стимулирование имеют право выставлять встречные обязательства, им стоить помнить, что они не государственные деньги выделяют на стимулирование, а деньги потребителей, которые «не видят» казначейских счетов.

Самое интересное, где они найдут кабель, который хотят утилизировать или перерабатывать? Любой адекватный бизнесмен или даже любой человек отнесет кабель в пункт приема металлолома, так как это цветмет, за который хорошо платят сборщики металлов. Также во всех инфраструктурных объектах, за исключением линий электропередачи, кабель, подлежащий замене, не учитывается на бухгалтерском балансе, а значит, его как мусор отнесут опять-таки в пункт приема металлолома и неплохо заработают. Одним словом, переработка и утилизация это мечты и не более.

Но, если государство решило платить за утилизацию и переработку кабеля приемщикам металлолома, то тогда вопросов еще больше. А не хочет ли кто-то неплохо заработать на этом? Вообще, у меня такое чувство, что правительство не успокоится, пока окончательно не угробит бизнес.

Я считаю, что юридические и фактические цели введения утилизационного сбора не соответствуют друг другу. Экология никого не беспокоит. Наверное, так и будем «крутить отвертками» и обогащать «металлоломщиков». Но тогда возмущения общества всегда будут обоснованными!

— Какова позиция НПП «Атамекен» по этому вопросу?

— Учитывая мое негативное отношение к НПП, постараюсь быть объективным. Во-первых, когда принимали Правила стимулирования, НПП поддержала их. Удивительно, что Палата не заметила массу несоответствий законодательству в этих Правилах. Например, переход денежных средств в доход Оператора, тогда как Экологическим кодексом деньги, поступающие на счет Оператора направляются строго на те цели, которые прописаны в этом кодексе. Извлечение доходов не предусмотрено.

Какая позиция будет у Палаты при изменении этих Правил, не знаю, но надеюсь, что она нас поддержит. Свои заключения мы направили 25 мая в НПП. Ответа пока нет.

Во-вторых, когда была попытка еще в 2019 году ввести 5% размер утильсбора, НПП нас поддержала, выразив позицию, что пока не изменят Правила стимулирования, которые будут устраивать все заводы, вводить 5% преждевременно. За это им отдельное спасибо!

Но необходимо учесть, что само ведение 5%-го утильсбора на кабельную продукцию НПП поддержала, т.е. согласилась с анализом регуляторного воздействия, который ссылается в свою очередь на исследования небезызвестной компании «Талап», которая свои исследования провела на данных 4-5 заводов ассоциации, которая заинтересована в ведение утильсбора.

Какая в итоге будет позиция у НПП не знаю, но надеюсь, что она нас услышит и выступит вместе с нами за полную отмену утильсбора и стимулирования отрасли. Думаю, скоро будет все ясно.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.