Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись?
Поддержать

Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись?

Неделю назад exclusive.kz запустил голосование в социальных сетях с вопросом о том, как они оценивают деятельность Бахытжана Сагинтаева год спустя после начала его работы. Только 22% проголосовавших оценили его деятельность позитивно, 78% — негативно.

Материалы по теме

Возможно, год – еще слишком небольшой срок для того, чтобы горожане определились со своей оценкой. Однако, когда мы запустили аналогичное голосование об оценке деятельности президента Токаева, который официально приступил к своим обязанностям почти одновременно, активность, как и позитивные оценки были гораздо выше – позитивно оценили его деятельность 63%. Нас можно было обвинить в нерепрезентативности таких оценок, но они практически полностью совпали с результатами апрельского социологического опроса, которое провел ОФ Стратегия. Практически те же данные мы получили в ходе совместного экспертного опроса http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/119449/?fbclid=IwAR3tMFfpMvq3W7LwjLnwmKJWEZfgnNNQ45E5pr1FGreteHtitwDhj_vwAnE.

К тому же, судя по последнем опросу того же Фонда Стратегия за первый квартал 2020 года  в рейтинге управленческой элиты Сагинтаев занимает 17 место, опережая всего на один пункт своего предшественника Бауржана Байбека (https://ofstrategy.kz/ru/research/project-portrait/item/686-rejting-upravlencheskoj-elity-v-1-kvartale-2020-goda?fbclid=IwAR0MCZRSGH8Th28cEZRnvuG3r8eBUvOapGT3GBUgys7rejitCzpSu19kkzw).

Таким образом, можно точно сказать, что политический портрет Токаева гораздо четче, чем портрет Сагинтаева. А тот факт, что он практически равновесен рейтингу первого заместителя председателя партии Нур Отан и вовсе иронией судьбы.

Так чем же не угодил Сагинтаев привередливым алматинцам?

Вспомним, что Бакытжан Сагинтаев стал премьер-министром в 2016 году и проработал на этом посту два с половиной года. Следующие несколько месяцев он провел в весьма турбулентном режиме: сначала его назначили государственным секретарем, однако меньше через месяца он был назначен руководителем Администрации Президента страны, а буквально через пару недель – стал акимом Алматы.

В своем первом видеобращении к горожанам он отметил, что его главная цель — сделать Алматы безопасным, комфортным и современным мегаполисом. И пообещал реагировать на любые жалобы горожан. Чтобы подкрепить свои слова он немедленно направился осматривать окраины города, начав с Турксибского района. Во время объезда заметил проблемы в ЖКХ, в благоустройстве дворов и детских площадок. Однако гораздо больше этот визит запомнился его поручением очистить улицы района от проституток. При этом он обвинил полицию (возможно, не без оснований) в том, что она «крышует» этот бизнес. Обиженная полиция в ту же ночь провела рейд и задержала более 130 женщин с низкой социальной ответственностью. Это был хороший пиар-ход для привлечения внимания к своей персоне.

Гораздо более сложной задачей оказалась экология города, которая, впрочем, оказалась не по зубам ни одному алматинскому мэру, хотя именно с обещания ее решить каждый из них начинал свою работу. 

И Сагинтаев —  не исключение, заявив о том, что планирует изучить вопрос о переводе городской ТЭЦ-2 на газ. Похоже, что пандемия может стать уважительной причиной для того, чтобы эта проблема вновь отодвинулась на неопределенный срок. Правда, он пообещал, что алматинцы смогут получить беспроцентный кредит на подключение к газу.

Мэр также пообещал «справедливых решений и эффективных действий» и для других проблем города: нехватка рабочих мест с достойной оплатой, инфляция и высокие цены на коммунальные услуги и пр. Однако, пока можно сказать, что единственным его достижением можно назвать резкий рост количества камер видеонаблюдения, к чему горожане отнеслись «без понимания».

Как водится, новый аким заявил о новой стратегии мегаполиса. Нужно признать, что к ее разработке он привлек наиболее активных оппонентов своего предшественника. Однако, при внимательном рассмотрении, несмотря на щедрое употребление слова «новый», концептуальных изменений в ней никто не заметил.

 «Мы исходим из того, что высокое качество жизни алматинцев может быть обеспечено только на базе сильной городской экономики. Поэтому в Стратегии заложен «структурный маневр» экономического развития, в рамках которого мы постепенно перейдем к увеличению доли креативных индустрий, информационных технологий, туризма», — сказал глава города. Новацией он считает и уже далеко не свежий тезис о том, что Алматы будет развиваться как «город без окраин». И добавил — главная задача, которая стоит перед Алматы — войти в Топ-100 лучших городов мира по качеству жизни и условиям ведения бизнеса и в 30 самых развитых городов планеты. Тем более, по его уверениям, сегодня 600 крупных городов формируют 60% экономики мира, и Алматы уже в их числе.

Для того, чтобы воплотить этот план, по подсчетам акима, понадобятся инвестиции в 800 млрд.тенге. На эти деньги будут построены школы, больницы, детсады, решится проблема с водой и освещением улиц и дворов. «Сейчас в «Большом Алматы», то есть городе и пригородных районах, проживают 3 млн человек. По нашим оценкам, к 2030 году здесь будет 5 млн человек», — уточнил Бахытжан Сагинтаев.
Однако, сказать, что стратегический план развития Алматы до 2050 года стал «национальной идеей» алматинцев, честно говоря, нельзя. А к началу пандемии о нем и вовсе благополучно забыли.

Вот что думает по этому поводу один из членов экспертной группы по разработке Стратегии Алматы Асет Наурызбаев:

«Аким поначалу удивил несколькими решениями, отменявшими недавние инициативы Байбека. Для меня символом этого является отсутствие пешеходных полос на перекрестке Кабанбай-батыра — Аблайхана. Но потом он занялся очень хорошим делом — написанием Стратегии развития Алматы. И при этом — великая новация — впервые к ее написанию были привлечены независимые эксперты. Документ получился не очень складным, но главные посылы в нем сделаны. Более того, аким пообещал, что Стратегию 2025 будут писать более точно. И вообще, привлечение горожан к разным городским проблемам является осознанным решением акима. Это его важное достижение, которое пока приняли только его замы. Будем добиваться включения всех отделов акимата. В целом же работа акимата публичной не стала — масса решений принимается в кулуарах, хотя каналы связи с общественностью налажены. Поэтому часто возникают скандалы. Надеюсь, что недавняя смена нескольких начальников управлений поможет акиму двигаться лучше. Пока что главным достижением считаю образ будущего Алматы как Сан-Франциско Центральной Азии, да и всего региона. Вокруг Стратегии начали развиваться различные проекты, например, «Один миллион деревьев». Вообще, экологическая повестка акиму близка. В карантин вошли очень хорошо, а потом расслабились — не было массированной программы обучения людей. Пока вижу несистемность работы, но надеюсь, что все наладится».

Возможно, Сагинтаеву удастся совершить прорыв, проведя в парламенте проект обновленного закона об особом статусе Алматы. Тем более, что он обещал вынести его на всеобщее голосованием на городском референдуме, как это делается во многих европейских городах. Сегодня этот документ существует только на бумаге, хотя его вроде бы никто не отменял. По словам г-на Сагинтаева, он уже заручился поддержкой президента в смысле наполнения закона новым содержанием, и теперь превращение южной столицы в столицу свободного предпринимательства зависит от оперативности разработчиков новой начинки «статусного» закона и от того, удастся ли акимату успешно «зайти» с ним в парламент. Последнее обещает стать задачей не из легких, учитывая абсолютное большинство в парламенте партии первого президента.

Факт в том, что именно Алматы, являющийся триггером развития гражданского общества для всего Казахстана, мог бы стать в умных руках платформой для позитивной мобилизации его потенциала. Вот, пожалуй, самое главное преимущество Сагинтаева, которым он мог бы воспользоваться. И это главная задача сегодня, когда кризис и пандемия, поставили под вопрос все прежние инструменты вовлечения общества в формирование новой повестки дня не только для крупнейшего мегаполиса, но и всей страны.

Тогда бы Сагинтаев мог бы помериться рейтингами с Касым-Жомартом Кемелевичем – по крайней мере, среди алмаатинцев. Но «и рад бы в рай, да грехи не пускают». Тем более, что пока залогом его карьеры пока является безусловная поддержка Токаева, но и его рейтинг пока тоже неустойчив. Поэтому стратегия Сагинтаева, сменившаяся с максимальной открытости на максимальную осторожность.

Вадим Борейко, журналист, автор YouTube-канала «Гиперборей»

Когда год назад Бакытжан Сагинтаев сменил Бауыржана Байбека на посту акима Алматы, многих жителей мегаполиса он сразу расположил к себе своим добрым открытым лицом. К нему хотелось обратиться с теми же словами, какие Рубик-джан из фильма «Мимино» адресовал герою Савелия Крамарова: «Слушай, друг, у тебя такие хорошие глаза. Сразу видно, что ты хороший человек. Помоги, пожалуйста!»

Довольно скоро на городском уровне проявилось ещё одно его качество, которое помогало ему держаться в седле на прежних должностях: умение ни с кем не ссориться, но гнуть свою линию.

В середине июля 2019-го вспыхнул скандал с перспективой застройки парковой зоны «Атакента» конгресс-центром: об этом глава BI Group Айдын Рахимбаев договорился ещё с Байбеком, хотя горожане ничего не знали.

Заместители акима Ерлан Аукенов и Мухит Азирбаев, птенцы гнезда байбекова, всячески заводили рака за камень, уверяя, что ничего строиться не будет, «это только эскизы», хотя проект был уже на этапе топосъёмки, а земельная комиссия под председательством того же Азирбаева успела изменить целевое назначение участка – с «праковой зоны» на «строительство конгресс-центра».

Бакытжан Абдирович дистанцировался от шумных разборок. 27 июля, на субботнике в урочище Кок-Жайляу, в блиц-интервью корреспонденту Informburo.kz Серикжану Маулетбаю он сказал: «Я же только пришёл. Мне сейчас не до конгресс-холла, сейчас много других вопросов, которые надо изучить. Дойдём и до конгресс-холла, и до остальных вопросов». Никаких публичных решений о судьбе этого проекта не было; тем не менее, его тихо свернули.

В конце августа новый аким выступил с инициативой – посадить в Алматы миллион деревьев. Меня, как активиста «экоталибана», не мог не порадовать «зелёный» настрой городничего, но впадать в эйфорию я не спешил. Представлял уже в общих чертах, во что оно выльется. Сейчас, думаю, побегут чиновники со всех ног, спотыкаясь друг о друга, выполнять наказ любимого руководителя — и такого наворотят.

Так и вышло. В октябре прошлого года акимат рапортовал о том, что в рамках акции «Jasyl Almaty» на склонах Кок Тобе «высажены 40 тысяч саженцев яблони Сиверса и 500 тысяч луковиц тюльпанов сортов «Казахстан» и «Нурсултан Назарбаев»». Представители экообщества «Зелёное спасение», побывавшие на месте, обнаружили там тысячи брошенных саженцев и бесхозные ящики с луковицами.

Получила продолжение и история на «Атакенте». Конгресс-центр собирались строить на так называемом «пустыре» площадью около двух гектаров. В действительности, это был луг, засохший без подачи воды. Президент АО «КЦДС Atakent» Мадина Макыпова предложила моим коллегам и мне высадить там Аллею журналистов из 69 яблонь сорта «Золотая лихорадка». Я подписался, но на условии регулярного полива. Мадина Маратовна слово сдержала: на то место подвели пластиковые трубы, яблони прижились, я постоянно их проверяю. В нижней части луга высадили ещё три аллеи яблонь — всего около 350 деревьев.

Мы сажали яблони, чтобы не было пустыря и у потенциальных застройщиков не текли слюни при виде пустующего участка. Но глубокой осенью туда набежали акиматовские, обуреваемые инициативой «Jasyl Almaty», и начали втыкать в лунки каштаны, клёны, катальпы, платаны, дубы и ольху: всего понавтыкали 1900 саженцев. Тщетно Мадина Макыпова убеждала их, что сначала нужно подвести водопровод: чиновники – а это, на секундочку, были сотрудники УЗЭ (управления зелёной экономики), на балансе которого висит 30 гектаров парковой зоны «Атакента», — слышали только «слышащее государство».

Результат себя ждать не замедлил: половина ольховой рощицы весной так и не выстрелила почками, а весь дубовый клин без дождей пожелтел и высох. Иногда ношу туда фляги с водой, да толку-то – сизифов труд. После острых сигналов в фейсбуке в новый парк на лугу приезжала поливалка. Прыскали из шланга в разгар солнцепёка, после чего лунки покрывались коркой такыра. А без рыхления это, считай, дереву капец.

В общем, лишний раз я убедился, что эту страну погубит не только коррупция. Формализм и показуха, когда чиновники работают не для людей, а исключительно для начальства и ради начальства, — не менее опасные метастазы.

А так-то, конечно, глаза у Бакытжана Абдировича добрые».

Фото из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.