Правда о том, как лучшие школы Казахстана сохраняют свой престиж, занимаясь приписками
Поддержать

Правда о том, как лучшие школы Казахстана сохраняют свой престиж, занимаясь приписками

«Из-за наличия слабых, поступающих по блату учеников, РФМШ приходится снижать свои требования. Поэтому я очень осторожно отношусь к людям, которые хвастаются тем, что когда-то окончили эту престижную школу, — утверждает выпускник РФМШ 2014 года, магистрант Московского физико-технического университета Ильяс Мынжасаров.

 С 25 мая Республиканская физико-математическая школа (РФМШ) им. Жаутыкова приступила к приему заявок от желающих учиться в этой школе. Сейчас оживились курсы, гарантирующие поступление. Их стоимость начинается примерно с 50 тысяч в месяц. Когда начнутся экзамены, традиционно (предположительно — в августе) вокруг школы и ее окрестностей соберутся огромные толпы болельщиков – родителей, бабушек-дедушек, тетушек-дядюшек…

 Но сохранило ли это элитное учебное заведение, созданное для самых талантливых казахстанских школьников, сейчас, когда в Казахстане все покупается и продается, свои славные традиции: независимость от материального и социального статуса родителей?

— Мне лично эта школа, давно уже ставшая устойчивым брендом в отечественном образовании, дала очень многое, — рассказывает серебряный призер международных олимпиад —  Жаутыковской и Romanians Masters of Physics —  Ильяс Мынжасаров. — Спасибо судьбе за то, что я попал в нее когда-то. Но я, как выпускник этой школы, хорошо знаком не только с оберткой, которая формируется СМИ, но и с начинкой. Поэтому очень осторожно отношусь к людям, которые хвастаются тем, что когда-то окончили это учебное заведение. Я прекрасно знаю, что его аттестат давно уже не является показателем хороших знаний.

 Напомню всем историю появления РФМШ в Казахстане. В гонке с США за освоение космоса СССР был заинтересован в подготовке кадров в области точных наук, поэтому стали открываться физико-математические школы при университетах в Москве, Киеве, Новосибирске и Ленинграде, а потом и в Алма- Ате. Благодаря сильному педагогическому составу и высоким требованиям, ее выпускники хорошо проявляли себя не только в науке или технических специальностях, а в самых разных сферах.

 До сих пор поступление в эту школу воспринимается как гарантия успеха в будущем. Для большинства обывателей физмат предстает в образе идеальной школы, где учатся увлеченные наукой школьники. На самом деле, состояние дел не только в физмате, но и в других престижных школах иное. Сейчас при наличии влиятельных или состоятельных родителей туда можно поступить, не соответствуя требованиям отбора, и прийти к финалу соответсвенно — даже не имея тех знаний, которых требует обычная школьная программа.

 В мое время ситуация в физмате обстояла следующим образом. Были выдающиеся ученики, которые побеждали на олимпиадах и конкурсах. Именно на них держалась и держится имидж школы, именно их достижения и победы попадаются в заголовки СМИ.

 Есть средние, которые знают на «хорошо» или «отлично» школьную программу, но звезд с неба не хватают. Самая интересная категория – это блатные, которые ходили тусоваться. Среди них были те, кто приезжал в 10 классе в школу как на показ мод на крутой машине. Дискомфорта из-за того, что не тянут программу, они не испытывали.  Наоборот – вели себя раскованно, порой вызывающе. Еще бы — они ведь тратились больше всех: их родители покупали для школы всякие принадлежности — кофейные аппараты и т.д. Конечно, я огрубил классификацию и перечислил базисы, на которых может строиться образ ученика физмата. Среди нас было немало и детей влиятельных людей, которые поступили сами. Они сейчас учатся в хороших (в том числе — технических) вузах за границей. А блатные – кто занялся семейным бизнесом, кто – поступил в зарубежный вуз, а потом вернулся. Но в основном они учатся в местных вузах экономике, финансам, менеджменту.  

…В нашем обществе принято хвастаться по любому поводу. Кроме дорогой машины и затратных тоев, школа тоже один из таких понтов. Я это могу смело утверждать, потому что не раз это наблюдал и наблюдаю, в том числе среди родственников и знакомых из близкого круга. Родительский эгоизм имеет свойство лишать человека мыслить трезво. Отдавая своего отпрыска, который не имеет способностей к точным предметам, в престижную школу, они думают, что тот подтянется под окружающих. Но ведь он не один такой желающий, количество таких родителей сейчас зашкаливает.

Наличие блатных очень негативно сказывается на учебном процессе. О каких строгих требованиях может идти речь, когда в классе есть ученик, знания которого не соответствуют требованиям школы, но при этом он продолжается учиться, так как у него есть надежная «крыша»? Именно из-за них школе приходится понижать требования. Например, в наше время были четвертные контрольные работы, которые проводились и проверялись централизованно по бальной системе. Нюанс заключался в том, что критерии оценивания проходили уже после того, как были проверены все работы. Это делалось для того, чтобы, в зависимости от результатов, подогнать их таким образом, чтобы был хороший средний балл по школе. Бывало так, что когда работы были написаны очень плохо, то оценка 4 начиналась с 50 процентов от максимального количества баллов. Словом, в погоне за хорошим показателем снижались требования, потому что отчислить всех слабых не удастся, а престиж школы надо сохранять.

Кто-то может возразить: «Но мы же видим, что на республиканских и международных олимпиадах физмат показывает хорошие результаты по тестам». Но тут надо понять, что олимпийцы – малый процент от обучающихся. В наше время на республиканские олимпиады по одному предмету с одной параллели могли поехать максимум два ученика. Если школьник благодаря заслугам на предыдущих олимпиадах попадал в республиканскую сборную, то он не участвовал в отборе, а сразу ехал на первенство страны, то есть чисто теоретически с одной параллели по одному предмету могут поехать 5-6 учеников. Это только те, кто участвует, победителей будет меньше. Тех, кто попадает на международную олимпиаду, еще меньше. В них принимают участие 5 человек не из какой-то школы или города, а со всей страны. То есть это очень мизерный процент учащихся. Но именно по ним судят об уровне школы, хотя это большая ошибка. Дело  в том, что никакого отношения к их победам со стороны официальной школьной программы нет. Олимпийцы – это отдельная лига. Они живут в режиме, который отделен от ритма жизни всей школы. Администрация, чтобы они могли участвовать в соревновательных сборах и олимпиадах, дает им полную свободу.

 Что касается «Алтын Белгі» (АБ). Я уже не помню, сколько их было в год моего выпуска, но из-за того, что в физмат поступают отборные школьники, то, как правило, среди них много претендентов. Причем, уровень знаний у них может быть самый разный. Бывает, человек сносно знает физику и математику, а по остальным предметам — слабый. В итоге хорошо сдает тест и проходит отбор в школу, а по факту знания его не соответствуют вожделенному знаку «Алтын Белгi». В физмат ведь поступают после класса 8 и 9, поэтому там сразу определяют претендентов и к ним особое отношение. Например, могут завысить оценку или дать возможность пересдать предмет. Главное – получить всеми правдами и неправдами 5 по всем предметам и дойти до ЕНТ, а уж школа-то там окажет поддержку. И тут еще одна ловушка. К АБ и уровню ЕНТ применяют стандартные требования МОН, которые были сформированы с опорой на средний уровень образования по стране.

Обладатель «Алтын белгi» из физмата тоже должен в первую очередь соответствовать им, но, с другой стороны, у этой школы есть свои завышенные требования по школьной программе, так как она позиционирует себя как специализированное учебное заведение. Если физмат будет строго оценивать всех претендентов на АБ по своим завышенным требованиям, то это срежет многих из них. Поэтому в угоду рейтингу, а не качеству знаний, школа оказывает им поддержку, занижая свои требования. Ведь на ЕНТ (его уровень несложный) они, скорее всего, смогут подтвердить свои знания.

Блатные заканчивают физмат по-особому.  В мое время было такое понятие, как участие в проектных конкурсах. Суть в том, что ученик находит научного руководителя и пишет научную работу, которую потом презентует на конкурсе, что автоматически освобождало его он участия в ЕНТ. Но так как никто не может оценить вклад самого ученика в проектную работу, то эта площадка использовалась для того, чтобы «откосить» от него.  Другие, имея хорошие финансовые возможности, выбирали заграничные ВУЗы, где не требуется сдача ЕНТ: они писали отказ от него и сдавали итоговый экзамен в школе, не портя тем самым для нее картину среднего балла.

Как мы видим, политика в физмате сейчас больше нацелена не на улучшение программы, а на погоню за хорошей статистикой самыми разными способами. Но если уж физмат, который является эталоном, таков, тогда что говорить про простые школы или школы в селах?

Многие могут подумать, что я запомнил только плохое, но это не так. Я просто я хочу показать на примере родной школы, модель которой показала в свое время высокую эффективность, как неправильная политика государства оказывает пагубное влияние на систему образования. Я не могу винить в этом родную школу. Являясь частью системы, она просто является ее жертвой, она не может не быть ею априори. Если бы мы жили в правовом государстве, где нельзя все решить по связям или взяткой, то отбор в школу проходил бы честно. Учителя, не боясь бы своего начальства, могли бы смело идти на принцип и настоять на отчислении слабого ученика. Если бы у нас эффективно работали суды, то можно было бы отстаивать свою правоту и там….

 Как мы видим, все опять упирается в политическую систему, которая сейчас делает акцент не на эффективность, а на показуху, и она заполнила собой все в нашей стране, в том числе и школы…

 На знания «забили» все

О том, как в Казахстане проводятся ЕНТ, рассказала на условиях анонимности педагог-предметник одной из алматинских школ:

 — Каждая школа, чтобы не выглядеть хуже других, готова ради высоких баллов на все: на подкуп, подмену результатов и т.д.  Скажем, у нас перед очередным ЕНТ директор школы собрал тех учителей, чьи предметы входят в тестовые задания, и велел разделиться на группы во главе с ответственным. На телефон последнего в день сдачи ЕНТ выпускники скидывали тестовые вопросы, а учителя-предметники давали на них правильные ответы.

Подробный инструктаж перед ЕНТ прошли не только учителя, но и выпускники. Им советовали брать с собой по несколько аппаратов: мол, заберут один – у тебя есть второй, попадешься с ним – воспользуешься третьим… Некоторые брали с собой до пяти смартфонов. Не все смогли ими воспользоваться, потому что детей из разных школ рассаживали вперемешку в разные аудитории. И все же большинство имело возможность сфотографировать и отправить вопросы ответственному учителю. Вы спросите: а где же были в это время представители МОН РК (завучи школ и преподаватели вузов, прошедших специальное обучение)? Конечно же, этих завучей, прежде чем направить в регионы не по месту их жительства и работы, тоже инструктируют, — что нужно делать, чтобы тестирование прошло как положено. Но, во-первых, за всеми выпускниками не уследишь — в каждой аудитории сидят до 150 человек. А, во-вторых, не все представители министерства, скажем прямо, были кристально честными. Одни сами легко соглашались брать подношения, другим всовывали взятки почти насильно. И те, вспоминая, наверное, в эти минуты о своей зарплате и о том, что им тоже надо кормить семьи, на многое закрывали глаза. Дети, отпрашиваясь в туалет, передавали вопросы родителям или ответственному учителю через окно. Охранники и дежурные в коридорах по понятным причинам закрывали на это глаза: цена доходила до тысячи долларов. И вот результат: с хорошими баллами – 96 и выше – сдали ЕНТ те, кто в школе еле-еле учился на тройки. И, наоборот, результаты тех, кто учился хорошо, но сдавал ЕНТ честно, оказались хуже. За камеры отвечали программисты – школьные учителя информатики. Вряд ли кто-то из них откажется от «левых» денег» ….

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.