четверг, 01 октября 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
В Кувейте назначен новый эмир Кок-Жайляу застраивать не будут Турция подозревает Грецию и Кипр в шантаже ЕС 284 казахстанца имеют двойное гражданство В регионах Китая введен режим ЧП Два ребенка в Казахстане умерли от болезни, схожей с «синдромом Кавасаки» На 10 лет могут посадить экс-сотрудника КНБ за изнасилование трансгендера Экс-замакима Актюбинский области посадили на 12 лет и лишили двух Лексусов Дебаты между Трампом и Байденом начались со взаимных обвинений Фармкомпании в сплошном плюсе Президент Азербайджана назвал требования Армении неприемлемыми Волонтерство станет не только благим, но и выгодным Тимур Бекмамбетов судится за чердак в центре Москвы Как готовятся ко второй волне коронавируса Оппозиционеру Сергею Тихановскому продлен срок ареста Как дорожные рабочие отомстили за невыплату зарплату Петр Порошенко заболел коронавирусом В Карагандинской области хотят установить камеры с системой распознавания лиц Аким Рудного подал в отставку на фоне коррупционного скандала Экс-аким Караганды, покинувший пост из-за коррупционного скандала, возглавил местную СПК Мошенницу из ОАЭ депортировали в Казахстан Казахстан усиливает карантинные меры Тихановская выступит в парламенте Франции В Караганде дочь чиновника выиграла тендер на 2 млрд тенге Мусоровозы в Казахстане оснастят GPS-навигаторами

Как казахстанские контрабандисты губят наше сельское хозяйство

По статданным КНР, в Казахстан из Китая в 2019 году было импортировано 45,5 тыс.тонн, тогда как по казахстанским данным это цифра составила 7,1 тыс.тонн или меньше в 6,4 раза. Куда исчезает эта разница? И сколько стоит смена «гражданства» для контрабандной продукции?

По сообщению источника в Россельхознадзоре, в одной из приграничных Казахстану областей России задержаны два грузовика с яблоками. Казахстанская компания, указанная в документах как отправитель, владельцем яблок себя не признает. Инспектор, подписавший сертификат, подтверждающего фитосанитарную чистоту яблок, был уволен более чем за месяц до выдачи документа. Россияне удивились и ужесточили меры по контролю продовольственных товаров, поступающих из Казахстан, в том числе и транзитных грузов.

Фитосанитарный сертификат – обязательный документ для экспортеров сельскохозяйственной продукции, выдаваемый Комитетом государственной инспекции (КНИ) АПК при МСХ.


19 мая 2020 года в Шымкенте разразился очередной скандал вокруг фитосанитарных сертификатов. На так называемом «пятаке», где собираются дальнобойщики, скопилось свыше 50 грузовиков, с овощами - капустой и луком. Какие-то фуры направлялись в Россию, какие-то в Белоруссию.

Машины, груженные сельхозпродукцией, не могли продолжить свой путь из-за фитосанитарных сертификатов. Проблемы с выдачей сертификатов инспекторы КНИ объясняли то техническими проблемами – мол, база «зависла», то дефицитом кадров - не хватает специалистов для досмотра грузовиков.  Заветные сертификаты получали редкие счастливчики – примерно каждый десятый из обратившихся в инспекцию лично, минуя посредников.

На «пятак» съехались те водители, отправители которых хотели получить сертификат бесплатно как стандартную государственную услугу.

Те же, кто денег не жалел, мог получить сертификат через специальные компании-помогайки, мгновенно оформлявшие нужную бумагу, причем с опцией «ускорение», разумеется, за дополнительную оплату. Стоимость услуг посредников  Туркестанской области в среднем варьируется от двадцати до сорока тысяч тенге. Время получения сертификата в районе 10 минут.

Необходимые процедуры, такие, как например досмотр груза, сразу становились ненужной формальностью.

Один такой «ускоренный» фитосертификат в Жетысайской территориальной инспекции выдали на груз, который находился в тот момент в Уральске - без какого либо досмотра и всего  за тридцать тысяч тенге. Я лично наблюдал за всем процессом переговоров отправителя груза с водителем, находящимся на границе РФ...

Водители, скопившиеся на стоянке, так живо обсуждали действия властей, что в ситуацию пришлось вмешаться председателю КНИ Марсу АМАЛБЕКУ.  После этой встречи с голодными и злыми дальнобойщиками и система заработала, и специалисты нашлись. За сутки оформили свыше ста пятидесяти машин.

После вмешательства начальства на том самом «пятаке» был создан специальный пункт выдачи фитосертифкатов. Четыре инспектора выдают около свыше ста сертификатов ежедневно – и выписывают и досматривают фуры, подъезжающие прямо к окну будки с инспекторами.

Пережив стресс от общения с водителями и грузоотправителями, председатель КНИ дал команду подчиненным - допустить общественников в территориальные инспекции, чтобы те могли наблюдать за процессом выдачи документов.

Общественники взялись за дело и совершили массу удивительных открытий.

Одно из них – в большинстве инспекций все сертификаты на овощи и фрукты выдают на одну-две компании. Например, в Туркестанской областной инспекции, это ИП «AGRO EXPORT», зарегистрированный в июне 2020 года, однако уже отправляющий от двадцати до пятидесяти фур различной продукции в сутки, по крайней мере, судя по фитосертификатам. Инспекторы такие факты не скрывают. Довольно интересно будет посмотреть на налоговую отчетность этих компаний.

Большинство инспекций, даже там, где явно готовились к визиту общественников, не смогли предоставить фото или видео досмотра грузовиков с продовольствием. А те фотографии, которые показывали инспекторы, судя по названию, были пересланы через мессенджер WhatsApp, но никак не сняты на нагрудный видеорегистратор. Какие-то фотографии досмотра, конечно, показывали, но бывало, что к сорока выданным сертификатам могли показать только одну-две фотографии.

Сорок-пятьдесят сертификатов в день – среднее количество выдачи сертификатов в каждом «фруктово-овощном» районе Туркестанской области. Могли бы выдавать и больше, но это тот показатель, который выполняют инспекторы во вновь созданных пунктах, при условии, что они занимаются только лишь выдачей фитосертификатов, не отвлекаясь на борьбу с саранчой и карантинные мероприятия.

И вот тут получается временная нестыковка. Инспекторы в районах сами заявляют, что время выдачи одного сертификата от тридцати до сорока минут. При этом у них есть другие служебные обязанности. Вот и получается, при такой математике, на выписку пятидесяти сертификатов инспектору требуется свыше двадцати пяти часов в сутки.

Впрочем, если посчитать в деньгах, то при средней ставке в тридцать тысяч за сертификат, пятьдесят сертификатов - это полтора миллиона в день. За такие деньги можно и по тридцать часов в сутки работать. Либо же это означает, что на сертификаты уходит значительно меньше времени.

Удивительный факт случился во время последнего мониторнинга выдачи сертификатов в Туркестанской областной инспекции - там приняли всего две заявки на сертификаты за сутки и о тех инспектор сообщил лишь вечером, хотя за день-два-три до этого объем выдачи сертификатов был стабильно-стандартным. Возможно, потому что общественники хотели присутствовать при досмотре грузов. Интересно было бы глянуть, как изменилась в это день динамика выдачи сертификатов других районах. Ведь присутствие общественников не означает, что надо останавливать «бизнес», а без досмотра документы выдавать можно и через другие районы.

Что же касается самой Туркестанской областной инспекции, то совершенно непонятно, зачем в Туркестане выдают сертификаты на продукцию из Мактааральского, Жетысайского или Шардаринского района. Ведь для получения одного сертификата, водителю придется преодолеть триста-четыреста километров, а это не только время, но и значительные расходы (около тонны солярки). При том, что в районах с концентрацией таких потребностей есть не только инспекции, но и специально созданный, но ныне простаивающий, пункт досмотра, аналогично шымкентскому.

Начальник Туркестанской областной инспекции Нуржан КАШКЕНОВ ответить на эти вопросы не  может, поскольку с момента визита руководства в Шымкент и по сей день находится в отпуске по уходу за здоровьем.

Одно из самых важных открытий, сделанных благодаря скандалам в России и Казахстане, о которых говорилось выше – контрабанда сельхозпродукции. Через Казахстан, для дальнейшего экспорта в Россию, под видом узбекских яблок, заходит продукция из Польши и Китая. Понятно, что раз это контрабанда, то ни о каком досмотре, а значит и фитосанитарной безопасности, речи быть не может.

На такой груз приобретается фитосанитарный сертификат, и китайские или польские яблоки, под видом казахстанских или узбекских, уходят в другие страны ЕАЭС, преимущественно в Россию.

Как сообщил основатель крупной садовой компании Dala Fruit Болатбек АЛИЕВ, объединение «Союз садоводов» провел анализ экспортно-импортных операций свежих яблок между Китаем и Казахстаном. Согласно китайским данным в Казахстан из Китая в 2019 году было импортировано 45,5 тыс.тонн, тогда как по казахстанским данным это цифра составила 7,1 тыс.тонн или меньше в 6,4 раза.

Такой же анализ данных экспорта-импорта между Казахстаном и Узбекистаном, по словам Алиева, тоже показал разницу. И как раз тот самый объем, которого не хватает в китайско-казахстанской отчетности. Так что яблоки никуда не исчезли, просто «поменяли гражданство» при выходе из Казахстана.

Кстати, в августе 2019 года в России был введен запрет на ввоз китайских яблок, груш и персиков. Россельхознадзор обнаружил в продукции поднебесной паразитов, и побоялся, что личинки насекомых могут распространиться на территории РФ. Казахстан же ввёл аналогичный запрет лишь 2 марта 2020 года.

В целом вся система фитосанитарного контроля в Казахстане требует значительной модернизации, поскольку имеет значительные бреши, которые еще и кардинально портят статистику, максимально отдаляя её от реальности.

Кирилл Павлов

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33